Здоровье

"Да на что мне соцпакет?!" От государственных гарантий отказалась третья часть алтайских льготников

До 1 октября каждый, кто имеет право на государственные льготы по 122-му закону РФ, должен выбрать социальный пакет или деньги. Но чем ближе назначенный срок, тем больше специалистов подключаются к разъяснительной работе, а процент отказов от льгот все увеличивается. За последнюю неделю на Алтае количество выбравших компенсацию выросло с 32% до 37,5%. Чем это вызвано, выясняла корреспондент "СК".

"Здравствуйте, мы с вами когда-то общались…"

Пока 122-й закон "обживался" на территории края, "СК" проводил "прямые линии" со своими читателями и с теми, кто уже написал в свое отделение Пенсионного фонда заявление об отказе. Набрав несколько телефонных номеров, мы поинтересовались, что же выбрали для себя люди: социальный пакет или деньги?

- Мне очень жаль отказываться от социального пакета, но я выбрала деньги. Дочь сократили, а ей 49 лет. Устроиться на постоянную работу очень трудно. Везде берут временно. Поэтому моя пенсия, компенсация и ее небольшие заработки - вот и все деньги на жизнь. А если будет совсем худо, вызову "скорую". Наверное, совсем без помощи-то не оставят.

Николай Петрович Мамаев, 67 лет, инвалид II группы:

- Сегодня пока твердого решения не принято. Я-то стоимость социального пакета лекарствами полностью выбираю, а у жены моей 1-я группа, и таблеток ей назначают не больше чем на 200 рублей. Хотя в санатории нас уже по возрасту и по болезням вряд ли примут и электричкой мы не пользуемся, пакет еще на год все же оставим. А там посмотрим…

Екатерина Ивановна Крюкова, 71 год, инвалид II группы:

- С 1 января было затруднение с выпиской рецептов, и очень сложно было попасть к врачу. А если рецепт и выдавался, в аптеке подолгу не могла получить лекарства. Но с 1 августа расширился перечень медикаментов, отладили работу с рецептами. Я подумала, что работа налаживается, и решила забрать свое заявление обратно.

"Если по-человечески…"

Своим законом государство предлагает больным людям сэкономить на лекарствах, а почти 40% жителей края от них отказывается. Ситуация по меньшей мере странная. Ведь если потерявшему трудоспособность человеку страна дает гарантию на льготное амбулаторное лечение, то эта страна небезнадежна и человек в ней - тоже.

Еще более странный вывод сделали управленцы в сфере медико-социальных реформ. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Рамил Хабриев распорядился, чтобы территориям с высоким процентом отказов от социального пакета "до 30 сентября провести выборочные проверки по работе бюро медико-социальных экспертиз и уделить особое внимание обоснованности принимаемых решений по установлению групп инвалидности".

Но если люди отказываются от льготного лекарственного обеспечения, это не означает, что они симулируют свою болезнь, а врачи им в этом потворствуют. "Прямые линии" с читателями не раз подтверждали, что выдержать психологическое напряжение в очереди бюро медико-социальной экспертизы, затем - в поликлинике и, наконец, в аптеке по силам только очень здоровому человеку. Несмотря на то что очереди сократились, воспоминания о перенесенном стрессе у людей еще свежи. Устранить их могут стабильная доставка лекарств и качественное обслуживание. Достичь этого удалось, по мнению Николая Чернобровина, председателя краевого комитета по фармацевтической деятельности, не везде. Высокий процент отказов характерен для территорий с низкой плотностью населения.

Правда, его мнение расходится с наблюдениями Владимира Трешутина, исполняющего обязанности руководителя Управления федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Алтайскому краю. Опытный руководитель, считает он, заставит работать даже "мертвую" технологию. По его личным наблюдениям, самый высокий процент "отказников" проживает в городах. Денежную компенсацию вместо социального пакета попросили, к примеру, 54% льготников в Новоалтайске, 48% - в Яровом, 51% - в Баевском и Ельцовском районах. В удаленном от краевого центра Третьяковском районе желающих отказаться от государственных гарантий только 17%, в Локтевском - 18%.

- Я выяснил, что "отказников" мало там, где к проблеме подошли по-человечески. В одном из районов проживает 1580 льготников, из них на дополнительном лекарственном обеспечении - примерно тысяча человек. И каждому в поселковом совете сделали свой футлярчик для лекарств. Людям нет смысла ехать в район, стоять в очереди. Нужные препараты им доставляют прямо на ФАП и кладут в футлярчик. Так что ни удаленность, ни плотность населения на качестве обслуживания не отражаются.

"А что это изменит?"

В период реформ врачи еще не раз пожалеют о том, что сокращение бюджета заставило государственное здравоохранение отказаться от медицинской профилактики. Участковому врачу просто некогда объяснять людям, что деньги ничто по сравнению с надеждой, которую человек теряет, отказавшись от социального пакета.

Отвечая на вопросы льготников, заместитель управляющего краевым отделением Пенсионного фонда России Тамара Загнетина понимает, что все "отказники" подставляют себя под удар. Цифры, на днях названные Борисом Трофимовым, управляющим краевым отделением ПФР за круглым столом Ассоциации организаторов здравоохранения Алтая, прозвучали как предупредительным выстрел. В следующем году краевой фармацевтический рынок лишится 250 млн. рублей, предназначенных на оздоровление тех 37,5% льготников, которые уже отказались от социального пакета. Ведь государственная гарантия, которая ему выдается только раз в год, - это страховка. И, если заболевание становится угрозой для жизни, лекарства, которые стоят на порядок больше, чем зарабатывает вся семья льготника, ему выдадут бесплатно. Выбор денежной компенсации означает, что препараты, назначенные в поликлинике, он будет вынужден покупать за свои деньги.

Есть и еще одна мина замедленного действия в реформе.

- Коммерческий принцип, заложенный в основу 122-го закона, терапевту, ведущему прием на участке, добавит зарплаты. Но того, кто привык работать вдумчиво, потогонная система работы заставит уйти из поликлиники, - считает профессор, членкор РАМН Яков Шойхет.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость