Алексей Старченко,
член правления Лиги защитников пациентов:
Юридическая грамотность пациентов с каждым годом растет. И с ростом компенсаций по нанесению вреда здоровью пациентов от ненадлежащего оказания медицинской помощи ("врачебными ошибками") неуклонно возрастет и количество исков к медикам.
Опрос: Что вы делаете, когда заболеваете?
Обращаюсь в государственную бесплатную поликлинику, больницу — 51
Лечусь сам— 33
Обращаюсь в платную поликлинику, больницу— 8
Обращаюсь к народным целителям, нетрадиционной медицине— 2
Ничего не делаю, все пускаю на самотек— 4
затрудняюсь ответить— 2
Опрос 1 600 россиян проведен в апреле 2009 года ВЦИОМ.
Показатель смертности как оценка
Виктор Яковлев,
и.о. начальника Управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности:
Есть очень простое и емкое определение качественной медицинской помощи, способное всех примирить. Качественная медицинская помощь – это соответствие принятым стандартам. Именно его все работники системы здравоохранения должны принимать в расчет. Больной имеет право в полном объеме и в адекватные сроки получить помощь должного уровня. А тот медицинский пункт, куда его направляют, должен быть оснащен всеми необходимыми кадрами и ресурсами.
Безусловно, в России, и в частности в Алтайском крае, есть определенные проблемы, связанные с материально-техническим обеспечением, дефицитом кадров (который не сокращается, особенно по ряду профессий). Иногда случается, что медицинские работники неправильно используют то, что у них есть в наличии. Безусловно, этих фактов быть не должно.
Для этого мы их отслеживаем и пресекаем на уровне врачебных комиссий. Медицинские услуги должны оказываться в полном соответствии стандартам либо в заметном к ним приближении.
Недавно я вернулся с совещания, которое проходило в Москве у Вероники Скворцовой, заместителя министра Минздравсоцразвития РФ. На нем подчеркивалось, что в России показатели смертности населения сегодня становятся базовыми для оценки управления системой здравоохранения в регионах. Ответственность за ситуацию несут не только руководители систем здравоохранения, но и регинов.
Радует, что наступает пора, когда и в сельских районах появляются руководители, которые знают показатели смертности населения на муниципальном уровне не хуже, чем цифры по падежу крупного рогатого скота. Губернатор недавно задавал им вопросы, касающиеся младенческой смертности, материнской и т. д. Тот из руководителей, кто не мог ему ответить, подвергался достаточно серьезной критике.
Не обслуживающий персонал
Дмитрий Тимошенский,
руководитель медотдела и отдела по защите прав застрахованных Алтайского филиала страховой медицинской компании "РЕСО-Мед":
Сегодня, к сожалению, все большее число людей считает врачей "обслуживающим персоналом", что в корне неправильно. Человек должным образом не заботился о своем здоровье сам, может ли он предъявлять повышенные требования к медикам?
Граждане, оценивая качество медицинских услуг, больше ориентируются, выражаясь философскими категориями, не на содержание (чем лечат), а на форму (палату, условия лечения и т. п.). Например, пациент считает, что его хорошо лечили, если медицинские работники поставили столько-то капельниц. А если не поставили или поставили, по мнению пациента, мало, – то лечили так себе. Но ведь капельница – только способ введения препарата, а не сам препарат…
Вопросы по качеству медицинских услуг в ряде случаев возникают еще и потому, что многие поликлиники перегружены. По приказу министерства у врачебного участка норматив – 1 700 человек. Сверх нормы главный врач может прикрепить еще 15% пациентов на общих основаниях. В случае повышенной нагрузки гражданину, не проживающему в районе обслуживания поликлиники, могут отказать в плановой (ни в коем случае не экстренной) помощи. Об этом многие забывают; граждане обычно говорят о своих правах, но абсолютно не учитывают прав медработников. Но пока у врачей не будет адекватных условий труда, требовать от них высокого качества услуг сложно.
Врачам не до больных
Ия Егорова,
уполномоченный по качеству здравоохранения в Алтайском крае:
Качественная медицинская помощь – это универсальное понятие, и поэтому разницы в ее оценке у населения и медицинских работников в идеале быть не должно. Однако это различие все же присутствует. Населению хочется получать именно услугу. Пациент ждет, что врач, к которому он пришел со своей болью, будет не просто квалифицированным, но и внимательным, доброжелательным специалистом. А этих качеств, к сожалению, современным докторам не хватает. Я подчеркиваю, именно современным, потому что занимаюсь изучением вопросов качества медицинской помощи более 15 лет. За эти годы у меня сложилось впечатление, что в нашем медицинском университете будущих докторов не учат доброжелательному, человеческому отношению к пациенту. Я вспоминаю своих учителей, они были устроены по-другому.
Сегодня у больного часто складывается впечатление, будто врачу некогда, не до него, будто он куда-то спешит все время.
Больному недостаточно просто получить рецепт. Ему хочется рассказать о своей боли, о страхе, который привел его на порог лечебного заведения. Медики, напротив, удивляются тому, что пациенты доверяют слабому, но доброжелательному специалисту больше, нежели сильному, но менее внимательному. А ведь людям невероятно важно быть услышанными.
Опрос: Довольны ли вы качеством медицинских услуг?
Анастасия Рязанцева,
программист:
К счастью, я ими не пользуюсь. У работающих граждан возникает проблема при обращении к врачу: необходимо освободить рабочий день, но весь этот день можно провести в очереди, так и не получив услуг.
Александра Стрыгина,
пенсионер:
После одного случая я стараюсь в больницы не обращаться. Года два назад я пришла в поликлинику, после того как меня укусил клещ. Меня направили не к тому специалисту. В результате я промучилась неделю.
Светлана Вяткина,
киоскер:
Качество медицинских услуг в Барнауле отвратительное. Кругом хамство. Я считаю, что врач не должен работать по специальности, если он не умеет общаться с больным. И потом, у нас в бесплатных больницах очереди по километру.
Владимир Пьянков,
пенсионер:
Среди медицинских работников есть очень квалифицированные специалисты, но немало и тех, кто не знает своего дела. Многое зависит от терапевта, который может дать действенную рекомендацию и направить к узкому специалисту. Хороший врач должен просто выполнять свою работу на совесть.
Самое важное - в нашем Telegram-канале