Туризм

Покорить Бугузун: в романтику по бездорожью

Сайт altapress.ru начинает новый проект «Дневники путешественников». В рамках проекта мы будем рассказывать о том, как проводят свободное время активные барнаульцы. Наш первый репортаж посвящен покорению перевала Бугузун барнаульскими джиперами. Второй репортаж, который уже готовится в редакции, расскажет о путешествии в Монголию на автомобиле. Вы также можете прислать нам дневник своего путешествия с фотографиями и рассказать читателям о том, куда вы ездили. Присылайте свои отчеты на news@altapress.ru

В мае этого года несколько барнаульцев на внедорожниках предприняли попытку покорить перевал Бугузун. Путешествие заняло 5 дней. В истории про это путешествие вы найдете карту маршрута, фотоотчет и сопроводительный текст.

Почему горы зовут?

Они всегда возвращаются туда, где время не имеет значения, туда, где не берут «мобилы», туда, где понимаешь бренность бытия и вечность красоты Алтая. Где у рек и озер чистейшая вода. Где у горных дорог пыль кажется вкусной… Барнаульские «тубалары» предприняли попытку покорить перевал Бугузун на внедорожниках.

Они — это барнаульский клуб активного отдыха, группа любителей путешествовать по бездорожью. Они называют себя тубаларами. Потому что они так же, как и эта алтайская народность, живут в гармонии с природой по принципу «не навреди».

После первого путешествия на Улаганские озера в 2001 году горы стали звать — пишут участники клуба на своем сайте в Интернете. Началось планирование следующих «вылазок». Пришло осознание необходимости иметь более подготовленную технику — ну, как минимум, просто внедорожники. Постепенно все участники небольшого клуба начали пересаживаться на то, что имеет больший клиренс, полный привод и пониженную передачу.

Сегодня в клубе всего пять человек. Еще пятеро едут с ними «прицепом». Большие поездки случаются дважды в год — весной и осенью. А маленькие поездки — пять-шесть раз в год.

Алексей Метельский,
один из тубаларов:

Наши поездки не измеряются километрами — они измеряются участками бездорожья, которые надо преодолеть. Прошлой весной мы ездили в Усть-Коксу, Усть-Кан. Осенью — на плато Укок. Этой весной решили пробраться в Тыву, но не пробрались…

«Тубалары» подробно рассказали о своем путешествии. Возможно, кому-то из таких же романтиков-экстремалов пригодится их опыт.

Автомобили, которые поехали покорять Бугузун

Шеви Нива (резина 215*75 R 15 BFG A/T), Галлопер-коротыш (резина 235*75 R 15 A/Т), Паджеро-2 (резина 33*10,5 R 15 BFG M/T).

Всего было пройдено почти 2000 километров. Сожжено бензина — 800 литров на три машины. Средний расход топлива — 13,3 на 100 км. Самая экономичная была Шевроле Нива — она укладывалась в 10 литров. У остальных машин расход был до 15 литров на 100 км.

Что понадобилось для поездки

Всего на поездку было потрачено 20850 рублей. Сюда входили траты на продукты и бензин. И еще покупка в дороге запчастей, чтобы сделать Шеви-Ниве воздухозаборник.

У нее забор воздуха расположен очень низко. И при бродах, когда надо было через реку Бугузун переезжать, мог случиться мини-взрыв в двигателе. В Майме купили два пыльника от ГАЗ-53, три хомута, и непосредственно перед переправой через реку вывели пыльники повыше.

Первый день и первая ночевка

В первые сутки путешественники преодолели около 750 километров. Отъехали чуть-чуть от села Кокоря и разбили лагерь. Погода днем радовала — до +20С. А вот ночью было до -4С. В котелке и лужах вода замерзала.

За месяц до поездки путешественники купили армейскую палатку на четверых человек. Она сделана из двух контуров, под подсыпку — подсыпается землей. Они по внешнему контуру обкладывали ее камнями, а внутренние контуры присыпали землей. Поездка показала, что палатку надо довести до ума — сделать ей дно, иначе холодно. На землю они стелили тент, войлок, а сверху уже ставили палатку. Самая теплая ночь была вторая — на Чуе.

Ночевали за селом Кокоря. Там машины преодолевали брод. С утра умылись снегом и поехали к перевалу Бугузун.

Второй день и вторая ночевка

Вторая ночевка. Перевал Бугузун остался непокоренным из-за огромного количества снега. Перевал был в снегу. Заехали на озеро Длинное. Любовались журавлями. Останавливались у озер во льду. Места очень красивые. Путешественники сделали вывод, что рановато поехали в эти места — если бы льда и снега не было, места раскрылись бы еще краше.

Дальше поехали к перевалу Ильдугемскому.

На самом деле перевал Ильдугемский показал, что не все проходимо. Они и сами это знали. Но в некоторых было реально страшно: когда поднимаешься, а подъем составляет порядка 30−35 градусов, галька 10−15 см, колеса пытаются зацепиться за эту гальку. Паджеро и Голлапер забрались к перевалу. А Шевроле не поехала. Лебедок не было.

Изначально планировалось, что перевал переедут. Через границу с Тывой перевал тянется километра на два. На перевал начали подниматься — снег был по 10−15 метров. Приходилось долбить и ехать дальше. На самом перевале — снега метров 100. Целый день копать снег желания не было. Развернулись и уехали.

Ночевать остановились между перевалом Ильдугемским и селом Курай на реке Чуя. Здесь была самая теплая ночь.

Третий день путешествия на Бугузун

После перевала Ильдугемский поехали к перевалу Баханду. За селом Улаган, на озере Башкаус, разбили лагерь.

Приехали, расположились, отдохнули, и на следующее утро поехали к Баханду.

Ночевка и возвращение домой

За селом Улаган, на озере Башкаус, разбили лагерь. Приехали, расположились, отдохнули, и на следующее утро поехали к Баханду. Потом вернулись к месту ночевки. Утром пятого дня около 9 часов выдвинулись домой — в Барнаул. Ехали более 12 часов.

Алексей Метельский,
один из тубаларов:

Мы все-таки умеренные джиперы и ставим перед собой реальные цели. Не получилось в этот раз — получится в следующий.

После поездки решили, что однозначно нужна специальная одежда для таких путешествий. Всегда это обсуждаем, но не всегда это получается.

В кроссовках там тяжело. Нужны бутсы, камуфляж… Это все вроде бы есть, но не все любят носить такую одежду. Когда-нибудь придется одеть и бутсы, потому что по-другому невозможно.

Машины все в принципе технически были исправными. К поездке мы готовились. Решили к следующей поездке сделать тенты на багажники. Чтобы все вещи, которые мы нагружаем на багажники, не мокли и не пылились. Если там дождь — то там много воды. Если сухо — то много пыли. В этот раз заматывали багажники китайскими покупными тентами, но они показали себя не с лучшей стороны. Надо что-то типа газелевских.

Еще решили что нам нужны хорошие спальники — где-то до -10С. Палатку, конечно, можно газовой плиткой нагреть. Но все равно ночью холодно.

Поняли, что пришло время для покупки самоблокирующегося дифференциала и турбины для Шеви-Нивы, для Галлопера — резины позубастей в пределах 31 дюйма. И осенью повторно поехать на Укок уже с участием Шеви-Нивы (видел ли кто-нибудь Шеви Ниву на Укоке?) и Галлопера, или все-таки добить Тыву с возвратом через Кемеровскую область, кроме того пер. Ильдугемский, пер. Каратеш, пер. Каратешуля остались не покоренными… есть над чем трудиться.

Фоторепортаж

Смотрите также
Только самые важные новости сайта altapress.ru! Никакого спама. Подпишитесь!

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Рассказать новость