Странная вещь – эти правительственные инициативы. На прошлой неделе глава Минспорттуризма Виталий Мутко заявил, что его ведомство разработало новую целевую программу "Развитие внутреннего и въездного туризма". Дескать, сейчас доходы от туризма в России – всего 3% от ВВП, а хотелось бы 5 - 6%. И вообще российские просторы – поле непаханое с этой точки зрения.
Вот именно, что непаханое. А значит требующее больших вложений. В одном из своих выступлений Надежда Назина, директор департамента туристской деятельности и международного сотрудничества министерства, сказала, что известные туристические страны на начальном этапе развития вкладывали до 70% бюджетных средств в эту отрасль. Ясен перец, что туризм в России – не доминирующая сфера и ею никогда не будет. Однако тоже требует немалого объема вложений.
Но, как сообщает официальная "Российская газета", "скорее всего, первый этап программы будет реализовываться на деньги частников, а государство подключится чуть позже". Программа предлагает "консолидировать бюджетные средства всех уровней, а также деньги инвесторов". То есть Федерация в связи с кризисом вкладываться пока не спешит. Получается, что основная цель принятия программы состоит в том, чтобы дать понять турбизнесу – вы теперь в фарватере государственной политики. Ведь те, кто хотел и без какой бы то ни было поддержки развивать бизнес, уже делают это.
Нет, программа предусматривает массу полезных вещей. Например, ввести обязательную классификацию и сертификацию туробъектов: гостиниц, горнолыжных комплексов, пляжей и т.д. Названы приоритеты, в числе которых, кстати, и Алтайский край с его зоной. Но вот вопрос. Как это кардинально изменит ситуацию на рынке внутреннего и въездного туризма? Как названные в программе меры заставят черноморские санатории стать более гибкими по цене? Как они изменят часто хамскую психологию нашего обслуживающего персонала? Изменят ли они драконовские требования миграционного законодательства к гостиницам? И помогут ли они турбизнесу развиваться спокойно, а не так, как некоторым резидентам той же "Бирюзовой Катуни". Одни из них мне сказал: быть резидентом – это необходимость, которая только добавляет головной боли.
P.S. К слову о роли частного и государственного в турбизнесе. Тут как-то подумалось: а что бы было сейчас с туристско-рекреационной зоной Алтайского края, не создай на ее месте много лет назад искусственное озеро барнаульскй предприниматель Александр Коваль? Возможно, и зоны не было бы.
Самое важное - в нашем Telegram-канале