Открывая горизонты для Поднебесной
Летний туристический сезон подошел к концу, и он был достаточно активным, сообщил Сергей Попович, заместитель директора туристского информационного центра «Алтайтурцентр».
В 12-й раз прошел традиционный фестиваль «Цветение маральника», который в этом году полностью изменил концепцию, начиная со слогана и заканчивая расположением площадок. В июле вновь удивил необычными вкусовыми сочетаниями гастрономический фестиваль «АХ! Фест». В августе во второй раз прогремел крупнейший на Алтае музыкальный фестиваль «Шум Катуни».
Год еще не закончен, и впереди Алтай ждут два крупнейших события. В ноябре состоится VIII Сибирский форум по оздоровительному и медицинскому туризму. А в начале декабря зимний туристический сезон откроет фестиваль «Алтайская зимовка».
Не менее насыщенным оказался год у санаторного туризма. По итогам первого полугодия алтайские санатории заняли первое место в Сибири по количеству отдыхающих, о чем сообщили аналитики портала «Санатории России». На отдых и лечение приехали более 80 тыс. человек — это на 2% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Однако расслабляться еще рано, предупредил Сергей Попович. Ключевой вызов сегодня — это развитие туризма между Россией и Китаем. После того, как Поднебесная в сентябре 2025 года ввела безвизовый режим, Россия в ближайшее время может сделать то же самое для китайских туристов. Эксперт подчеркивает, что к этому нужно быть готовым уже сейчас.
«Недавно мы провели информационный тур для крупнейших туроператоров из Китая по территории Алтайского края. Мы получили массу позитивных отзывов, но при этом обнаружили проблемные места, над которыми нам предстоит работать. Алтайский край необходимо делать доступным, безопасным, всесезонным и любимым для туристов», — сообщил Сергей Попович.
От оздоровления к впечатлениям
Вместе с турпотоком значительно возросли и «аппетиты» гостей Алтайского края. Сегодня путешественники приезжают в регион не только, чтобы полюбоваться природой и поправить здоровье в местных санаториях.
Для них не менее важно проживать в комфортных условиях (уровня «Люкс» и выше), активно проводить время и поближе познакомиться с местными особенностями: достопримечательностями, историей и кухней.
Ольга Дюкарева, директор и главный врач-косметолог клиники эстетической медицины «Эталон красоты», поделилась следующим наблюдением:
«Анализируя прошедший сезон, мы все видим обнадеживающую динамику турпотока. Однако за этими цифрами кроется и более сложная реальность: гость становится неизмеримо более требовательным. Он ищет не просто услугу, а целостный опыт, глубокую заботу и гарантированный результат восстановления. И в этой новой парадигме ключевым элементом конкурентоспособности становится уже не инфраструктура сама по себе, а человеческий капитал и экспертиза, которые эту инфраструктуру наполняют жизнью и смыслом».
По мнению Ольги Дюкаревой, перспективы развития туризма в Алтайском крае безграничны. И следующим шагом должен стать переход от количественного роста к качественному скачку. «Этот скачок возможен только через инвестиции в подлинное качество услуг и экспертизу, которая живет и развивается здесь, на Алтае», — сообщила эксперт.
Новый алтайский стандарт
Во многом такую высокую планку задал соседний регион, Республика Алтай, ярким примером которого стал курорт «Манжерок». Чтобы успешно конкурировать с ним, туристическую отрасль края ждет трансформация.
Ближе всего к «горному» уровню находится Белокуриха, которая сохраняет статус главного центра оздоровительного туризма в России, считают эксперты. По их мнению, сегодня город-курорт переживает новый виток развития, а некоторые эксперты даже говорят об его «третьем рождении».
В 2025 году рост по заполняемости сети санаториев «Курорт Белокуриха» составил 5%, сообщил генеральный директор компании Константин Ежов. По мнению эксперта, для дальнейшего развития курорта федерального значения необходимо интегрировать медицинские, туристические и культурные услуги в единую экосистему.
«В рамках этой стратегии в прошлом году компания «Курорт Белокуриха» запустила и расширила программы «Люкс» в санаториях «Белокуриха», «Сибирь» и «Катунь», — сообщил Константин Ежов. — В список медицинских услуг вошли актуальные косметические и SPA-процедуры. Мы также открыли современные Центр кардиологии и Центр лечения опорно-двигательного аппарата, оснащенные передовым диагностическим и терапевтическим оборудованием.
Параллельно мы ведем работу над усилением туристической привлекательности региона: создали новые турпакеты с расширенной логистикой и перезапустили туроператора «Большой Алтай». Это позволило нам перейти от посредничества к созданию уникальных продуктов и прямой работе с гостями».
Еще одним важным изменением для «здравницы России» стала замена курортного сбора туристическим налогом. Теперь его выплачивают не отдыхающие, а юридические лица — официальные гостиницы и комплексы, внесенные в реестр классифицированных средств размещения.
Налог по умолчанию включается в стоимость проживания. Сегодня ставка налога в Белокурихе составляет 0,35% от стоимости размещения, и к 2029 году должна вырасти до 5% от облагаемой базы.
Константин Ежов подчеркнул, что налог помогает курорту развиваться. По прогнозам эксперта, доход в бюджет Белокурихи в 2025 году составит 100 млн рублей — это в два раза больше по сравнению с прошлым годом.
Главное — заявить о себе
Однако, несмотря на все прилагаемые усилия, алтайские санатории рискуют остаться «невидимками» для потенциальных гостей. Причиной этого может стать их «неузнаваемость» в цифровом пространстве, полагает Константин Маслаков, директор по региональному развитию туристической платформы «Погнали!».
«Каждый регион обладает уникальными чертами: живописными пейзажами, туристическими маршрутами и оздоравливающими комплексами, — рассуждает эксперт. — Однако за пределами регионов об этих возможностях часто знают лишь немногие. Наша задача — изменить эту ситуацию».
Чтобы помочь туризму выйти на федеральный уровень и привлечь путешественников со всей страны, была создана цифровая платформа «Погнали!». Это единое пространство, где систематизирована вся информация о туристических возможностях регионов.
«В основе платформы — технологические решения, которые сделают путешествия быстрее и удобнее, — объяснил Константин Маслаков. — Мы уже запустили социальную сеть, мобильное приложение и региональные порталы, созданные при взаимодействии с местными властями. Наши следующие планы — разработка бизнес-страницы для туристического сообщества и запуск сервиса для бронирования гостиниц и отелей».
На пути к модернизации
Новым импульсом к изменению туристической отрасли в крае может стать повсеместное внедрение современных технологий в санаториях. На экспертной встрече Аркадий Осока, руководитель проекта ГК «Большой», директор компании «Желтый Слон-Восток», презентовал перспективную разработку, которая может кардинально упростить рутинные процессы в санаториях.
«Группа компаний «Большой» уже 13 лет занимается спецтехникой. В 2025 году мы решили расширить портфель и добавить эксклюзивный для нашего региона продукт. Им стал электрический уборочный комплекс. На наш взгляд, он идеально подойдет Алтайскому краю с его зелеными парками, живописными базами отдыха и оздоравливающими санаториями», — рассказал Аркадий Осока.
По словам эксперта, такой уборочный комплекс может выполнять работу 10 сотрудников. Сегодня специалисты расширяют спектр его возможностей, чтобы он мог работать круглый год: чистить снег зимой и убирать листья осенью.
Еще один перспективный проект компании — разработка беспилотной газонокосилки с дистанционным управлением. Она должна решить вопрос покоса травы в условиях нашего сложного ландшафта, сообщил руководитель проекта.
Поддержка туристического бизнеса
Чтобы туристический бизнес процветал и привлекал гостей со всей страны, необходима качественная материальная поддержка.
Федор Синельников, директор среднего бизнеса Альфа-Банка в Барнауле, рассказал о тенденциях текущего года в санаторно-курортном туризме:
«Один из главных трендов 2025 года — это поиск льготных инвестиций на строительство и реконструкцию гостиниц и многофункциональных комплексов. В прошлом году Альфа-Банк вошел в перечень уполномоченных банков и теперь может выдавать льготные кредиты туристическому бизнесу. Такие решения значительно снижают финансовую нагрузку на бизнес, который создает туристическую инфраструктуру, и стимулирует развитие отрасли.
Вторая тенденция этого года — оптимизация текущей операционной деятельности. Мы уже давно следим за этим направлением и стараемся предлагать актуальные предложения. Например, нашим клиентам доступны устройства для самоинкассации, которые можно установить в любое торгово-сервисное предприятие.
И третье направление — это онлайн-продажи. Поскольку все больше туристических объектов ведут свою деятельность с помощью онлайн-сервисов, то наш банк предлагает выгодные условия по интернет-эквайрингу».
В ходе круглого стола санатории обозначили основную ставку на правильное оздоровление, делая упор на качественное лечение.
Елена Шишкина, маркетолог компании «ПРОКС», центра полного сопровождения торговли, подчеркнула, что Алтайский край славится большим количеством квалифицированных врачей в санаториях. Специально для них компания подготовила предложение, касающееся электронных подписей:
«Электронная подпись стала обязательным атрибутом работы медицинских работников с 2021 года. Мы берем на себя весь процесс выпуска и обновления подписей, даже удаленно. Это идеальное решение для санаториев и оздоравливающих комплексов, ведь на нашей базе располагаются сразу два удостоверяющих центра и два офиса в разных частях города. Для них мы подготовили специальные выгодные условия с учетом объемов.
Еще одно решение: КУЦ — собственный удостоверяющий центр «под ключ». Мы установим и полностью обеспечим работу центра на территории клиники. Это максимально удобное решение, которое полностью исключает необходимость для врачей куда-либо ездить для получения подписи.
Оба подхода позволяют эффективно решить задачу, и выбор зависит от предпочтений и IT-возможностей клиники».
16+