Туризм

Зачем Барнаулу программа развития туризма?

В администрации города в октябре неожиданно и быстро приняли программу развития туризма в Барнауле на 2012−2016 годы, на которую за пять лет из бюджета города собираются выделить 10 миллионов рублей.

В 2010 году, по данным статистики, в Барнауле побывало более 72 тыс. туристов, экскурсиями воспользовалось около 2 тыс. человек.
В 2010 году, по данным статистики, в Барнауле побывало более 72 тыс. туристов, экскурсиями воспользовалось около 2 тыс. человек.
Михаил Хаустов

Разработчики программы хотят, чтобы в Барнаул приезжало больше туристов. Деньги планируют тратить как на вполне осязаемые цели (реконструкцию объектов показа), так и на нематериальные (продвижение города на отраслевых выставках). Неравнодушную общественность, судя по наблюдениям газеты «Ваше дело», волнует вопрос: зачем вообще Барнаулу эта программа? Кого и чем город способен впечатлить?

Это первые шаги

И заказчиком, и разработчиком документа, призванного вывести туризм в Барнауле на новый уровень, является комитет по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда. Его председатель Александр Сарычев считает, что наш город отстал в этом вопросе от сибирских соседей. И начинать развитие туризма, по его мнению, нужно с разработки брэнда.

— Для тех, кто только слышал про программу, расскажите, о чем она?

— Сегодня идет активное развитие Алтайского края как туристского региона. Многие сибирские города имеют сформировавшиеся брэнды. И Барнаул, являясь не только столицей, но и крупным деловым, культурным, транспортным центром на юге Сибири, с уникальной историей, не может оставаться в стороне. В этом направлении городу необходимо развиваться, формировать свой туристический имидж. Тем более что началом нового маршрута «Большое золотое кольцо Алтая» является Барнаул.

С целью создания условий для развития туризма в Барнауле утверждена долгосрочная целевая программа, о которой мы говорим. Она предусматривает выполнение 20 мероприятий, восемь из них будут профинансированы из бюджета города. В программе определены несколько направлений развития туризма — делового, событийного, научно-познавательного и детского. Город имеет богатую историю, большое количество памятников архитектуры, он был одним из двух городов царской России, где развивалось горнозаводское дело, был крупным торговым центром, сейчас является столицей аграрного края.

В городе проводятся мероприятия, участниками которых являются жители Алтайского края, ближних и дальних регионов страны. И всем гостям, жителям, транзитным туристам должны оказываться качественные услуги. Поэтому программой предусмотрены разработка экскурсий и туристских продуктов, туристского кластера и приведение в должный вид интересных исторических объектов показа.

— Кто участвовал в создании документа?

— В рабочую группу вошли представители малого и среднего бизнеса, туристических агентств и туроператоров, руководители гостиниц, преподаватели вузов, работники музеев, представители Алтайской торгово-промышленной палаты, профессионалы и практики, которые дополняли друг друга. Конечно, были дискуссии, некоторые предложения ставились под сомнение. Обсуждались инструменты привлечения транзитных туристов, вопросы развития внутреннего детского туризма и доступности проезда и проживания для маленьких жителей районов края. Основные направления определены с учетом востребованности и реальности воплощения. Все участники — неравнодушные люди, которые безвозмездно делились опытом и знаниями. Мы продолжаем совместно работать над реализацией программы.

— В чем власть готова помогать бизнесу, развивающему туризм в Барнауле?

— Администрация выступает в роли координатора. Создание туристических продуктов ведет к увеличению спроса и количеству потребителей, вокруг которых развивается бизнес. Это объекты туристического показа, гостиничный бизнес, экскурсионные услуги, общественное питание, производство и реализация сувенирной продукции и т. д. С точки зрения финансовой поддержки действует программа «Развитие предпринимательства в городе Барнауле на 2011−2014 годы», в рамках которой субсидируется часть банковской процентной ставки по кредитам, привлекаемым предпринимателями на развитие. Начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляются целевые гранты на создание бизнеса. И предприниматели, осуществляющие деятельность на туристическом рынке, также могут обращаться за поддержкой.

— Какую пользу принесет программа жителям краевой столицы?

— Появление новых услуг и видов деятельности приведет к созданию новых рабочих мест. Реконструкция и создание объектов показа украсят город, создадут места для семейного отдыха. К примеру, при разработке туристского кластера обсуждается вопрос создания пешеходной зоны в исторической части города с выходом на набережную, в парк Центрального района, где рассматривается возможность строительства планетария.

— Хватит ли 10 млн. рублей, чтобы за пять лет решить такие серьезные задачи?

— Средства будут направлены на реализацию первоочередных мероприятий. Ряд мероприятий предприниматели готовы реализовывать самостоятельно. Создание туристского кластера позволит привлечь средства федерального и краевого бюджетов. Главой администрации Барнаула поставлена задача, чтобы программа была живой. Это значит, что, если потребуются обоснованные коррективы, они будут внесены.

Ниша есть, бизнес не развивается

Барнаульская туристическая компания «Арго» одна из немногих в Барнауле имеет в числе своих предложений не только заграничные туры, но и экскурсии по Барнаулу. Ее директор и по совместительству президент Алтайской региональной ассоциации туризма Ирина Слесарева рассказала, что этим делом в городе занимаются энтузиасты, которыми движет любовь к городу. Принятая программа, рассчитывает г-жа Слесарева, поможет направлению развиваться по законам современного бизнеса.

— Со дня основания нашей компании, с 2003 года, мы занимаемся экскурсионкой в Барнауле. Считаем, что неправильно заниматься туризмом и ничего не делать для города. Но бизнесом это назвать нельзя. На начальном этапе мы столкнулись с отсутствием кадров. Да, мы близки с опытными, обученными в советские времена экскурсоводами и по сути основывались на их опыте. Но чтобы создать современный продукт, нужен другой подход. Поэтому мы открыли школу гидов, и это тоже скорее социальный проект.

До последнего времени экскурсионный Барнаул не интересовал никого — я имею в виду власть. Спрос со стороны потребителей был, но тоже вялый. Я рада, что у государственных мужей появилось понимание — без развития туризма в городе дальше никак нельзя.

— Вы верите, что когда-нибудь туристы поедут специально в Барнаул, как в Париж или в Барселону?

— После открытия занавеса наш народ ринулся смотреть мир. Но когда-то эта потребность удовлетворится, и здесь тоже найдутся города, которые станут центрами притяжения туристов. Все зависит от того, насколько быстро сами люди осознают, что могут быть интересны миру, и насколько власть будет понимать: наша сегодняшняя работа приведет к тому, что через 20−30 лет город будет качественно другим.

— Что сегодня представляют собой экскурсии по Барнаулу и много ли людей их посещает?

— Классическая двухчасовая экскурсия охватывает центр — Демидовскую площадь, Ленинский и Красноармейский проспекты. Речь, как правило, идет об отдельных редких заказах. Микроавтобус — это уже по нашим меркам очень большой объем.

Есть еще школьники, которые ездят на экскурсии в рамках барнауловедения и краеведения, — большая и перспективная аудитория. Но руководители таких групп, как правило, организуют поездки без участия турфирм. Я поддерживаю учителей, которые хоть как-то стараются развивать детей. Но, с другой стороны, они занимаются незаконной предпринимательской деятельностью — собирают деньги с родителей, сами ищут автобусы…

Получается, что аудитория есть, ниша тоже, а бизнес не развивается. Детей нужно поддерживать, но делать это, я считаю, надо правильно. Мы же не покупаем хлеб в молочном отделе. Поэтому хотелось бы, чтобы учителя занимались обучением, а туристические компании — предоставлением туруслуг. Чтобы потребители получали качественный и интересный продукт, а не абы какой рассказ о Барнауле.

— Что может заинтересовать иногородних гостей?

— Барнаульцы делятся на две категории: одни говорят, что наш город — столица мира и тут есть огромный невостребованный потенциал, другие убеждены, что это провинциальное захолустье и показывать тут нечего. Я думаю, что истина где-то посередине. Любая история, даже пятилетняя (а нам уже почти триста!), может быть интересна. Но, с другой стороны, состояние многих объектов оставляет желать лучшего — есть конфета, но нет упаковки.

Создание новой интересной экскурсии — это творческий процесс, до которого у бизнеса не доходят руки. К сожалению, такова жизнь. Но если поднапрячься, да еще с бюджетной помощью, можно стать интереснее и приезжим, и самим себе. Не нужно изобретать велосипед — надо отреставрировать то, что есть, и придумать что-то новое. Достаточно одного объекта, но чтобы он был мирового уровня.

— Например?

— Недавно в Берлине, где и без того есть что посмотреть, открыли панораму Древнего Рима, дополнив визуальный ряд запахами и звуками. Людей это привлекло. Говоря о туризме в Барнауле, часто предлагают воссоздать паровую машину Ползунова, восстановить сереброплавильный завод. А я вспомнила про эту панораму, потому что ее автор, немец, хочет создать где-нибудь панораму Санкт-Петербурга. Почему бы не предложить ему сделать это в Барнауле? Ведь все говорят, что у нас с этим городом связь.

Десять миллионов — это смех

Интересно, что первая целевая программа, принятая в нашем крае, касалась именно развития туризма — это произошло в 1983 году. Одним из ее разработчиков был алтайский ученый Виктор Ревякин, доктор географических наук, профессор, член Российской академии естественных наук, который также является автором многих монографий, атласов, в том числе «Научно-справочного атласа Барнаула» и учебника «География Алтайского края». Виктор Ревякин убежден, что нашему городу есть что показать туристам. Однако, прочитав программу, заключил, что это пример формального чиновничьего подхода к решению творческих задач.

— Почему в России практически повсеместно заговорили о развитии туризма?

— Я думаю, это отражение мировой тенденции: на смену войнам и неприятностям приходит что-то позитивное. Люди больше задумываются о собственном бытии. И, как показывает практика, туризм способен развить экономику любой территории. Алтайский край не исключение, и Барнаул — его центр — тоже.

— Для развития туризма необходимы рекреационные ресурсы. Достаточно ли их в нашем городе, чтобы всерьез говорить о нем как о центре туризма?

— Барнаул — особенное место на карте. Это один из двух горных городов России, когда-то здесь производили значительную часть серебра и золота. Сегодня в Барнауле начинаются все дороги, ведущие к самым красивым и интересным местам на юге Западной Сибири. У нас стоит нетронутым край соленых озер, мы как собаки на сене сидим на Искровском и Черновском месторождениях радоновых вод рядом с Белокурихой, это надо осваивать и развивать. И потом, в Барнауле живут замечательные люди!

Туризм как сектор экономики стоит на трех китах: во-первых, это природная составляющая, во-вторых, социально-культурная и, в-третьих, историческая. У нас есть первое и третье. Наш город — алмаз, который нужно огранить и поставить в хорошую оправу, тогда он заиграет. Но для этого нужно сделать очень многое. Одних слов и рекреационного потенциала недостаточно.

Я говорю о социально-культурной составляющей. Главное, чтобы человек, который приехал в Барнаул как турист, почувствовал, что здесь живут люди, которые думают не только о себе. В этом смысле Барнаул пока далек от совершенства. Чтобы это понять, достаточно пройти по центральной улице — проспекту Ленина. Посмотрите на эти обледенелые тротуары, на бородавки-киоски, которые мешают людям пройти. Сложно представить в этих «интерьерах» группу туристов, совершающих пешую экскурсию. Или сядьте в трамвай и попробуйте сойти на какой-нибудь остановке. Будет хорошо, если вы не упадете — от подножки до асфальта порой полметра.

Туристический бизнес для приезжего начинается с гостиницы, с ресторана — и здесь есть предприниматели, которые работают. А вот городской облик… Семенов-Тян-Шанский, будучи молодым романтиком, назвал Барнаул «сибирскими Афинами». Сегодня нам до такого звания далеко — культурная аура города нуждается в особом подходе со стороны и власти, и горожан.

— Вы верите, что в обозримом будущем Барнаул сможет стать центром притяжения туристов?

— Вы знаете, нисколько не сомневаюсь. Но для этого надо только, чтобы были умная власть и граждане, которые осознали свое место в этом замечательном уголке земли.

— Программа развития туризма способна нам в этом помочь?

— Я не участвовал в ее обсуждении, и критиковать сейчас проще всего. Но я все же покритикую. Я посмотрел программу и скажу, что это совершенно бездушная писанина. Комитет по предпринимательству — и заказчик, и исполнитель… Я увидел там хорошие, умные мысли и правильную цель — создание условий для устойчивого развития туризма. Но нет ни слова о том, как программа вписывается в экономическую канву региона, в стратегию развития города, барнаульской агломерации. В основе такого документа должно быть экономическое обоснование, а также ответы на вопрос, что люди могут здесь посмотреть и как их сюда привлечь.

И денег-то положили! 10 миллионов — это смех, детский сад. Какой туризм можно развить на эти деньги? Кстати, в программе я так и не нашел, что именно будет отремонтировано и что нового будет построено. В таком виде это пустой документ, одни слова. Остается посочувствовать нашим чиновникам, которые поставлены в прокрустово ложе условий получения хоть каких-то средств на решение текущих проблем.

Не думайте, что все плохо

Владимир Коуров, управляющий директор группы компаний «Акрис» (Новосибирск), член президиума правления Российского союза туриндустрии, — высококлассный эксперт в вопросах внутреннего туризма. Фирма, которую он возглавляет, стала разработчиком экскурсионных программ по многим уголкам Сибири. В сентябре 2011 года «Акрис» привез в Барнаул автобус с новосибирскими туристами, которые побывали на «Празднике сыра» и познакомились с историей нашего города. Владимир Коуров считает, что позиция «у нас тут показывать нечего» несостоятельна.

— Если сегодня в той или иной территории турпоток не сложился сам по себе, нужно ли предпринимать усилия, чтобы он появился?

— Я скажу так: сам по себе туризм очень многозначен. Есть не только выездной и въездной туризм, есть внутренний, экскурсионный, деловой и т. д. По определению Всемирной туристской организации, туристом является человек, который приезжает на какую-то территорию больше чем на 24 часа и меньше определенного срока, после которого его можно считать резидентом. Человек, который прибыл куда-то, скажем, провести деловые переговоры, тоже турист. И развитие деловой активности любого города, и Барнаула в том числе, приводит к развитию делового туризма. Разве не нужна для них инфраструктура?

Что касается Барнаула, то не стоит на него смотреть в отдельности от Алтайского края. Смотрите шире: это достаточно удобно расположенный аэропорт на юге Сибири, который связан транспортными магистралями со многими очень интересными местами (те же Колывань, Змеиногорск). На мой взгляд, все это можно и нужно развивать. Пусть туризм в Барнауле не станет бизнесом номер один, но с точки зрения региона уже понятно, что эта отрасль — среди ключевых.

Сейчас Алтайский край не только на карте Сибири, но и всей России выглядит очень хорошо благодаря активнейшей деятельности по развитию туризма. Поверьте, это со стороны очень заметно, и это высокая оценка деятельности администрации и вашей туристической общественности.

— Кому может быть интересен Барнаул сам по себе?

— Жители очень многих городов говорят про себя, что «тут нечего делать». Знакомая, наверное, картинка? Приведу пример. Наша компания в 2010 году разработала, в 2011-м воплотила в жизнь экскурсионные программы по Барнаулу. Что еще нужно для подтверждения, что вы интересны? Конечно, таких экскурсий пока было немного, но они уже состоялись, и людям понравилось. Когда я сам изучал ваш край, то приезжал в Барнаул и был удивлен, что в городе сохранилось достаточно много старой архитектуры — и каменной, и деревянной. Действия власти правильные — все это нужно восстанавливать и брать под охрану. Это очень интересный пласт жизни не только Барнаула — это история развития Сибири, в которой ваш город занимал значимое место.

— Какой должна быть эффективная программа?

— Комплексной. То есть работать в разных направлениях: развитие инфраструктуры, рекламно-информационное обеспечение, поддержка предпринимательства. Нельзя построить гостиницы, но не сделать ничего, чтобы о регионе узнали за его пределами и приехали. Или поддерживать турбизнес в ситуации, когда в городе нечего показывать.

Есть еще вопрос — нужно ли в такой программе ставить сверхцель? К примеру, Пермь сейчас позиционируется как культурная столица России, и все программы, которые там принимаются, ориентированы на это. Но этот вопрос не к туристическим компаниям, а ко всей городской общественности.

Сегодня многие города и регионы заняты поиском брэндов — идет процесс самоидентификации. Алтайский край в целом позиционирует себя как экологически чистый регион, житницу России и туристический край. С вашей региональной программой развития туризма я знаком, а с городской пока нет. Поэтому в целом комментирую действия властей, которые вижу со стороны.

Хотел бы добавить, что любой город — это не только архитектура. В первую очередь это среда, создаваемая человеком, — общественная, культурная. И Барнаул в этом плане становится интересным городом. Не надо уподобляться куликам в своем болоте, которые говорят, что все плохо. Я со стороны сужу — очень неплохо. Но и не совсем хорошо. Поэтому не стоит успокаиваться, нужно двигаться вперед.

На что пойдут средства программы в 2012 году

Разработка путеводителя — 300 тыс. руб.
Разработка брэнда — 500 тыс. руб.
Календарь мероприятий города тиражом 5000 экземпляров — 300 тыс. руб.
Конкурсы на лучшие экскурсионные маршруты — 40 тыс. руб.
Участие в выставках — 380 тыс. руб.
Создание туристско-ре­кре­аци­он­ного кластера, реконструкция и благоустройство объектов туристско-экскурсионного показа — 2 млн. руб.

Источник: целевая программа «Развитие туризма в городе Барнауле на 2012−2016 годы».

Только самые важные новости сайта altapress.ru! Никакого спама. Подпишитесь!

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Рассказать новость