Здоровье

Регистратуру — с боем. Как орденоносец Иван Попутько в поликлинику ходил

20 октября публикацией «Клеймо Совдепии» в № 42 «СК» начал акцию «В очередь!». С помощью наших читателей мы пытаемся изучить природу данного явления, понять, откуда берутся очереди в демократическом государстве, насколько неизбежен этот процесс и можно ли с ним бороться. Если эта проблема волнует вас, звоните в редакцию по телефонам 26−67−73, 26−60−89 и 23−46−12, расскажите свою историю стояния в очереди. Попробуем вместе проанализировать и (насколько возможно) исправить ситуацию.

Первый опыт обращения к читательским звонкам об очередях свидетельствует о том, что самое слабое звено в исследуемой цепи — сфера здравоохранения. Но очереди в медицинских учреждениях (нам звонили посетители барнаульских поликлиник № 2, 3, 10, аптеки № 6) — отнюдь не отрыжка социализма, как в учреждениях госслужбы и торговли, о чем шла речь в предыдущей публикации. Медицинских работников и их пациентов столкнул лбами вступивший в силу с 1 января нынешнего года Федеральный закон № 122 о монетизации льгот.

Очередь к врачу занимают с пяти утра

Среди всех звонков мы выделили один. Не потому, что он особенный, а потому, что типичный:

— Не можем с мужем попасть на прием к узким специалистам — эндокринологу, кардиологу, урологу в поликлинике № 2 (пр. Калинина), — говорит Нина Дмитриевна Попутько. — С раннего утра уже нет талонов. Люди начинают занимать очередь в регистратуру за два-три часа до открытия поликлиники. Предварительно записаться на следующую неделю удается только счастливчикам. В восемь утра по пятницам выставляют папки самозаписи. Люди рвут их друг у друга из рук. Дело доходит до драк. В пятницу, 21 октября, мы смогли записаться на следующий четверг, 27 октября, только к участковому терапевту. Однако придя на прием, узнали, что врач на конференции. Мы оба — пенсионеры-инвалиды, федеральные льготники. Мне 75 лет, мужу — 80. Каждый месяц приходится обращаться в поликлинику, чтобы выписать рецепты на бесплатные лекарства, и потому заново переживать такие мытарства. Да что я вам рассказываю? Вы лучше сами приезжайте и посмотрите, — пригласила Нина Дмитриевна. И мы отправились «на вызов».

Нетипичная пятница

С утра в пятницу, 28 октября, в вестибюле поликлиники больницы № 2 народу было — не протолкнуться. Но как свидетельствовали завсегдатаи, намного меньше обычного. Видимо, людей испугала непогода: холодный дождь со снегом. Кто мог отсрочить свой визит к врачу, отсрочил, кто не мог, пришел. Тем не менее к началу работы регистратуры (7.30) очереди у каждого окошка стояли большие. В восемь часов вынесли папки предварительной записи. В десять мы вместе с главным врачом Ниной Бондаренко провели ревизию утренней работы подведомственного ей учреждения. В папках записи к узким специалистам (кроме уролога) на следующую неделю вакансий уже не было. К терапевтам можно было записаться на всех участках, кроме двух. На текущий день в регистратуре еще продолжалась запись по участкам и к узким специалистам: онкологу, кардиологу, урологу, лору, стоматологу, оставалось даже два талона к эндокринологу. Одним словом, это была нетипичная пятница, что отмечали многие посетители.

Надежда Коптева, пенсионерка:

 — Мне сегодня повезло записаться к эндокринологу. Чисто случайно. Пришла к терапевту, а смотрю, талоны есть. Для меня это было удивлением. Всегда тяжело записаться. Народу много. Но раньше хоть папки самозаписи стояли всю неделю, а сейчас за полчаса заполнили в пятницу — и все.

Виктор Кладько, работающий инвалид:

 — Я очень редко хожу к эндокринологу, раз в полгода. На большее времени нет, работаю очень далеко, в Куете. А тут припекло. Лекарства кончились давно, денег, чтобы купить, нет. И повезло. Записался на 2 ноября на 17 часов.

80-летнему ветерану кавалеру ордена Ленина Ивану Ивановичу Попутько, жена которого звонила в редакцию «СК», тоже наконец удалось записаться на прием к терапевту.

— Сегодня народу не так много было. Я пришел в 7.15 и получил талон в регистратуре.

Ну вот, казалось бы, и хеппи-энд. Но врач-терапевт на участке принимает во вторую смену, с трех часов. Льготные рецепты он выпишет только к вечеру. В субботу и воскресенье аптека № 246, к которой прикреплен Иван Иванович, не работает. Лекарства у него кончились, пополнять запас на выходные дни придется за свой счет.

Комментарий главврача

Руководству поликлиники, которое пытается защитить ее честь в разговоре с представителем прессы, нетипичная пятничная ситуация как нельзя кстати. Но по большому счету главный врач Нина Бондаренко прекрасно понимает: это всего лишь просвет, а не тенденция. Медицинские работники и их пациенты оказались заложниками организационной, материальной и технической неготовности системы Минздрава к внедрению Закона о монетизации льгот:

— Нагрузка на регистраторов и врачей в связи с внедрением единых статталонов и льготных рецептов увеличилась как минимум в три раза, а нормативы остались прежними с 1938 года: у терапевта на прием больного — 12 минут, у узких специалистов — 7−10 минут. Те два компьютера, которые выделены поликлинике для решения этой задачи при отсутствии в крае единой автоматизированной программы и системы обработки данных, погоды не делают. Участок, который мы обслуживаем, весьма проблемный. Штат медицинских работников рассчитан на 38 тысяч человек, а работать приходится с 42 тысячами. 36,4% из них — пожилые люди, большинство из которых — федеральные льготники. И самый пик, конечно, это утро. Это наша боль.

Со своей стороны, реализуя 122-й закон, мы предприняли все, что смогли. Наша поликлиника первой в городе (с начала года) стала выписывать льготные рецепты установленной формы. Для этого мы внедрили компьютерную программу, разработанную РОСТА. Но в итоге выяснилось, что для печатания рецептов требуются не струйные или лазерные, а игольчатые принтеры, которые невозможно достать, к тому же программа должна быть единой в масштабах города и края. С целью экономии времени регистраторов и врачей мы упростили форму единого статталона амбулаторного пациента. Но это не решило проблемы. На мой взгляд, локальные потуги лечебных учреждений вообще мало что способны изменить. Надо действовать сообща в масштабах города, края, страны. В августовском «Фармацевтическом вестнике» описывался опыт по реализации 122-го закона в одной из центральных областей России. Там внедрили единую компьютерную систему, охватывающую все лечебные учреждения и аптеки. Врач выписывает рецепт в электронном виде, он доходит до аптеки по компьютерным сетям за восемь секунд. Больной приходит туда — для него уже готов препарат. И что еще важно: информационное обеспечение врача по наличию лекарств осуществляется одновременно с обновлением базы в самой аптеке. А значит, придя туда, больной получит именно тот препарат, который ему назначен.

Чтобы воспользоваться льготами, предусмотренными Федеральным законом № 122, пенсионерам ежемесячно приходится отстаивать очереди:

а) за рецептами,

б) за лекарствами,

в) за единым социальным проездным билетом.

Смотрите также
Только самые важные новости сайта altapress.ru! Никакого спама. Подпишитесь!

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Рассказать новость