Здоровье

Как правильно оценивать качество медицинских услуг?

Владимир Путин, выступая перед депутатами Госдумы, заявил, что национальная система здравоохранения нуждается в реформировании. В чем глобально будет состоять реформа, пока знают, видимо, только посвященные, из частностей же известно, что 136 миллиардов рублей будет выделено правительством "на повышение уровня обеспеченности стандартом предоставления медицинских услуг". Хорошая новость, но проблема в том, что стандарты качества медицинских услуг в России – объект непрекращающихся дискуссий. Врачи и пациенты понимают качественную медицинскую помощь зачастую очень по-разному. Как им прийти к общему знаменателю?

Михаил Хаустов

Алексей Старченко,
член правления Лиги защитников пациентов:

Юридическая грамотность пациентов с каждым годом растет. И с ростом компенсаций по нанесению вреда здоровью пациентов от ненадлежащего оказания медицинской помощи ("врачебными ошибками") неуклонно возрастет и количество исков к медикам.

Опрос: Что вы делаете, когда заболеваете?

Обращаюсь в государственную бесплатную поликлинику, больницу — 51
Лечусь сам— 33
Обращаюсь в платную поликлинику, больницу— 8
Обращаюсь к народным целителям, нетрадиционной медицине— 2
Ничего не делаю, все пускаю на самотек— 4
затрудняюсь ответить— 2

Опрос 1 600 россиян проведен в апреле 2009 года ВЦИОМ.

Показатель смертности как оценка

Виктор Яковлев,
и.о. начальника Управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности:

Есть очень простое и емкое определение качественной медицинской помощи, способное всех примирить. Качественная медицинская помощь – это соответствие принятым стандартам. Именно его все работники системы здравоохранения должны принимать в расчет. Больной имеет право в полном объеме и в адекватные сроки получить помощь должного уровня. А тот медицинский пункт, куда его направляют, должен быть оснащен всеми необходимыми кадрами и ресурсами.

Безусловно, в России, и в частности в Алтайском крае, есть определенные проблемы, связанные с материально-техническим обеспечением, дефицитом кадров (который не сокращается, особенно по ряду профессий). Иногда случается, что медицинские работники неправильно используют то, что у них есть в наличии. Безусловно, этих фактов быть не должно.

Для этого мы их отслеживаем и пресекаем на уровне врачебных комиссий. Медицинские услуги должны оказываться в полном соответствии стандартам либо в заметном к ним приближении.

Недавно я вернулся с совещания, которое проходило в Москве у Вероники Скворцовой, заместителя министра Минздравсоцразвития РФ. На нем подчеркивалось, что в России показатели смертности населения сегодня становятся базовыми для оценки управления системой здравоохранения в регионах. Ответственность за ситуацию несут не только руководители систем здравоохранения, но и регинов.

Радует, что наступает пора, когда и в сельских районах появляются руководители, которые знают показатели смертности населения на муниципальном уровне не хуже, чем цифры по падежу крупного рогатого скота. Губернатор недавно задавал им вопросы, касающиеся младенческой смертности, материнской и т. д. Тот из руководителей, кто не мог ему ответить, подвергался достаточно серьезной критике.

Не обслуживающий персонал

Дмитрий Тимошенский,
руководитель медотдела и отдела по защите прав застрахованных Алтайского филиала страховой медицинской компании "РЕСО-Мед":

Сегодня, к сожалению, все большее число людей считает врачей "обслуживающим персоналом", что в корне неправильно. Человек должным образом не заботился о своем здоровье сам, может ли он предъявлять повышенные требования к медикам?

Граждане, оценивая качество медицинских услуг, больше ориентируются, выражаясь философскими категориями, не на содержание (чем лечат), а на форму (палату, условия лечения и т. п.). Например, пациент считает, что его хорошо лечили, если медицинские работники поставили столько-то капельниц. А если не поставили или поставили, по мнению пациента, мало, – то лечили так себе. Но ведь капельница – только способ введения препарата, а не сам препарат…

Вопросы по качеству медицинских услуг в ряде случаев возникают еще и потому, что многие поликлиники перегружены. По приказу министерства у врачебного участка норматив – 1 700 человек. Сверх нормы главный врач может прикрепить еще 15% пациентов на общих основаниях. В случае повышенной нагрузки гражданину, не проживающему в районе обслуживания поликлиники, могут отказать в плановой (ни в коем случае не экстренной) помощи. Об этом многие забывают; граждане обычно говорят о своих правах, но абсолютно не учитывают прав медработников. Но пока у врачей не будет адекватных условий труда, требовать от них высокого качества услуг сложно.

Врачам не до больных

Ия Егорова,
уполномоченный по качеству здравоохранения в Алтайском крае:

Качественная медицинская помощь – это универсальное понятие, и поэтому разницы в ее оценке у населения и медицинских работников в идеале быть не должно. Однако это различие все же присутствует. Населению хочется получать именно услугу. Пациент ждет, что врач, к которому он пришел со своей болью, будет не просто квалифицированным, но и внимательным, доброжелательным специалистом. А этих качеств, к сожалению, современным докторам не хватает. Я подчеркиваю, именно современным, потому что занимаюсь изучением вопросов качества медицинской помощи более 15 лет. За эти годы у меня сложилось впечатление, что в нашем медицинском университете будущих докторов не учат доброжелательному, человеческому отношению к пациенту. Я вспоминаю своих учителей, они были устроены по-другому.

Сегодня у больного часто складывается впечатление, будто врачу некогда, не до него, будто он куда-то спешит все время.

Больному недостаточно просто получить рецепт. Ему хочется рассказать о своей боли, о страхе, который привел его на порог лечебного заведения. Медики, напротив, удивляются тому, что пациенты доверяют слабому, но доброжелательному специалисту больше, нежели сильному, но менее внимательному. А ведь людям невероятно важно быть услышанными.

Опрос: Довольны ли вы качеством медицинских услуг?

Анастасия Рязанцева,
программист:

К счастью, я ими не пользуюсь. У работающих граждан возникает проблема при обращении к врачу: необходимо освободить рабочий день, но весь этот день можно провести в очереди, так и не получив услуг.

Александра Стрыгина,
пенсионер:

После одного случая я стараюсь в больницы не обращаться. Года два назад я пришла в поликлинику, после того как меня укусил клещ. Меня направили не к тому специалисту. В результате я промучилась неделю. 

Светлана Вяткина,
киоскер:

Качество медицинских услуг в Барнауле отвратительное. Кругом хамство. Я считаю, что врач не должен работать по специальности, если он не умеет общаться с больным. И потом, у нас в бесплатных больницах очереди по километру.

Владимир Пьянков,
пенсионер:

Среди медицинских работников есть очень квалифицированные специалисты, но немало и тех, кто не знает своего дела. Многое зависит от терапевта, который может дать действенную рекомендацию и направить к узкому специалисту. Хороший врач должен просто выполнять свою работу на совесть.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость