Жизнь

Алтайские поисковики работают на полях сражений Великой Отечественной

– Вот Прохор откачивает воду из воронки, а вот девчонки моют косточки, а здесь уже мы перезахораниваем, – показывает снимки Елена Родичева, глава поискового отряда "Память". 12 мая "Память" вернулась из шестой по счету экспедиции в Новгородскую область: в районе деревни Мясной Бор уже много лет идет работа по поиску останков погибших воинов.

Две кости – один человек

У этого места есть и другое название – Долина смерти.  В Великую Отечественную здесь сражались 4-я, 2-я ударная (под командованием генерала Власова), 52-я и 59-я армии, в которых служили и алтайские солдаты.

– Когда в 1942 году наши войска попали в окружение, здесь образовалась своеобразная бутылка с узким горлышком: территория шириной 300–400 метров – единственное место для прорыва. Пробиваясь из вражеского кольца, солдаты буквально шли по телам погибших, – рассказывает Елена Михайловна.

Работа по поиску и перезахоронению павших началась здесь почти сразу после войны, в 1946-м. Первым поисковиком был Николай Орлов – человек, посвятивший Долине смерти всю свою жизнь. При полном равнодушии местных властей (погибшие в Бору долго считались предателями-власовцами), постоянно рискуя собственной жизнью (земля здесь была буквально нашпигована минами и снарядами), он отыскивал солдатские медальоны и сообщал об этом родственникам считавшихся пропавшими без вести бойцов. Николай Иванович положил начало целому поисковому движению. Сейчас поисками в Долине смерти руководит его сын Александр Орлов.

– Останки бойцов находятся уже в таком состоянии, что подсчет мы можем вести только по берцовой кости, они меньше всего поддаются гниению. Две берцовые кости – один человек. Примерный возраст солдатика можно определить по зубам. В основном лес подчищен, и большую часть солдат находим в воронках. В этот раз работали на двух воронках от минометного снаряда. Из двух воронок подняли сорок человек, – говорит  Елена Родичева.

Местность в долине болотистая, поэтому воронки залиты водой. Ее ребята сначала откачивают, но все равно работать приходится в высоких сапогах по колено в мокрой жиже. Руками сантиметр за сантиметром перебирают землю, стараясь не пропустить ни одной косточки.

– Запомнилось, как вытаскивали бойца, на месте гибели которого выросло дерево, – рассказывает поисковик Прохор Григорьев. – Корни растащили кости во все стороны. Заповедь поисковика – если начал поднимать тело, то поднимать нужно до конца.  Воды было по колено. Прокопались мы часов пять. Вытащили.

У каждого из ребят есть своя поисковая история – из тех, что запоминаются на всю жизнь.

К нему никто не приезжал…

Они не просто находят и перезахоранивают погибших – стараются  восстановить память о них.

– В этом году мы были на могиле солдата, к которому шестьдесят восемь лет никто не приезжал. Ни родственники, ни земляки, – рассказывает Елена Родичева. – Но вот в марте этого года из Калманского района приехала дочь этого солдата, привезла похоронку и попросила найти могилу отца. Мы нашли ее. Деревня, где находится могила, уже заброшена, в ней всего два жителя. Привезли с могилки горсть земли, передадим дочери. И, думаю, она туда поедет. А не она, так внуки. Обязательно нужно поехать, – повторяет Елена Михайловна.

Ребята говорят, что после экспедиции они по-другому начинают смотреть на многие вещи.

– В школе мы изучаем историю по учебникам. А когда приезжаем на место, видим, как это было. Поднимаешь солдата из воронки – и представляешь, как он погиб, – говорит участница экспедиции Глаша Речкунова.

– Барнаул – тыловой город, поэтому наших ребят обязательно надо возить в места, где проходили боевые действия. Они не только руками перебирают эти косточки, они еще пропускают все это через свое сердце. Сейчас ведь приходится отстаивать Победу. Даже при живых ветеранах кто-то смеет говорить, что мы – не победители.  А что будет через 50 лет?.. А эти дети дотронулись до Истории, они еще 50 лет будут рассказывать правду об этой войне, – говорит Елена Родичева.

Они немножко старше нас…

– Насколько важно то, что мы делаем, я это поняла вдруг, когда мы несли гробы с останками на перезахоронение. Они, солдаты, были ведь немножко постарше нас, – говорит поисковик Наташа Чеботникова.

А они, поисковики отряда "Память", – обычные школьники. Они дружат и влюбляются, страдают и радуются жизни. Кукарекают, когда принимают утреннее дежурство, и пикают, когда сдают его вечером. Играют в футбол, поют песни. Но знают они немного больше, чем их сверстники. Они немного знают, что такое война и смерть, – они держали ее в руках. Они живут и помнят.

Справка

20 144 погибших солдата было вынесено из долины Мясного Бора и перезахоронено в период с 1946 по 1997 год. За следующие 13 лет поисковики перезахоронили еще несколько тысяч человек. В этом году на весенней Вахте памяти в Долине смерти были найдены и перезахоронены 350 бойцов Великой Отечественной войны.

Николай Иванович Орлов начал свою деятельность в 1946 году. Посвятил жизнь исследованию военных памятников северо-запада Новгородской области. В одном из походов подорвался на мине, после чего  долго лежал в госпитале. Вскоре, разряжая противотанковую мину, погиб его брат Валерий. В 1958 году из учеников сельской школы Николай Иванович организовал поисковый отряд "Юный разведчик", в дальнейшем переросший в молодежный патриотический клуб "Сокол". Скончался Николай Орлов 30 декабря 1980 г. от приступа астмы, не успев дописать книгу о боях в Мясном Бору.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость