Туризм

Покорить Бугузун: в романтику по бездорожью

Сайт altapress.ru начинает новый проект "Дневники путешественников". В рамках проекта мы будем рассказывать о том, как проводят свободное время активные барнаульцы. Наш первый репортаж посвящен покорению перевала Бугузун барнаульскими джиперами. Второй репортаж, который уже готовится в редакции, расскажет о путешествии в Монголию на автомобиле. Вы также можете прислать нам дневник своего путешествия с фотографиями и рассказать читателям о том, куда вы ездили. Присылайте свои отчеты на news@altapress.ru

В мае этого года несколько барнаульцев на внедорожниках предприняли попытку покорить перевал Бугузун. Путешествие заняло 5 дней. В истории про это путешествие вы найдете карту маршрута, фотоотчет и сопроводительный текст.

Почему горы зовут?

Они всегда возвращаются туда, где время не имеет значения, туда, где не берут "мобилы", туда, где понимаешь бренность бытия и вечность красоты Алтая. Где у рек и озер чистейшая вода. Где у горных дорог пыль кажется вкусной… Барнаульские "тубалары" предприняли попытку покорить перевал Бугузун на внедорожниках.

Они – это барнаульский клуб активного отдыха, группа любителей путешествовать по бездорожью. Они называют себя тубаларами. Потому что они так же, как и эта алтайская народность, живут в гармонии с природой по принципу "не навреди".

После первого путешествия на Улаганские озера в 2001 году горы стали звать – пишут участники клуба на своем сайте в Интернете. Началось планирование следующих "вылазок". Пришло осознание необходимости иметь более подготовленную технику — ну, как минимум, просто внедорожники. Постепенно все участники небольшого клуба начали пересаживаться на то, что имеет больший клиренс, полный привод и пониженную передачу. 

Сегодня в клубе всего пять человек. Еще пятеро едут с ними "прицепом". Большие поездки случаются дважды в год – весной и осенью. А маленькие поездки – пять-шесть раз в год.  

Алексей Метельский,
один из тубаларов:

Наши поездки не измеряются километрами – они измеряются участками бездорожья, которые надо преодолеть. Прошлой весной мы ездили в Усть-Коксу, Усть-Кан. Осенью - на плато Укок. Этой весной решили пробраться в Тыву, но не пробрались… 

"Тубалары" подробно рассказали о своем путешествии. Возможно, кому-то из таких же романтиков-экстремалов пригодится их опыт.

Автомобили, которые поехали покорять Бугузун

Шеви Нива (резина 215*75 R 15 BFG A/T), Галлопер-коротыш (резина 235*75 R 15 A/Т), Паджеро-2 (резина 33*10,5 R 15 BFG M/T). 

Всего было пройдено почти 2000 километров. Сожжено бензина – 800 литров на три машины. Средний расход топлива – 13,3 на 100 км. Самая экономичная была Шевроле Нива – она укладывалась в 10 литров. У остальных машин расход был до 15 литров на 100 км.

Что понадобилось для поездки

Всего на поездку было потрачено 20850 рублей. Сюда входили траты на продукты и бензин. И еще покупка в дороге запчастей, чтобы сделать Шеви-Ниве воздухозаборник.

У нее забор воздуха расположен очень низко. И при бродах, когда надо было через реку Бугузун переезжать, мог случиться мини-взрыв в двигателе. В Майме купили два пыльника от ГАЗ-53, три хомута, и непосредственно перед переправой через реку вывели пыльники повыше.

Первый день и первая ночевка

В первые сутки путешественники преодолели около 750 километров. Отъехали чуть-чуть от села Кокоря и разбили лагерь. Погода днем радовала – до +20С. А вот ночью было до -4С. В котелке и лужах вода замерзала.

За месяц до поездки путешественники купили армейскую палатку на четверых человек. Она сделана из двух контуров, под подсыпку – подсыпается землей. Они по внешнему контуру обкладывали ее камнями, а внутренние контуры присыпали землей. Поездка показала, что палатку надо довести до ума – сделать ей дно, иначе холодно. На землю они стелили тент, войлок, а сверху уже ставили палатку. Самая теплая ночь была вторая - на Чуе.

Ночевали за селом Кокоря. Там машины преодолевали брод. С утра умылись снегом и поехали к перевалу Бугузун.

Второй день и вторая ночевка

Вторая ночевка. Перевал Бугузун остался непокоренным из-за огромного количества снега. Перевал был в снегу. Заехали на озеро Длинное. Любовались журавлями. Останавливались у озер во льду. Места очень красивые. Путешественники сделали вывод, что рановато поехали в эти места – если бы льда и снега не было, места раскрылись бы еще краше.

Дальше поехали к перевалу Ильдугемскому.

На самом деле перевал Ильдугемский показал, что не все проходимо. Они и сами это знали. Но в некоторых было реально страшно: когда поднимаешься, а подъем составляет порядка 30-35 градусов, галька 10-15 см, колеса пытаются зацепиться за эту гальку. Паджеро и Голлапер забрались к перевалу. А Шевроле не поехала. Лебедок не было.

Изначально планировалось, что перевал переедут. Через границу с Тывой перевал тянется километра на два. На перевал начали подниматься - снег был по 10-15 метров. Приходилось долбить и ехать дальше. На самом перевале - снега метров 100. Целый день копать снег желания не было. Развернулись и уехали.

Ночевать остановились между перевалом Ильдугемским и селом Курай на реке Чуя. Здесь была самая теплая ночь.

Третий день путешествия на Бугузун

После перевала Ильдугемский поехали к перевалу Баханду. За селом Улаган, на озере Башкаус, разбили лагерь.

Приехали, расположились, отдохнули, и на следующее утро поехали к Баханду.

Ночевка и возвращение домой

За селом Улаган, на озере Башкаус, разбили лагерь. Приехали, расположились, отдохнули, и на следующее утро поехали к Баханду. Потом вернулись к месту ночевки. Утром пятого дня около 9 часов выдвинулись домой – в Барнаул. Ехали более 12 часов.

Алексей Метельский,
один из тубаларов:

Мы все-таки умеренные джиперы и ставим перед собой реальные цели. Не получилось в этот раз – получится в следующий.

После поездки решили, что однозначно нужна специальная одежда для таких путешествий. Всегда это обсуждаем, но не всегда это получается.

В кроссовках там тяжело. Нужны бутсы, камуфляж… Это все вроде бы есть, но не все любят носить такую одежду. Когда-нибудь придется одеть и бутсы, потому что по-другому невозможно.

Машины все в принципе технически были исправными. К поездке мы готовились. Решили к следующей поездке сделать тенты на багажники. Чтобы все вещи, которые мы нагружаем на багажники, не мокли и не пылились. Если там дождь – то там много воды. Если сухо – то много пыли. В этот раз заматывали багажники китайскими покупными тентами, но они показали себя не с лучшей стороны. Надо что-то типа газелевских.

Еще решили что нам нужны хорошие спальники - где-то до -10С. Палатку, конечно, можно газовой плиткой нагреть. Но все равно ночью холодно.

Поняли, что пришло время для покупки самоблокирующегося дифференциала и турбины для Шеви-Нивы, для Галлопера - резины позубастей в пределах 31 дюйма. И осенью повторно поехать на Укок уже с участием Шеви-Нивы (видел ли кто-нибудь Шеви Ниву на Укоке?) и Галлопера, или все-таки добить Тыву с возвратом через Кемеровскую область, кроме того пер. Ильдугемский, пер.Каратеш, пер.Каратешуля остались не покоренными…есть над чем трудиться.

Фоторепортаж

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость