Если вы когда-нибудь хотели быстро улететь из Барнаула, например в Екатеринбург или Владивосток, то наверняка знаете, что проще и дешевле сделать это через Москву. С железной дорогой вариантов больше, однако и здесь не все просто — например, место в купе из Новосибирска до того же Владивостока может быть не дешевле авиабилета. Проще говоря — перемещаться по родной стране россиянам слишком дорого и неудобно. Почему так?
Отчасти ответ на этот вопрос можно найти в свежем исследовании российского транспорта в рамках проекта "Сколько стоит Россия: 10 лет спустя", который затеяли аналитики консалтинговой компании ФБК. Изюминка проекта в том, что ведущие отрасли экономики оцениваются не по накопленному богатству, затраченным ресурсам или прошлому страны, а по ее экономическому потенциалу.
Так вот: за последнее десятилетие транспортная система России показала движение вспять. За это время произошло снижение стоимости транспортной отрасли в 1,8 раза.
Серьезного прогресса за последнее время не было практически ни в одной составляющей транспортной инфраструктуры. Например, эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования в России на
протяжении последних десяти лет увеличилась всего на 100 км — до 85,6 тыс. км. Нынешний показатель не сильно отличается и от того, что было 100 лет назад в Российской империи: по данным за 1913
год, длина путей составляла 71,7 тыс. км.
Для сравнения: Китай за тот же период увеличил протяженность путей в 12 раз с 9 до 110 тыс. км и продолжает ежегодно вводить по 10 тыс. км новых путей.
Плотность железных дорог в России также остается низкой — всего 5 км дорог на 1000 кв. м территории. По этому показателю Россия существенно отстает не только от развитых стран, в которых на 1 тыс. кв. м территории приходится до 85–95 км дорог (Венгрия, Германия), но и от многих стран СНГ.
Несколько лучше ситуация с автомобильными дорогами, протяженность которых за десятилетие возросла на 22,1%. Но по плотности автодорожной сети Россия существенно отстает. С показателем в 54,2 км автодорог на 1 тыс. кв. м территории России удалось обогнать из постсоветских государств только Казахстан. В большинстве стран СНГ, не говоря уже о развитых, этот показатель в разы и десятки раз выше (Таджикистан — 95,2, Украина — 281,1, Великобритания — 1724,4 км).
Аналогичные печальные цифры приводятся и по другим видам транспорта: воздушному, морскому, речному и так далее.
О чем говорят все эти цифры? Во-первых, о том, что передвигаться по родной стране россиянам по-прежнему будет дорого и неудобно. Потому что текущие способы управления транспортной отраслью не приводят к росту ее потенциала.
Во-вторых, движение вспять наблюдается не только в транспорте. Например, из других исследований проекта следует, что потенциал промышленности и сельского хозяйства за последнее десятилетие также упал в два раза. Так что рассчитывать на то, что российские производители в ближайшее время смогут заменить дорожающие иностранные товары качественной и дешевой отечественной продукцией тоже не приходится.
Самое важное - в нашем Telegram-канале