Здоровье

В Минздраве пообещали исправлять генетические дефекты в ближайшие годы

Глава Минздрава Вероника Скворцова заявила, что российские врачи в ближайшие годы начнут исправлять наследственные дефекты эмбрионов при экстракорпоральном оплодотворении. Обещание прозвучало на открытии Научно-образовательного центра вспомогательных репродуктивных технологий имени Фредерика Паулсена-старшего, пишет "Коммерсантъ".

Беременная женщина.
Открытые источники в Интернете (СС0)

Глава Минздрава сообщила, что уровень подготовки врачей нового медучреждения со временем позволит "не просто повышать рождаемость и дарить ребенка каждой семье, но и на уровне проектирования генома исправлять наследственные дефекты".

Вероника Скворцова,
глава Минздрава РФ:

Уже сейчас эти программы работают в центре — не у людей, а на доклинических исследованиях разных типов животных. Но мы очень быстро движемся в этом направлении. Если дела будут идти так, как сейчас, то в ближайшие годы мы сможем перейти на коррекцию генетических ошибок, особенно если они с высокой степенью прогнозируемости есть в той или иной семье.

Министр здравоохранения также отметила, что с 2007 года количество операций по ЭКО в рамках государственной программы здравоохранения увеличилось в сто раз, а их эффективность повысилась "более чем в два раза — с 15% до 48%".

Однако учёные не совсем разделяют такой подход, так как при корректировке наследственных нарушений на уровне генома существуют определенные трудности.

Екатерина Померанцева,
заведующая лабораторией Genetico:

Когда ты вносишь какое-то изменение в геном, нужно убедиться, что ты его вносишь эффективно. А не так, что ты в одной клетке эту мутацию устранил, а в остальных нет. Когда у тебя человеческий эмбрион, нужно поменять все клетки, чтобы во всех клетках не было нарушений.

По словам эксперта, в России практикуется предимплантационная генетическая диагностика, то есть отбор именно тех эмбрионов, у которых нет нарушений. Поэтому "почти любая семья может выбрать то, что создается самой природой, но при этом не несет риска наследственных заболеваний".