Туризм

Отпускные реформы. Алтайские турагенты и туристы замерли в ожидании перемен

"Я не знаю, что изменится на рынке, и никто не знает", — так говорят о поправках в отраслевое законодательство эксперты российского туристического рынка. До 16 октября они должны обсудить законопроект, рожденный из-за массового крушения российских туроператоров. Участники местного рынка строят гипотезы, делятся опасениями — и готовятся к зимнему выездному сезону. Алтайские туристы напуганы событиями в отрасли меньше, чем москвичи, но в бронировании наперед не очень активны. Турагенты считают, что череда банкротств операторов не завершена и, значит, еще будут колебания спроса.

Мария Стрыгина

Этой зимой барнаульцы напрямую из краевого центра смогут полететь только в привычные страны — сейчас не время рисковать, выставляя новинки. С октября по май лидер местного рынка "Пегас Туристик" поставил рейсы в египетский Шарм-эль-Шейх раз в 10 дней, во Вьетнам — раз в 12 дней, в Бангкок — раз в 13 дней и на Пхукет тоже раз в 13 дней. "Корал Трэвел" и "Анекс Тур" также заявили Таиланд и Вьетнам. Пассажиры полетят на самолетах по 200–290 кресел. Турагенты краевого центра оценивают заявленные программы как слишком амбициозные в нынешних условиях и полагают, что какие-то рейсы снимут.

Наталья Гордеева,
председатель Алтайской региональной ассоциации туристов (АРАТ):

Конечно, эти программы готовились с зимы-весны, когда не было такого проседания рынка. Поэтому, на мой взгляд, корректировка еще будет. Она обычно всегда происходит с начала реализации программы, не раньше.

Александр Смирнов,
директор турфирмы “Плот”:

Нужно смотреть реальности в глаза. Я не исключаю, что чартерные цепочки с низким спросом будут сниматься. Туристы в этом случае получат альтернативу с вылетом из Новосибирска. Но оптимизация программ случается часто, в этом нет ничего страшного.

Алтайские туристы еще с весны не спешили бронировать туры. И стали более осторожны после неспокойного высокого сезона. По словам Натальи Гордеевой, в ее компании глубина продаж путевок не превышает двух месяцев. В других агентствах есть заявки и на более поздние даты, но их гораздо меньше, чем в прошлом году.

Людмила Иванова,
директор турагентства "Пятница":

Осенние школьные каникулы, Новый год — на эти периоды заявки есть. Конечно, в прошлом году мы в это время продавали бы уже очень много туров на январь-февраль. Сейчас спрос ограничен новогодними каникулами.

Ольга Ришко,
директор турагентства "Глэм-тур":

Интерес к периоду ноябрьских школьных каникул и Новому году очень большой. Но интерес и бронирование, конечно, — разные вещи. Однако важно, что интерес есть. Бронирования тоже идут, хотя и нельзя сказать, что валом, как в прошлом году, когда в августе по половине самолетов на Новый год были загружены. Цены на Таиланд сейчас хорошие — не низкие, а адекватные. Понятное дело, что экономическая и политическая ситуация сложная. Но я думала, ситуация будет хуже. Тем не менее рынок потихоньку живет.

Край стабильности

Директор компании "Пегас Туристик" Анна Подгорная не разделяет опасений региональных коллег. В грядущем сезоне она надеется на рост. "Заявленные направления очень востребованы в Алтайском крае. Нам кажется, что емкость рынка позволит выполнить программы успешно, — утверждает она. — Мы не считаем, что будут нужны корректировки. Увеличение программы по России в этом году было сделано на 15—20%".

Несмотря на общие тревожные настроения, алтайский турбизнес сходится во мнении, что нашему региону повезло. От банкротств операторов край пострадал меньше других сибирских регионов и намного меньше, чем Центральная Россия, где продажи туров упали до 50%. Во многом это связано с тем, что у нас непопулярна сильно "просевшая" (и подкосившая многих операторов) в этом году Европа. Падение спроса на популярное в крае турецкое направление летом составило лишь 10%.

Оксана Васильева,
директор турагентства “Горячие туры”:

На территории Сибири из разоренных был активен, по сути, только “Лабиринт”. “Южный крест” с сибирского рынка почти ушел. Мое агентство с ними не работает уже давно.

Поэтому получилось, что из 130 тыс. пострадавших туристов в России лишь около 1 тыс. человек — алтайские.

Дальнейшее положение дел будет зависеть от политической ситуации и новых банкротств. Участники рынка надеются, что среди них не окажется сибирских игроков.

Александр Смирнов считает, что крушения на операторском рынке будут продолжаться еще минимум полгода. "Тем не менее по некоторым действиям туроператоров можно понять, что у кого-то дела идут не так плохо, — отмечает он. — Например, “Корал Трэвел” недавно заключил сделку на 30 млн. евро с греческой цепочкой отелей на летний сезон 2015 года. Значит, компания уже готовится к следующему сезону и уходить не собирается".

"“Пегас” в последнее время грамотно ведет свою политику продаж, — указывает Людмила Иванова. — Раньше они могли себе позволить заявить направление, и самолет улетал полупустым. В последние весну и лето этого не было. Туроператор хорошо оптимизировал свою программу по Новосибирску. Например, самолет на Нья-Чанг летает через Фукуок, на Шарм-эль-Шейх — через Хургаду и т. д. Такие пересадки значительно сокращают туроператору издержки. Да, это не всегда удобно туристу, но это показатель надежности — оператор бережет свои деньги".

Эксперты говорят и о таком обнадеживающем факторе, как свои активы у алтайской тройки операторов ("Пегас Туристик", "Корал Трэвел" и "Анекс Тур"): авиакомпании и оте­ли. Тем не менее свое истинное финансовое положение знают только сами операторы. Ни один из банкротов этого лета до самого конца не подавал виду, что оно неважное, ведь любая негативная информация ведет к резкому падению спроса на туры — а это оборотные средства.

Гайки закрутить, все ужесточить

В законе, который в срочном порядке должен перевернуть систему работы российского туризма, нет речи о публикации финансовых отчетов операторов. Но есть другие предложения, которые должны будут обезопасить туристов. В частности, туроператорам запретят работать с перевозчиками без предоплаты (многих операторов "сгубили" долги перед ними). Предполагается, что теперь, в случае возникновения задолженности, виновата будет авиакомпания, а не оператор.

Среди других фундаментальных изменений — создание реестра турагентств и введение фингарантий для них в размере 500 тыс. рублей. Закон может начать проверять и деловую репутацию руководства туркомпаний: у гендиректора, его заместителя и главного бухгалтера не должно быть неснятой или непогашенной судимости по экономическим статьям Уголовного кодекса, а также трех за год нарушений законодательства о туристической деятельности. Турфирмы обяжут выдавать клиентам билеты в оба конца, а туроператор будет обязан предоставлять фрахтовщику воздушного судна доказательства будущих платежей по договору в виде банковских гарантий или депозита.

Все это должно предотвратить повторение чрезвычайных ситуаций этого года, когда клиентов обанкроченных фирм досрочно выселяли из гостиниц за рубежом либо оставляли без оплаченных туров. Участники алтайского рынка хотя и приветствуют большинство изменений, которые сулит законопроект, но считают, что эти перемены станут только первым шагом к реформированию сложной системы. Многие даже горячо ратуют за "максимальное закручивание гаек" и ужесточение условий к работе и входу на рынок. Неудивительно: пусть с рынка скандально ушли только 14 операторов из почти 4 тыс., но удар по репутации они нанесли всей отрасли.

"В марте мы увидим другой рынок"

Майя Ломидзе,
исполнительный директор Ассоциации туроператоров России:

Основополагающий принцип поправок в законодательство, который мы предложили, — разделить ответственность за отдых туриста между всеми участниками турбизнеса (агентствами, операторами, перевозчиками). Одна из причин коллапса, с которым мы столкнулись, в том, что за все отвечал туроператор: нагрузка на одно звено оказалась слишком большой. В результате плохо было всем: и авиакомпании работали в кредит, и агентства за кого-то платили из своего бюджета, страдали туристы. Попытка регулирования — это хорошо; посмотрим, какой будет реализация. Туроператоров на рынке сегодня слишком много, мы видим кризис перепроизводства: предложение превышает спрос, поэтому в последние четыре года многие игроки рынка были вынуждены продавать продукт по цене ниже себестоимости. Это тоже одна из главных причин кризиса. Думаю, в результате реформ количество туристических компаний может сократиться до 30%. Скорее всего, уже в марте 2015 года мы увидим другой рынок. И в конечном итоге то, что сейчас происходит, будет хорошо и для отрасли, и для потребителей.

Цифры

  • 14 российских тур­операторов заявили о своей несостоятельности с середины июля по середину сентября
  • 130 тыс. россиян пострадали от банкротств тур­операторов в 2014 году (74 тыс. не смогут воспользоваться оплаченными турами; 56 тыс. вывезли с курортов досрочно)
  • 70% пострадавших — клиенты пяти крупных компаний: "Нева", "Лабиринт", "Солвекс-турне", "Южный крест" и "Верса"
  • 1 тыс. человек пострадали от банкротств в Алтайском крае
  • 1,8–6% от цены тура составит сумма компенсации пострадавшим туристам
  • На 30–50% сократился спрос на турпоездки летом этого года в России
  • 37,1 тыс. барнаульцев слетали за границу в апреле – августе 2014 года

Распределение выездного потока с апреля по август 2014 года по направлениям

  1. Турция: 19 680 пассажиров
  2. Таиланд: 8650 пассажиров
  3. Германия: 5839 пассажиров
  4. Египет: 2967 пассажиров

(Информация Российского союза туриндустрии и Алтайской региональной ассоциации туризма).

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость