Туризм

Ольга Ришко - об особенностях советского и современного туризма

Счастье для человека, если его увлечение становится делом жизни. Это подтверждает Ольга Ришко, директор одной из старейших туристических фирм Барнаула - агентства путешествий "ГЛЭМ-ТУР". Свой первый опыт работы в туризме Ольга получала в 1983 году. Принципы, которые сформировала советская школа инструкторов, повлияли на политику внутри созданной ею компании. "ГЛЭМ" называют самым интеллигентным агентством города. И если в 1983 году Ольга ходила с советской интеллигенцией по горам Алтая, то сегодня отправляет ее, состоявшуюся и успешную, в увлекательные заграничные путешествия.

Родом из походов

- Туризм в 1983 году. Что это было?

- Параллельно с учебой в институте культуры я училась на инструктора по туризму и летом работала в стройотряде на турбазе "Золоте озеро" на Телецком озере. Я ходила с группами по горам и сплавлялась на ялах.

- Могли тогда себе представить, что в сфере туризма появится столько возможностей?

- Нет, конечно. В крае тогда было всего три организации, которые занимались туризмом, - "Спутник", "Интурист" и "Алтайтурист". От "Алтайтуриста" мы как раз на Телецком озере и работали. Но у меня был и опыт поездок за границу. Я была в Югославии, Болгарии, Румынии. Тогда путевки приходили по разнарядке через комсомол. Кроме того, к 1990 году я объехала практически весь СССР. У меня был большой багаж по временам железного занавеса. Тем не менее не могла предположить, чем буду заниматься.

- Кто мог позволить себе путешествовать хотя бы внутри страны в 1980-е годы?

- Человек с зарплатой в 150–180 рублей. То есть многие жители СССР. 100 рублей стоила путевка в Болгарию. В Югославию, кажется, 280 рублей, но это считалось дорого. Но тогда практически все путешествовали через профсоюз, все платили взносы, и он оплачивал около 70% от стоимости путевки. Была сеть пансионатов на Черном море, и практически все советские люди ездили туда по какой-то очереди. Это был, если говорить современным языком, совершенно непритязательный клиент.

Другие люди приезжали на Алтай. Когда я водила группы по всесоюзным пешеходным и водно-пешеходным маршрутам, то уже была достаточно взрослой и понимала, что происходит в стране. Нашей интеллигенции за железным занавесом нужно было как-то развиваться внутренне и духовно. А как? За границу - невозможно. Литературу прочитать, какую хочешь, сложно. Говорить ничего нельзя. И интеллигенция пошла в горы. Среди научных сотрудников разных институтов тогда было много альпинистов - это считалось модным. И к нам в Горный Алтай приезжала элита со всего Союза - в группах были ученые и богема (правда, тогда мы этого слова еще не знали) из Прибалтики, Москвы, Санкт-Петербурга... Всех, кто приезжал, можно было слушать часами раскрыв рот - настолько эксклюзивные люди. И я, студентка, должна была им соответствовать. Более того, группу из 30–40 человек нужно было обеспечить сухим и не рваным снаряжением (поверьте - это было сложно!), достать продукты…

И это были особенные туристы! Они умели чувствовать природу, понимали, что такое добро, пели у костра Визбора и Высоцкого. Это сейчас жизнь поставила всех в рамки, когда нужно выживать. И за трудностями мы стали забывать, что такое красота, разучились быть счастливыми.

- Сейчас среди клиентов встречаются те, особенные?

- Как раз та интеллигенция, люди из тех походов, которые смогли подняться до определенного уровня доходов и могут позволить себе путешествовать, и являются сейчас нашими клиентами. У них определенный уровень еще того, советского образования. Они выбирают путешествия с чувством, а возвращаются домой с пониманием страны, в которой побывали. Им сейчас от 44 до 50 лет. А вот среди тех, кому сейчас 27–30, таких очень мало (но имейте в виду, что я говорю только о тех, кто может себе позволить путешествия).

Заглядывая вперед

- Любой бизнес постоянно требует обновления. С чего вы начинали и чему научились к сегодняшнему дню?

- Мы начинали с шоп-туров и экскурсионных туров для школьников в Санкт-Петербург и Москву. Первыми организовали шоп-туры в Иран и Италию. Потом я поняла, что страна движется вперед, на первое место выходит отдых. В 1995 году мы съездили в Египет, в 1996-м - в Турцию. И когда в 1996–1997 годах из Новосибирска пошли первые чартеры на эти курорты, то мы были к ним готовы. Произошло "попадание в клиента", но тогда мы еще не знали таких слов. Это сейчас у меня второе высшее - "маркетинг".

- Чего сегодня ждут от вас клиенты?

- Клиент 2009 года сильно отличается от клиента 1996–1997 годов. Тогда был клиент, который нигде не был и тебе верил. Сейчас это подкованный клиент, и чтобы он от тебя не ушел, каждый год нужно предлагать что-то новое. Но мы любим взыскательных клиентов за то, что они дают нам возможность двигаться вперед, заниматься собственным образованием.

- Вы боялись кризиса?

- В начале 1990-х был сплошной кризис. Есть было нечего, а мы турфирму открывали… Тяжелым был 1998 год. В августе на зарубежном направлении наступил коллапс, остановили все самолеты. Сентябрь, октябрь, ноябрь - ни одного звонка. Но мы быстро перестроились: решили предложить клиентам программу на Новый год. Мы самыми первыми, как сейчас помню, привезли на турбазу "Катунь" культмассовика, баяниста, откупили блок мест, придумали программу и предложили ее клиентам. И люди поехали. Заграница снова пошла с июня 1999 года. Но было страшно, потому что после того, как мы "продали" Новый год, до апреля опять не было звонков.

Сейчас мы работаем в прежнем режиме. Прошлой осенью стало меньше VIP-клиентов, но остальное потихонечку шло. С апреля - валом Турция. Лето отработали нормально - и Греция, и Испания, и Болгария. Сейчас тоже продажи идут. Оживились VIP-клиенты. Невозможно уехать ни на Кубу, ни в Доминиканскую Республику - все продано. Самая дорогая гостиница на Пхукете - на двоих взрослых $ 14 тыс. - еле-еле место нашли. Весь мир отдыхает. Так что не успели понять, страшен кризис или нет.

Как рыба в воде

- Сколько человек сегодня задают тон турбизнесу в регионе?

- Есть определенный костяк специалистов, которые начали турбизнес с нуля в 1994 году.

Кто-то ушел из "Алтайтуриста", кто-то из "Спутника", кто-то поменял специальность. Мне было проще, потому что я уже работала в туризме, была готова общаться с клиентами. Плюс "школа" по выбиванию продуктов. Плюс любовь к этому делу. Учились всему сами, интуитивно, менялись. Люди, которые входили в тот костяк, и сейчас довольно плотно общаются. Практически все входят в члены правления Алтайской региональной ассоциации туризма. Мы не просто работаем. Мы со своим огромным опытом хотели бы приносить пользу обществу.

- Создается ощущение, что турагентств сегодня в Барнауле очень много...

- Много риэлторских компаний поменяли профиль. С одной стороны, хорошо, что у клиента большой выбор, а с другой - открывается много непрофессиональных компаний. Они могут испортить отпуск клиенту и бросить тень на профессионализм работников турбизнеса.

- То, что делают власти в плане развития туризма, вы одобряете?

- Может быть, на первых порах это не то, чего все ждут. Но то, что на уровне края идет продвижение региона, это - шаг вперед. Бумеранг в виде клиентов вернется, но не сразу. Пока у нас еще очень дорогие авиабилеты, средства размещения. Но рано или поздно все изменится, построят бийский аэропорт, больше авиакомпаний будут к нам летать, появятся больше средств размещения, горнолыжные базы. Конкуренция даст более адекватные цены.

- Один успешный руководитель заметил в беседе со мной, что если бы ему сказали: "Вот сейчас нужно начать все заново", он бы сел и заплакал. А вы смогли бы начать с нуля?

- С таким опытом тут не плакать - тут садиться и начинать. Это просто здорово, когда ты знаешь, как работать. Ты ас в своем деле. Ты как рыба в воде. Я не знаю, что будет дальше. Не секрет, что идет монополизация рынка, Москва съедает Новосибирск, Новосибирск поглощает Барнаул. Мы понимаем, что всех, кто бы ни копошился, сметут. Но москвичи знают, что мы - профессионалы, и уже не раз делали нам предложения.

Блиц-опрос

- Ваш любимый афоризм?

- "Нигде не найти покоя тому, кто не нашел его в себе. Отдых - это прежде всего внутренняя готовность наслаждаться жизнью". Не помню, кто это сказал, но я всегда говорю об этом клиентам.

- Вы хотели бы иметь свой самолет?

- Это мечта моего мужа. Когда-то он был летчиком, а сейчас мечтает о своем самолете, чтобы больше путешествовать.

- Хотелось бы отменить границы, чтобы людям, которые хотят смотреть мир, было проще передвигаться?

- Для того чтобы снять все границы, нужна внутренняя социальная и интеллектуальная готовность жителей стран, которые собираются это сделать. Европа отменила границы - они готовы. У нас народ не готов.

- Что нужно сделать, чтобы мы имели возможность как можно больше всего увидеть?

- Оглянитесь вокруг. Рядом с нами красоты Алтая, которыми грезит какой-то немец или француз. Мечтая о чем-то большом и двигаясь к этой мечте, не забывайте, что в данную минуту вы тоже живете.

Справка

Ольга Николаевна Ришко в 1984 году окончила Алтайский государственный институт культуры (дирижерско-хоровое отделение), работала в хоровой студии. Параллельно с получением первого высшего образования прошла обучение на специальных курсах для работы гидом-экскурсоводом в "Алтайтуристе". Инструктор водно-пешеходного туризма первой категории. В 1998 году окончила Новосибирскую академию туризма по специальности "Экскурсоведение", а в рамках президентской программы получила в Алтайском техническом университете второе высшее образование по специальности "Маркетинг".

В 1994 году создала и возглавила туристическую фирму "ГЛЭМ-ТУР". Аббревиатура ГЛЭМ означает: "Главное - любить этот мир". Является членом правления Алтайской региональной ассоциации туризма (АРАТ). Замужем, воспитывает 17-летнего сына.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость