Алексей Грибков,
председатель АКОО "Геблеровское экологическое общество":
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
В Алтайском крае сложилась критическая ситуация в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. В первую очередь это касается лесного хозяйства, особо охраняемых природных территорий, охраны и использования ресурсов животного мира.
1. Лесное хозяйство
Леса Алтайского края имеют колоссальное значение для поддержания здоровья и качества жизни населения, обеспечения социального, экономического и экологического благополучия региона в целом. От их состояния напрямую зависит устойчивость сельского и охотничьего хозяйства. Использование лесных ресурсов – одна из важнейших отраслей экономики края, значительная сфера занятости сельского населения. Тем острее стоят проблемы рационального лесопользования, охраны и воспроизводства лесных ресурсов, прозрачности принятия решений в области лесных отношений и сохранения лесной природы.
К огромному сожалению, в лесном хозяйстве Алтайского края довлеет ресурсный, в худшем смысле этого слова, подход к лесу. Зеленые легкие края рассматриваются исключительно как "месторождение древесины". При хозяйственном использовании лесов абсолютно не учитываются недревесные ресурсы, играющие огромную роль для местного населения (грибы, ягоды, лекарственные растения, охотничьи животные и т.д.), рекреационный потенциал, а также нематериальные блага и ценности леса. Стали обычной практикой случаи прямого нарушения лесного и природоохранного законодательства со стороны Управления лесами Алтайского края.
Все это ведет к тому, что население края, как сельское, так и городское, близко к "точке кипения" и игнорирование этой ситуации будет лишь способствовать нагнетанию социальной напряженности и, в конце концов, может привести к социальному взрыву.
Одной из главных причин такого положения вещей является избирательное толкование и применение норм лесного и природоохранного законодательства профильными органами исполнительной власти края (Управление лесами, Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды).
Благодаря несовершенству и противоречивости действующего законодательства, чиновники позволяют себе толковать нормативно-правовые акты, прикрываясь "буквой" закона и игнорируя его "дух" в угоду коммерческим, а иногда и явно коррупционным интересам. Так, в абсолютно здоровых лесных насаждениях назначаются санитарные рубки; под видом рубок ухода ведется коммерческая заготовка древесины; в комплексных природных заказниках, предназначенных специально для сохранения лесных экосистем, проводятся сплошные рубки; вырубаются водоохранные зоны; уничтожаются места обитания растений и животных, внесенных в Красные книги России и Алтайского края.
Все это становится возможным при явном попустительстве со стороны контролирующих, правоохранительных и надзорных органов, что свидетельствует о наличии в этих структурах круговой поруки. Без всякого сомнения, такое отношение к Закону со стороны чиновников и правоохранителей ведет к формированию правового нигилизма и у населения.
В силу истощения древесных ресурсов в глубине лесных массивов, рубки леса становятся все "ближе" местному населению. Заготовка древесины все чаще ведется в черте городов и поселков, в излюбленных местах отдыха людей. На фоне разорительных рубок, проводимых на арендуемых лесных участках, а также по контрактам на охрану, защиту и воспроизводство лесов, особо цинично выглядят поистине жестокие наказания, применяемые к так называемым "черным лесорубам" – простым сельским жителям, оставшимся без дров на зиму и вынужденным срубить несколько деревьев, чтобы не замерзнуть. Безработица и нищета в лесных поселках, где люди традиционно жили лесом, а теперь брошены на произвол судьбы, также не добавляют оптимизма населению.
Неоднократные обращения и предложения по оптимизации лесопользования, совершенствованию системы региональных особо охраняемых природных территорий, поступавшие в профильные органы исполнительной власти края от независимых экспертов и заинтересованных организаций, не нашли отклика у чиновников. От действий лесопользователей страдает охотничье хозяйство (вырубаются глухариные тока, места концентрации молодняка копытных), специалисты-биологи констатируют уничтожение редких видов растений и животных, разрушение мест их обитания, природоохранная общественность давно бьет тревогу по поводу состояния лесов в заказниках и памятниках природы.
Конкретные предложения по этим проблемам вносились на стадии разработки Лесного плана Алтайского края и лесохозяйственных регламентов лесничеств, но не были приняты чиновниками во внимание. Игнорируются обязательные по закону требования государственной экологической экспертизы.
Целью реформы лесного законодательства и лесного хозяйства в стране было разделение управленческих, контрольных и хозяйственных функций. Очевидно, что этот принцип не работает в Алтайском крае. Чрезмерное использование административного ресурса и существующая монополия в использовании лесов без сомнения ограничивает здоровую конкуренцию, ведет к ущемлению прав субъектов предпринимательства.
Сложились и явные коррупционные схемы. Через аукционы с единственным участником леса передаются в аренду аффилированным коммерческим структурам, учредителями которых являются родственники начальника Управления лесами – М.В. Ключникова, и заместителя губернатора – Я.Н. Ишутина, курирующего лесное хозяйство края.
2. Территориальная охрана природы
Специально для сохранения дикой природы, биологического разнообразия, редких видов флоры и фауны, а также в целях поддержания экологического баланса и благоприятной окружающей среды для населения, в крае существует сеть особо охраняемых природных территорий (ООПТ), включающая 1 заповедник, 1 природный парк, 35 заказников, 51 памятник природы. Общая площадь охраняемых территорий составляет всего 4,5 % от территории края, что значительно ниже среднего показателя по России, и не достаточно для сохранения благоприятной окружающей среды в регионе. По закону ООПТ относятся к объектам общенационального достояния и должны использоваться исключительно в соответствии с их целями и задачами. Но нормы природоохранного законодательства открыто игнорируются профильными органами администрации Алтайского края.
Так, в комплексных природных заказниках, предназначенных специально для сохранения лесных экосистем, назначаются и проводятся сплошные рубки лесных насаждений, что прямо запрещено законом; уничтожаются места обитания редких видов растений и животных, ради сохранения которых и существуют ООПТ. На территории Алтайского края не существует ни одного особо защитного участка лесов для сохранения животных и растений, внесенных в Красные книги, хотя их выделение предусмотрено Лесным кодексом РФ.
При сохранении существующего подхода к использованию лесных ресурсов на ООПТ, Алтайский край рискует потерять последние уголки дикой природы и сохраняющееся в них лесное биологическое разнообразие, а взамен получить расстроенные леса, не способные самостоятельно поддерживать свои функции и лесные плантации, не имеющие ничего общего с дикой лесной природой.
Состояние региональных заказников в Алтайском крае катастрофическое. Создание новых особо охраняемых природных территорий федерального значения встречает ожесточенное противодействие со стороны администрации края и лично заместителя губернатора Я.Н. Ишутина, не смотря на то, что их организация предусмотрена Схемой развития федеральных ООПТ и Схемой территориального планирования Алтайского края. Все это приводит к грубым нарушениям прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Абсурдная и безобразная ситуация сложилась вокруг Залесовского заказника. 28 декабря 2011 г. приказом Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края № 9/э было утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по внесению изменений в Положение о Залесовском заказнике. Одобренный проект содержит поправки к действующему Положению о заказнике, которые, в случае принятия, сведут на нет всё природоохранное значение этого заказника, и могут привести к фактическому его уничтожению.
В Залесовском заказнике до настоящего времени сохранились участки черневой тайги с элементами реликтовой третичной флоры. Здесь произрастает 7 видов растений, включённых в Красную книгу Алтайского края, в том числе 2 вида, включённых в Красную книгу РФ; обитает 27 видов животных, включённых в региональную, и 10 видов, включённых в федеральную Красную книгу. Велика роль заказника в поддержании популяций и воспроизводстве рыбных и охотничьих ресурсов, а также ресурсов лекарственных и медоносных растений.
В настоящее время, в соответствие с природоохранным законодательством РФ и Алтайского края, на территории заказника запрещена любая хозяйственная деятельность, противоречащая целям создания заказника, в том числе, добыча полезных ископаемых и рубка леса (что подтверждено решением Залесовского районного суда от 27.05.2010 – дело № 2-58/10).
Новая редакция Положения содержит пункты, разрешающие на территории заказника рубки леса в целях заготовки древесины интенсивностью 30%, а также разведку и добычу полезных ископаемых.
Вышеназванные поправки к Положению о Залесовском заказнике разработаны с нарушением природоохранного законодательства РФ. В частности, они противоречат Федеральным законам: "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ (ст. 24); "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (ст. 60); "О животном мире" от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ (ст. 24); Лесному кодексу РФ от 4.12.2006 г. № 200-ФЗ (ст. 59).
Тем не менее, планы добычи россыпного золота в истоках реки Бердь уже существуют, что ставит под угрозу полного уничтожения речные экосистемы с обитающими там редкими видами растений и животных, внесенных в Красные книги России и Алтайского края. Разрушительное воздействие на истоки реки Бердь – крупного притока Оби, берущего начало в Залесовском заказнике, неизбежно скажется самым пагубным образом и на расположенных ниже по течению территориях в Новосибирской области. Надо отметить, что добыча полезных ископаемых в истоках рек законодательно запрещена даже в Монголии и Китае.
Разработчиками проекта не было учтено обращение с подписями более 800 жителей Залесовского района о недопустимости рубок леса, разведки и добычи полезных ископаемых на территории заказника и, как следствие – нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ). Проигнорировано и вынесенное по данному проекту отрицательное заключение общественной экологической экспертизы, что также является нарушением Федерального закона "Об экологической экспертизе" от 23.11.95 г. N 174-ФЗ.
В настоящее время в отношении начальника Управления лесами Алтайского края М.В. Ключникова возбуждено уголовное дело по факту незаконной передачи в аренду в целях заготовки древесины территории заказника и причинения вреда охраняемым природным комплексам. В то же самое время, непосредственный начальник Ключникова – заместитель губернатора Ишутин, с ведома которого уничтожаются лесные заказники, получает правительственные награды. Указ № 195 о награждении Я.Н. Ишутина орденом Почета был подписан Президентом РФ 17 февраля 2012 г.
3. Охрана и использование животного мира
Ситуация с охраной животного мира в Алтайском крае также критическая. Численность охотничьих видов животных катастрофически снижается. Истощение охотничьих ресурсов происходит, в том числе, в результате массового браконьерства и применения вездеходной техники – автомобилей, квадроциклов и снегоходов при производстве охоты. Нарушения законодательства об охоте приобрели массовый характер. По одному разрешению на добычу того или иного вида животных охотниками отстреливается по нескольку особей, должный контроль закрытия разрешений отсутствует.
Под видом регулирования численности волка и лисицы недобросовестные охотники получают возможность беспрепятственного нахождения в охотугодьях с оружием на транспортных средствах, в том числе в закрытые для охоты на остальные виды сроки, что дает им возможность осуществлять браконьерскую охоту. Разрешения на отстрел волков и лис, больных бешенством, выдаются бесконтрольно.
Данные учетов численности охотничьих животных сознательно завышаются охотпользователями с целью увеличения квот на их изъятие и, следовательно, больших доходов от реализации разрешений на отстрел. При этом реальных охранных и биотехнических мероприятий в большинстве охотхозяйств не ведется.
Руководство Управления охотничьего хозяйства Алтайского края не принимает должных мер по повышению эффективности работы по борьбе с браконьерством. Имеются многочисленные случаи необоснованного отказа в возбуждении или прекращения уголовных дел органами МВД и прокуратуры по фактам выявленных случаев незаконной охоты, содержащих признаки преступления, предусмотренного статьей 258 УК РФ.
Численность инспекторского состава Управления охотничьего хозяйства Алтайского края и егерей заказников (КГБУ "Алтайприрода"), а также их материально-техническое оснащение являются крайне недостаточными. Егеря заказников не имеют полномочий по составлению протоколов о нарушениях режима особой охраны заказников, хотя Кодексом РФ об административных правонарушениях возможности для этого предусмотрены.
4. Игнорирование мнения общественности и экспертов
В соответствии с действующим законодательством (Лесной кодекс РФ, Федеральные законы "Об особо охраняемых природных территориях", "Об охране окружающей среды", "О животном мире") участие граждан и общественных объединений является обязательным условием при подготовке и принятии решений органами власти в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Неоднократные попытки создания площадки для обсуждения и решения экологических проблем в Алтайском крае до сих пор не увенчались успехом. Профильные краевые управления продолжают игнорировать мнения заинтересованных сторон, независимых экспертов, научной и природоохранной общественности.
Созданные по распоряжению губернатора общественные советы при органах исполнительной власти, отвечающих за охрану окружающей среды и использование природных ресурсов, по сути, являются чучелом взаимодействия власти и общества и существуют "для галочки". Общественные советы при Управлении лесами и при Управлении охотничьего хозяйства Алтайского края являются по сути "карманными" структурами.
Недопустимо, чтобы значимые для всего края решения в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды принимались "келейно", без учета мнения научной и природоохранной общественности.
В связи с вышеизложенным, просим Президента Российской Федерации рекомендовать администрации Алтайского края:
Поддержать расширение Тигирекского заповедника (создание кластерного участка в Чарышском районе), создание национальных парков "Горная Колывань" и "Тогул".
В заказниках, расположенных в ленточных и приобских борах, выделить особо охранные части, в которых установить запрет на проведение любых видов рубок лесных насаждений, за исключением выборочных санитарных. На остальной территории запретить проведение любых видов рубок спелых и перестойных насаждений. В заказниках, расположенных в эксплуатационных лесах (салаирские и горные заказники), запретить все виды рубок, за исключением выборочных санитарных. На всей территории заказников запретить проведение рубок и любых лесохозяйственных мероприятий, за исключением противопожарных, весенне-летний период.
Внести изменения в лесохозяйственные регламенты лесничеств, связанные с выделением особо защитных участков лесов и ограничением использования лесов на особо охраняемых природных территориях регионального значения.
Поддержать создание государственного природного заказника краевого значения "Чарышская степь", природного парка "Кулундинский" на базе существующих заказников "Благовещенский" и "Суетский", расширение заказника "Озеро Большой Тассор".
Увеличить штат, улучшить материально-техническую базу и наделить полномочиями по контролю режима особой охраны заказников сотрудников КГБУ "Алтайприрода", в частности, путем внесения соответствующих изменений в Закон Алтайского края "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края".
Внести изменения в Правила охоты на территории Алтайского края, запрещающие передвижение на снегоходах вне дорог и транспортировку оружия на снегоходах в охотугодьях. Разработать систему мер, направленных на усиление контроля над закрытием разрешений на добычу объектов животного мира. Разработать Правила охраны среды обитания и путей миграции животных на территории Алтайского края.
Ужесточить контроль за достоверностью данных учетов численности охотничьих животных и выполнением охотпользователями своих обязанностей по охране и воспроизводству охотничьих ресурсов (в т.ч. содержание штата егерей, проведение биотехнических мероприятий). Производить уменьшение квот добычи объектов животного мира, выделяемых охотпользователям, на количество выявленных незаконно добытых животных на их территориях. Пересмотреть порядок и усилить контроль выдачи разрешений на регулирование численности волка и лисицы.
Создать мобильные оперативные группы по охране животного мира и общественную инспекцию при Управлении охотничьего хозяйства.
Напомним также, что на прошлой неделе экологи также обратились к губернатору Алтайского края Александру Карлину с просьбой запретить в регионе весеннюю охоту на боровую и водоплавающую дичь.
Самое важное - в нашем Telegram-канале