Потребности и возможности
В модернизацию здравоохранения в нашей стране в течение двух лет будет вложено около 460 млрд. рублей. Эти средства распределят между субъектами Федерации и направят на материально-техническое обеспечение лечебных учреждений, их оснащение и информатизацию всей системы. Что требуется от руководителей на местах?
– В этом году мы должны понять, что хотим сделать в 2011–2012 годах. Проект региональной программы будет составлен в сентябре, и мы вынесем его на уровень Минздрава, – объясняет Виктор Яковлев. – В первую очередь мы должны учитывать потребности нашего населения. Например, в Алтайском крае число больных гипертонией, туберкулезом и онкопатологией больше, чем в среднем по России. Следовательно, при планировании именно этим областям должно быть оказано повышенное внимание. Результатом правильной работы должно стать снижение смертности и инвалидизации.
Первым делом нужно определить федеральные стандарты, которые мы будем внедрять на территории края. Минздрав акцентирует внимание на том, что стандарты качества оказания помощи должны соблюдаться в любом регионе независимо от его достатка и географического положения. В настоящий момент мы составляем реестр зданий лечебных учреждений края с точки зрения их материально-технического состояния. Затем с учетом потребностей населения выберем ключевые. На их ремонт (или в случае необходимости постройку) и пойдут федеральные деньги. При этом, как отмечают в министерстве, рассчитывать на поддержку государства могут только объекты высокой степени готовности при наличии проектной документации.
По тому же принципу сейчас проводится инвентаризация всей техники. Также мы начали оценку кадрового потенциала края, смотрим, каких кадров достаточно, каких нет. Полученные сведения должны дать четкое представление об имеющихся диспропорциях. В соответствии с ними будем составлять дальнейшую программу подготовки кадров. Она будет реализована за счет краевого бюджета.
Чужих больных не бывает
– В последние годы мы в Алтайском крае активно работаем над созданием межрайонных отделений определенного профиля (всего их около ста), – продолжает г-н Яковлев. – В процессе модернизации необходимо понять: достаточно ли их? Если нет – будем создавать новые. Вообще, идеология программы модернизации предполагает сетевое взаимодействие медицинских центров. К сожалению, сегодня все это отчасти стерто системами здравоохранения каждого района. Надо признать, что у нас не очень развито межмуниципальное взаимодействие, а Минздрав делает на этом акцент.
Сегодня главный врач района развивает свою систему здравоохранения, и коллега с соседней территории ему не союзник. Каждый строит свое. Это объясняется сложностями при дальнейшем расчете за медицинские услуги "чужим" больным. Но проблема должна в скором времени решиться, поскольку закон о медицинском страховании в той версии, в которой его, надеюсь, примут, предполагает так называемый регистр застрахованных. При наличии такого регистра пациент, имея в руках страховой полис, сможет обращаться в любую клинику или больницу региона, а главврач, оказав ему помощь, получит потом расчет по установленному тарифу.
Кроме того, в перспективе рассматривается перевод всех муниципальных учреждений в статус краевых. Если такое решение будет принято на законодательном уровне, то выстраивать систему здравоохранения станет легче. Хотя я не исключаю, что на начальном этапе нам придется столкнуться с некоторым непониманием со стороны муниципалитетов.
Помимо прочего мы должны учитывать потребности соседних регионов. В нашем случае – Республики Алтай. Мы уже связались с местным министром здравоохранения, чтобы согласовать свои планы.
Люди и деньги
– Что в реализации программы модернизации здравоохранения вам видится самым сложным?
– Для нашего региона самая сложная задача – учесть все географические особенности. На второе место я бы поставил грамотное выстраивание межмуниципальных связей и на третье – решение кадровой проблемы (сюда я отношу и заработную плату).
– Каких специалистов не хватает алтайской медицине?
– Сегодня у нас ощутимая нехватка хирургов первичного звена, особенно в центральных районных больницах. Появляются проблемы с наличием анестезиологов и реаниматологов. Не всегда хватает рентгенологов… В ком точно нет недостатка – ультразвуковые диагносты.
– За счет чего будет осуществляться финансирование?
– Грядущие изменения потребуют больших затрат. Поэтому страховой взнос из фондов оплаты труда вырастет с 3,1% до 5,1%. За два года эти два процента принесут России 460 млрд. рублей. Они и пойдут на модернизацию.
– Способна ли новая система ОМС улучшить качество медицинской помощи населению и уровень жизни медработников?
– К 2013 году, когда новая система будет отлажена, здравоохранение наконец начнет подпитываться деньгами за счет тех же дополнительных 2%. В идеале мы должны построить работу таким образом, чтобы каждый мог зарабатывать за счет качественных медицинских услуг. В стандартах, которые мы будем внедрять на территории края, будет заложена статья о повышенной заработной плате для медицинских сотрудников, работающих по приоритетным направлениям.
Татьяна Голикова,
глава Минздравсоцразвития России:
Почти все, что сейчас делается, называют модернизацией. Но мы-то должны понимать модернизацию как прежде всего создание условий для равного доступа каждого россиянина к качественной медицинской помощи в том регионе, в котором он проживает. И это главное.
Справка
В 2010 году произошли изменения в системе медицинского страхования: вместо налога работодатели стали платить за своих работников страховые взносы. В 2011 году ставка вырастет с 3,1% до 5,1%.
Самое важное - в нашем Telegram-канале