По словам депутата, изменения, зафиксированные в программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2008 год, были внесены именно по просьбе регионов.
Потребуются лицензии
- Федеральный закон № 131 разграничил оказание медицинской помощи по уровням. По закону муниципальные образования имеют право оказывать только первичную медико-санитарную помощь, регионы - наряду с первичной еще и специализированную. Высокими технологиями занимаются только федеральные учреждения. По сути, 131-й закон изъял оказание высокотехнологичной помощи в городах и субъектах. По этому поводу в Государственную Думу поступало большое количество обращений из регионов, при этом врачи на местах продолжали делать высокотехнологичные операции на свой страх и риск. Территории добивались, чтобы в программу государственных гарантий включили оказание высокотехнологичной помощи там, где все для этого есть. Постановление правительства этот вопрос урегулировало, одновременно произошло изменение системы финансирования. Если раньше высокие технологии финансировались из бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, то сейчас эти средства направлены в бюджет края.
Территории, которые оказывали высокотехнологичную помощь и хотят продолжать это делать, должны работать в соответствии со стандартами высокотехнологичной помощи, принятыми в России и в мире. Поэтому происходит лицензирование и аккредитация медицинских учреждений. Лицензии выдает Минздрав, оценивая техническую оснащенность клиники, квалификацию кадров и технологии. Конечно, из-за необходимости соответствия этим стандартам должно произойти увеличение финансирования высокотехнологичной помощи в регионах. (Для сравнения: одна из операций в профильном краевом медучреждении стоит 20 тысяч рублей. За аналогичную операцию федеральный медицинский центр получает 180 (!) тысяч. - Прим. авт.). Право субъекта федерации - отказаться от высоких технологий, но если заниматься ими, то только по стандартам.
- По вашему мнению, Алтайский край найдет нужное количество денег на финансирование высокотехнологичной помощи?
- Это вопрос не ко мне, а в управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности. Финансирование такой помощи придется увеличить, чтобы соответствовать стандартам, а они одинаковы и для федеральных, и для региональных клиник.
Откроют сосудистый центр
- В последние годы идет увеличение объемов оказания высокотехнологичной помощи именно за счет средств федерального бюджета. Это одна из частей национального проекта "Здоровье". У нас в России ведь колоссальная очередь на высокотехнологичные операции. Потребность в операциях на сердце - 300 тысяч, а делается их только 25 тысяч. Поэтому в России будет построено 15 центров высокотехнологичной помощи, в том числе и в Алтайском крае. А у нашего центра по травматологии, ортопедии и эндопротезированию будет огромная пропускная способность – до 20 тысяч операций в год.
Увеличивается и количество квот для регионов в федеральных медицинских учреждениях. В 2005 году, до начала нацпроекта "Здоровье", федеральная квота для Алтая составляла 529 человек. Через год - уже 963 человека. В 2007 году только за первое полугодие - 604 человека, к концу года будет полторы тысячи. Всех их лечат за федеральные деньги. Кстати, сейчас квоты получают и региональные, городские клиники - в Барнауле это больница скорой помощи, где делают сложные операции по замене сустава. В этом году, возможно, государственный заказ получит и кардиологический диспансер.
- Какие еще проекты готовы к реализации?
- В 2007 году стартовал проект "Здоровое сердце". Его цель - увеличение объемов диагностики и оперативного лечения при заболеваниях сосудов сердца и головного мозга. Это самое актуальное направление: от сердечно-сосудистых заболеваний в России умирает 53% населения. В рамках проекта на Алтае в 2008 году на базе краевой больницы будет создан региональный сосудистый центр. Он и его филиалы в кардиодиспансере, в барнаульских больницах № 5 и № 1, Бийской многопрофильной больнице, получат новое оборудование.
Проект "Здоровое сердце" позволит более активно перейти от таких тяжелых операций как аортокоронарное шунтирование к более щадящим. Например, не вскрывать грудную клетку, а вводить катетер к месту сужения сосуда, и вставлять в него стент - пружинистую трубочку, которая не даст сосуду сузиться, восстановит кровоток. После такой операции пациент уже на второй-третий день может покинуть больницу. Делать такие операции на Алтае будут опять же в основном за счет средств федерального бюджета.
О специализированной помощи
- Согласно программе государственных гарантий, специализированная помощь оказывается только в медучреждениях, входящих в номенклатуру Министерства социального развития, - это диспансеры, профильные клиники. В документе ничего не говорится об обычной специализированной помощи в отделениях больниц и кабинетах поликлиник. Сейчас ее оплачивают бюджеты регионов, муниципалитетов, но это не является для них обязательным, вот в чем опасность. Предположим, приходит новый глава, избран новый городской совет. Они смотрят 131-й закон и видят, что нет полномочий оказания специализированной медицинской помощи в больницах. А зачем тогда ее финансировать? Поэтому сегодня идут серьезные дискуссии нашего комитета с Министерством регионального развития, чтобы внести поправки в 131-й закон.
Справка "СК"
Высокотехнологичная медицинская помощь выполняется с использованием сложных и уникальных медицинских технологий, основанных на современных достижениях науки и техники, высококвалифицированными медицинскими кадрами. Это операции на открытом сердце, трансплантация органов, нейрохирургические вмешательства при опухолях головного мозга, лечение наследственных и системных заболеваний, лейкозов, тяжелых форм эндокринной патологии, хирургические вмешательства высокой степени сложности. Стоит одна высокотехнологичная операция от 50 тысяч до 2 млн. рублей.
Алина СОЛОМИНА.
Самое важное - в нашем Telegram-канале