О волнении мы с ним заговорили не случайно: у Сергея Павловича гемофилия, так что распространенная на первый взгляд операция в этом случае – событие. Не только для врачей и пациента, но и для всех жителей региона, страдающих нарушениями свертываемости крови.
Выждать время
Точной статистики по больным гемофилией не ведется, известны лишь приблизительные цифры: так, в Сибири наблюдается около 5 000 человек. При этом специалисты утверждают, что каждый второй уже нуждается в оперативном вмешательстве.
Андрей Голоденко,
заведующий ортопедическим отделением краевой больницы:
У больных с таким диагнозом даже небольшие физические нагрузки и мелкие травмы приводят к кровоизлияниям в крупные суставы. Это приводит к воспалениям, провоцирует разрушение хрящевого покрытия. Постепенно наступает деформация суставов, такие люди со временем становятся инвалидами, не могут ходить без трости или костылей.
Несмотря на высокую потребность и современные медицинские достижения, на эндопротезирование суставов у больных гемофилией сегодня решаются единицы. В России на постоянной основе этим занимаются только в двух клиниках – в Москве и Санкт-Петербурге. Отдельные попытки предпринимались и в других городах, в частности в Новосибирске, но дальше первого шага дело не заходило.
Год назад врачи ортопедического отделения краевой клинической больницы совместно со специалистами Алтайского гематологического научного центра впервые провели такую операцию на Алтае, а месяц назад повторили успешный опыт еще с двумя пациентами.
– Почему мы не похвастались сразу? Решили не торопиться с выводами, а последить за пациентом, убедиться в эффективности подобных операций, – говорит Андрей Голоденко. – Теперь можем уверенно сказать: качество жизни у человека улучшилось, здоровье в порядке.
Сенсация для Сибири
Первопроходцем в Алтайском крае стал 24-летний Михаил Титченко из Камня-на-Оби.
– Из-за небольшой травмы в раннем детстве уже к 15 годам я стал мучиться от болей в колене, – рассказывает он. – Хромота, искривление позвоночника... В какой-то момент, отчаявшись терпеть боль, я приехал в краевой центр гемофилии и сказал, что готов хоть на что, лишь бы этот кошмар прекратился. Врач предложил два варианта: аппарат Илизарова либо операцию по полной замене сустава. Я выбрал второе. Страшно было, но еще страшнее было продолжать так жить.
– Сотрудники Алтайского гематологического научного центра занимаются гемофиликами, могут корректировать свертываемость крови, но не более того. Все остальные страдания больных не по их части. Пару лет назад мы начали обсуждать проблему протезирования и наконец решились на операцию, – комментирует Андрей Голоденко. – Основная сложность заключалась в необходимости сократить кровопотерю. Мы выполнили эту задачу в первую очередь за счет скорости проводимых манипуляций: вместо обычных 2,5 часа больного оперировали всего 50 минут. В состав бригады помимо хирургов Сергея Тонких, Игоря Афанасьева и вашего покорного слуги был включен Андрей Мамаев, гематолог и трансфузиолог. Он следил за кровопотерей и свертываемостью. В экстренной ситуации было бы сделано переливание, но в итоге обошлось без него.
Пациенты, прооперированные в этом году, пройдут тот же цикл реабилитации, что и Михаил Титченко. Первые три месяца им придется передвигаться с помощью костылей, затем перейти на трость, а спустя полгода можно будет вернуться к ходьбе без опоры.
– В России строят крупные федеральные медицинские центры, но и они не рискуют заниматься больными гемофилией. Такие пациенты у нас как изгои получаются. А ведь даже один человек – это судьба. В конце августа или начале сентября мы начнем делать эндопротезирование тазобедренных суставов. Такие операции вообще сенсация для Сибири, – говорит Голоденко. – Дай Бог, все получится, опыт-то у нас большой…
Факт
Одна операция по эндопротезированию людей с гемофилией стоит около 1млн. рублей, что в несколько раз дороже замены суставов людям с нормальной свертываемостью крови. Удорожание происходит за счет лекарств – концентрата отсутствующего у больного фактора свертываемости.
Операции делают пока за счет федеральных квот, выделенных на "обычных" пациентов. Препараты, необходимые для гемофиликов, были закуплены за счет собственных средств больницы, для пациента все процедуры были бесплатными. В дальнейшем специалисты надеются проводить такие операции в массовом порядке.
Самое важное - в нашем Telegram-канале