Выставка проходила в краевом театре драмы. На территории первого и почти всего второго этажей разместились более 70 экспонентов: турагентства, районы края, ассоциации, отдельный крупный стенд был посвящен агротуризму на Алтае. В рамках мероприятия прошли тематические "круглые столы": по взаимодействию туроператоров и средств размещения, по использованию туристских ресурсов и т. д.
Одной из особенностей выставки и, по мнению организаторов, ее безусловным преимуществом стало участие в ней 125 профессиональных посетителей — туроператоров и турагентств, продающих или намеренных продавать Алтай. Они приехали из Новокузнецка, Кемерова, Новосибирска, Омска, Томска, Тюмени, Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга и Павлодара. Отбором и приглашением профессионалов занимались "Алтайская ярмарка" и соорганизатор — компания "Охота".
Андрей Олишевский,
гендиректор "Алтайской ярмарки":
Я хочу сказать, что ни одна региональная туристическая выставка в Сибири не реализует такую мощную программу "Профессиональный покупатель". Она проводится на других выставках, но, как правило, основным спонсором выступает какая-то одна туркомпания, которая приглашает своих партнеров и предлагает им свой продукт. Мы же сделали программу шире: дали возможность профессиональным покупателям работать в интересах не одной компании, а всех участников выставки.
Для профессионалов был организован рекламный тур: Белокуриха, левый берег Катуни, Бийск. Частично их работу здесь оплатила администрация края. Однако свой вклад внесли и принимающие стороны по маршруту следования. "Мы надеемся, что вследствие этого тура компании станут продавать Алтай активнее. И в этом будет заключаться экономическая отдача "рекламника". Местные компании вложились в него, поскольку посчитали, что это выгодно", — пояснил г-н Олишевский. Ранее вице-губернатор Михаил Щетинин также объяснял расходы бюджета на участие в любых выставках экономической целесообразностью: "Чем больше клиентов приедет к нам, тем больше доходов получат туристические компании, тем больше отчислений поступит в бюджет".
Отметим, что для Алтайского края "АлтайТур. АлтайКурорт" — это не первый опыт проведения туристической выставки. Мероприятие с таким же названием проходило в течение шести лет в Барнауле с 2000 по 2005 год, но участниками рынка тогда было признано неудачным и неэффективным. По словам Андрея Олишевского, в тот период "Алтайская ярмарка" бежала "впереди паровоза": "Тогда наши операторы и агентства были еще слабенькие, такого развития туризма, как сейчас, в регионе не было. Теперь и рынок поднялся, и спрос созрел, и администрация заинтересована. Все слагаемые правильного проекта сложились. Мы намерены за три года сделать эту выставку главным туристическим событием в СФО в рамках въездного и внутреннего туризма".
"Часто выставки удовлетворяют амбиции властей"
Виталий Наумов,
руководитель Регионального информационно-аналитического центра STI:
Существует мировая практика проведения отраслевых туристских выставочных мероприятий. Утрируя, ее можно свести к трем составляющим. Первая — турбиржи. Это мероприятия, на которых производится турпродукт, их экспоненты — производители туристских и сопутствующих услуг. Профессиональными посетителями являются туроператоры. Дальнейшее звено — рабочие встречи. Их основная задача — продвижение сформированного операторского продукта до агентств. И третье звено — это ярмарки, на которых агентства предлагают продукты туристам.
Я не могу оценить наполнение выставки, проходящей в Барнауле, я видел только ее программу. Судя по ней, это выставка, которая совмещает разные форматы. Чаще всего региональные туристские выставки удовлетворяют амбиции местных властей и отдельных участников рынка, но бизнес-задач, как правило, они не решают. Мне кажется, в крае подошли к пониманию того, что нужно сконцентрироваться на конкретном выставочном формате, но как и чем он будет наполнен — покажет время. Меня смущает, что на эту выставку в качестве trade-visitors пригласили и туроператоров, и турагентов, а это разные целевые группы.
Самое важное - в нашем Telegram-канале