Туризм

Смогут ли сказочные персонажи привлечь на Алтай туристов?

Московская ассоциация землячеств России разработала проект "Сказочная карта России", который должен способствовать развитию внутреннего туризма. Семнадцать регионов страны уже обзавелись сказочными брендами. Барнаульский скульптор Сергей Мозговой предлагает сделать брендом Алтайского края Кащея Бессмертного и построить для туристов в Озерках, где сказочник Александр Роу снимал свой знаменитый фильм, русский Посад. Насколько это реально? Нужен ли Алтаю сказочный бренд? Чтобы обсудить тему очередного "Дискуссионного клуба", мы собрали в нашем издательском доме "круглый стол" "Туристические бренды Алтая".

Георгий Милляр,
актер, исполнитель роли Кащея:

Вид у меня был страшен. Во время съемок лошадь не подпускала меня близко. Завидев даже издали, она в страхе шарахалась. У моего Кащея был голый череп, сзади прямые волосы, переломленный нос и тупой выдающийся подбородок, он был в пласт­массовом панцире, из которого росли костяные крылья.

Это нужно и бизнесу, и власти

Роман Романов,
президент компании "Алтай-Парк", президент НП "Союз ассоциации партнеров индустрии развлечений" (г. Москва):

Тема, которую мы сейчас обсуждаем, актуальна в России уже 10 лет. Давно встал вопрос о том, что города и регионы должны иметь свои бренды. И мне кажется, что, когда мы говорим об Алтае, не надо сужать; нам нужно позиционировать себя как Алтай  международный. Алтай объединяет в себя Россию, Монголию, Китай, Казахстан и сам по себе является шикарным брендом. В свою очередь, локальные бренды, по которым нас будут узнавать, тоже очень важны.

У нас сегодня куча интересных проектов, но они разрозненны. Вот мы говорим о брендах, а в Барнауле нет даже туристиче­ской программы. А мимо тысячи людей проезжают. Нужно объединять проекты, вставлять их в программу города, затем края. У нас в крае есть программы по поддержке ремесленников, но где происходит ее реализация? В Белокурихе, где все сводится к продаже сувениров? В прошлом году, правда, еще во Франции наши ремесла презентовали.

Сказочный Посад в Озерках – это замечательная идея, ее надо превращать в проект и двигать. Все начинается с обыкновенного бизнес-проекта, создания рабочей группы привлечения всех возможностей.

Партнерство государства и бизнеса – модная тема. И в создании Посада можно разыграть эту актуальную тему, которая отработана на "Бирюзовой Катуни" и в "Алтайской долине" Республики Алтай. Есть механизм, который можно взять за основу.

В том же селе Озерки у людей нет работы, нужны рабочие места, и внедрение таких проектов обеспечило бы трудоустройство, началось бы движение. Это нужно и бизнесу, и власти, которая должна создавать условия для нашей жизни. Со своей стороны я готов участвовать в осуществлении этого проекта и открыт к сотрудничеству. У меня уже есть проект по этнопарку, который я собираюсь делать в Барнауле, и проект этнодеревни в Республике Алтай, который запланирован на 2012 год.

Давайте для начала придумаем сказочную карту Алтая и сделаем в Барнауле деревянные скульптуры этих персонажей. Я готов предоставить территорию в парке, где это можно разместить. Практика показывает, что если идея  реализуется на бумаге и чуть-чуть в жизни и есть люди, которые это все толкают, то она с большой вероятностью будет реализована в полном объеме.

Не надо бояться

Игорь Коротков,
директор ГМИЛИКА:

Три года назад мы так же сидели за "круглым столом" и обсуждали, является ли брендом Алтая Шукшин или эту святыню нельзя трогать словом "бизнес". Участниками обсуждения так же были представители бизнес-сообщества и деятели культуры. Решили однозначно, что, да, это бренд. На следующий год губернатор подхватил идею; был объявлен Год Шукшина на Алтае. Уже раскручивается бренд Калашникова, открывается музей в Ельцовке, посвященный актрисе Савиной, планируется бренд Рериха раскрутить. Сейчас возникла интересная идея русского Посада в Озерках. Его можно заселить какими угодно персонажами, от сказочных до мистических, в нем можно представить традиционные ремесла и т. д. Не надо бояться развивать свои бренды. Но здесь вопрос делится на две части. Известному на всю страну персонажу требуется одна раскрутка, неизвестному персонажу, к примеру Голубой даме,* – другая. Это можно сделать очень интересно: и быт офицеров показать, и  антураж, связанный со старинными особняками, старым городом. Удивительный маршрут можно составить. Но это раскрутка с нуля. Здесь потребуется немного больше усилий, но это может быть даже более перспективно.

Есть литературная карта России, кинокарта, карта ремесел. В свое время наш музей предлагал сделать космическую карту Алтая, алтайскую карту кино. Может быть, заняться проработкой всех этих карт. Ведь Алтай в этом смысле – уникальный регион.

* По легенде, начальник Колывано-Воскресенского горного округа приревновал свою жену к приезжему инженеру и замуровал в подземелье своего дома (сейчас это здание мэрии). По ночам призрак Голубой дамы выходит из заточения.

Важно понять, для кого

Татьяна Сажаева,
директор по развитию туристической компании "Охота":

Закрепиться на сказочной карте России неким брендом – однозначно интересная бизнес-идея. Если говорить об идее некоего русского Посада в районе Озерок с тем или иным названием, то здесь нужно учитывать целевую группу туристов, для которой это будет строиться. Если мы хотим увязать поток, который едет из Новосибирска в Горный Алтай, тогда этот Посад должен быть виден уже с дороги. Гости, которые едут в Горный Алтай, как правило, настроены на то, чтобы скорей добраться и там отдыхать на полную катушку, поэтому тратить много времени даже в самом замечательном Посаде они не будут.

Если же мы берем целевую группу барнаульцев, которые хотят семьей съездить в интересное место недалеко от города, – это другой разговор. Сегодня большой спрос на такие недалекие поездки в места, где и природа, и развлечения. У меня есть гигантский опыт продаж в тот же "Русский дом" (туркомплекс в Тальменке), в "Столицу мира" в пригороде Барнаула. Парки развлечений в городе не дают таких приключений. Для этой группы, ищущей близкой романтики, Посад должен быть не у дороги. Здесь трасса будет отпугивающим фактором. Хотелось бы добавить еще, что нельзя подходить к таким идеям с мыслью: "Мы построим, а потом будем заманивать туристов". Я знаю много баз, которые построены и стоят пустыми.

Опрос: вам нравится идея?

Борис Чесноков,
президент Алтайской торгово-промышленной палаты:

Я считаю, локальная идея может развиться лишь тогда, когда удастся запустить важные инфраструктурные элементы. К примеру, сейчас администрация края прилагает максимум усилий по расширению автодороги, постройке аэропорта.

Ольга Лыжникова,
главный специалист отдела культурного наследия управления края по культуре:

Идея создания музея под открытым небом уже давно муссируется и в краевой администрации, и в управлении Алтайского края по культуре. Существуют различные проекты, в том числе идея создания этнодеревни в Змеиногорске. Но в реализации проектов возникает много сложностей.

Сергей Бергер,
председатель Союза ремесленников Алтая:

Чем больше будет брендов, тем легче будет что-то сделать ремесленникам и мастерам. При всем уважении к бренду "Бирюзовая Катунь" это был удар по остальным туристическим брендам, на мой взгляд. А их на Алтае много.

17 регионов России уже обзавелись сказочными символами

Причем бренд Кащея Бессмертного успела радостно закрепить за собой Тверская область. Означает ли это, что Алтаю не светит прописать легендарную нежить на сказочной карте?

Алексей Козловский,
автор проекта "Сказочная карта России", на этот вопрос ответил так:

У нас же здесь не паспортный стол. Конечно, в Твери само по себе очень красиво все задумано, там еще и Змей Горыныч прописан: там есть поселок Гадово, и они били себя в грудь: "Мы родина Горыныча, у нас здесь небывалое скопление змей!" И у Кащея там есть пещера, в которую ходят "дикие" экскурсии. Но пока никакого развития темы Кащея там близко нет, поэтому, если Алтай захочет, – почему бы и нет. Нанести на карту – дело пятнадцати минут. Повторяться, конечно, не хотелось бы. Вполне возможно, что у Алтая будет другая составляющая. У этой карты планируется второй слой: памятные места, сказочные музеи. Может быть, это будет место, связанное с героем. Я уже читал, что у вас там есть "кащейка"…

По словам Козловского, регионы разработкой сказочных брендов занимаются по-разному, но серьезный подход демонстрируют далеко не все.

– Много персонажей забрал Ярославль. В том числе и Бабу-ягу, с которой у них были проблемы: пока ярославские ребята, которые теремок Бабы-яги построили, не договорились с церковно­служителями, что перед  визитом  к Яге туристов везут в церковь вооружаться святой водой против нечисти, – встречали жесткое противостояние священников. Сейчас там мировое соглашение, а Баба-яга в их версии – добрейшая перевоспитанная старушка.

Еще круче в Ульяновске. Там в феврале объявили себя родиной Колобка, а  уже сегодня открыты  два его музея, выпекается хлеб  фирменный и т. д. Губернатор Морозов очень креативный человек. Он даже у здания администрации поставил большие шахматы, и чиновники после рабочего дня играют  с народом. Ульянов­ский краевед  Сергей Петров  прислал мне солидное обоснование бренда, а потом такие комментарии давал, что  я  просто хохотал. К примеру: "Это заблуждение, что Колобка съели".

Алексей  Козловский говорит, что будет с любопытством следить за  развитием алтайской сказочной темы.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость