Туризм

Нашего родного "рекламного варварства" я в Италии не встретил

Арт-директор издательсткого дома "Алтапресс" на Рекпортале опубликовал свои впечатления о путешествии в Италию. Однако, это не обычные путевые заметки туриста, а размышления дизайнера о жизненном пространстве и месте рекламы в нем. Предлагаем вниманию читателей alapress.ru "Колонку с картинками" от Алексея Шелепова.
______________________________________________________________________________
Алексей Шелепов

Если дизайнер едет в Италию, отпуск моментально превращается в "паломничество". Помимо запланированного культурного шока от посещения музеев Ватикана, Римского форума, галереи Уффици, массу впечатлений оставляет и то,  как итальянцы бережно, рационально и с большим вкусом относятся к своему жизненному пространству.

Рекламы там, конечно, немало, но нашего родного "рекламного варварства" я нигде не встретил: ни в жилых кварталах, ни на междугородних трассах, ни на вокзалах. Тем более, его нет в исторических и культурных центрах. Впрочем, в аэропорту Римини попался мне на глаза один модуль с запредельным уровнем китча. Это была реклама местной мебельной фабрики на русском языке. То ли заказали проект в России, то ли специально сделали с погрешностью на наш менталитет. Что заметно  — рекламные носители не страдают гигантизмом, модулей 3х6 м просто нет. Хотя отдельные экспонаты встречаются:

Алексей Шелепов

Вот, например, очень приличный  по размерам  (да, кстати, и по дизайну тоже) рекламный баннер на площади Сан Марко. Реклама расположена в центре Венеции на фасаде исторического здания, но раздражения не вызывает.  Почему?  Думаю, наши рекламные деятели это смогли бы быстро "исправить".  Например, так:

Алексей Шелепов

К чему это я? Дело в том, что почти вся реклама в Италии спроектирована с учётом среды, и откровенно дилетантских работ очень мало. Врать не стану, далеко не вся реклама -  шедевры. Но уровень визуальной экологии очень высок. Например, в Сан-Марино рекламы я просто не нашёл. Но везде на улицах попадаются изумительные скульптуры и арт-объекты.

Конечно, в Италии есть Ikea и McDonaids, но вывески магазинов везде гармоничны и соразмерны фасаду здания. Причина тому - законодательное ограничение их размеров. Пожалуй, этот опыт нам давно пора перенять у европейцев. Вот так аскетично и благородно выглядит большинство магазинов Флоренции:

Алексей Шелепов

Даже у местных вандалов иногда совсем неплохой вкус:

Алексей Шелепов

Рестораны обязаны выставлять своё меню перед входом. Некоторые заведения выставляют его на улицу вместе с натуральными ингредиентами пиццы:

Алексей Шелепов

Особое удивление вызывают таблички с названиями улиц на домах – высеченная  в камне "антиква". И это во всех городах, где я был. Вот, например, табличка (если так можно назвать мраморную плиту) в городе Пиза:

Алексей Шелепов

Италия - родина "антиквы".  Впрочем, как и всей графемы латинских прописных литер. Одной из основных целей моего визита в Рим было как раз посещение "типографического первоисточника" — колонны Трояна. Это монументальный "документ", сохранивший древнейший образец  римского капитального шрифта:

Алексей Шелепов

Современные наследники древнеримских "верстальщиков" тоже очень изящно и грамотно работают со шрифтом. Экспозиция скульптуры эпохи императора Веспасиана в Римском форуме:

Алексей Шелепов

Печальное сравнение: недавно я ходил с дочкой в наш краеведческий музей. Меня не покидал один вопрос — почему нельзя НОРМАЛЬНО подписать экспонаты? Кстати, вот ещё один пример – фасадная вывеска музея в Ватикане:

Алексей Шелепов

И теперь сравните с вывеской барнаульского музея "Город". Напрашивается один простой вывод: каждый оформитель, рекламист или дизайнер, работая со средовым объектом, должен придерживаться врачебной заповеди — не навреди. Казалось бы, секрет прост, но почему-то для большинства сотрудников нашего рекламного цеха он недосягаем.

Средневековые улочки Перуджи (да, пирожные именно оттуда). Если посмотреть наверх, никогда не скажешь, что это заполненная магазинами улочка. Где, спрашивается, здоровенные баннеры на стенах, лайтбоксы или чудовищные перетяжки?  Их нет:

Алексей Шелепов

Конечно, это бережно сохраняемый исторический центр. Но почему для нас, барнаульцев, улица имени Толстого не является частью истории нашего города? Почему площадь Октября для нас не является территорией культуры? Неужели кормушка для нескольких рекламщиков и чиновников нам дороже эстетики собственного города?

P.S. Как-то раз  Денис Воробьёв мне с маэстро Филатовым сказал: "Когда художники умирают, они потом рисуют небо". Денис,  наверное,  был прав. Такого живописного неба как в Италии я ещё не видел нигде. Я не знаю, почему так?

Алексей Шелепов

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость