Жизнь

Анечка и медведь

В этом году в Алтайском государственном заповеднике, что на берегу Телецкого озера, стали пакостить медведи. Нападали на скот. А в последние дни появились слухи и о медведях-людоедах...

Засада

Уже с начала лета у жителей Яйлю - центральной конторы заповедника - коровы и бычки стали приходить домой с кровавыми царапинами. В июле один из быков был найден задранным на берегу озера. Вскоре от медведей погибли еще два теленка.

- "Скотинники" обычно возвращаются к добыче. Поэтому мы запросили Москву разрешить отстрел такого медведя. А потом сделали засаду, - рассказывает инспектор охраны леса Сергей Удавленников.

Возле туши одного из задранных бычков на иве был сколочен лабаз. Первым в засаду сел студент-практикант. Уже в сумерках, услышав шорох, он пальнул из ружья, но медведь целый и невредимый убежал в горы.

31 июля в 22 часа на иве затаился Сергей Удавленников. Через полчаса раздался хруст. В нескольких метрах от дерева появился огромный медведь. Сергей прицелился и выстрелил. Зверь с ревом рванул в одну сторону, потом в другую. Потом все стихло. Охотник слез с ивы и посветил фонариком. Никого не было.

Утром Сергей пошел еще раз посмотреть то место:

- Думал, увижу следы крови, - значит ранил зверя. - А раненого медведя оставлять никак нельзя...

Убитый великан лежал в 15 метрах от ивы. Пуля попала прямо в сердце. Это был семилетний самец. Потом его мясо привезли на лодке, на берег. Каждый желающий из Яйлю мог приехать и отрезать медвежатины сколько хочет.

Спасение медвежат

Отстрел медведя не доставил инспектору особого удовольствия. У Сергея, как и других работников заповедника, особое отношение к медведям.

- В общем-то, он зверь миролюбивый и редко нападает на человека. Если увидит его, сам убегает.

В Яйлю привыкли, что медведи живут рядом. Почти каждый так или иначе с ними сталкивался. Вчера мы со знакомой видели, как медведь бежит по проселочной дороге, - рассказывает Галина Удавленникова. - Выскочили, кричим: "Миша, миша! Постой!" Он оглянулся и еще больше деру задал...

В свое время в Яйлю был вольер, куда лесники привезли двух осиротевших медвежат Машку и Мишку. Говорят, большие сластены были. Когда те подросли, их увезли в зоопарк.

13 сентября, когда мы были в Яйлю, два инспектора ездили на лодке спасать медвежонка, который одиноко ревел на мысе Айран. В тот день взять его не удалось, инспектора, оставив мишке рябины для пропитания, вернулись.

- Будем его контролировать, - поделились ребята.

- В прошлом году мы тоже пытались спасти медвежонка, - вспоминает Сергей Удавленников. - Но получилась очень грустная история. Там браконьеры поставили петлю на взрослого медведя, а попался малыш. Двое суток в петле ревел, а мать вокруг ходила. Порявкала, потом куда-то ушла. Мы приехали, вырубили рогатку. Годовалые медвежата сильные, их голыми руками не возьмешь. Голову ему рогаткой пригнули, стали освобождать. Вызволили. А медвежонок от шока умер... Мы давай ему массаж сердца делать, искуственное дыхание. Бесполезно. Расстроились сильно. Потом мы решили разобраться с этими браконьерами. Их не нашли, напились с горя, попали в милицию, всю "ментовку" вдребезги разнесли...

Кто брал мою кружку?!

В Алтайском заповеднике самое медвежье место - Кордон. Камга в переводе - у шамана. Это особая зона покоя. Там и рыба, идущая на нерест, и птицы, и звери долгое время чувствовали себя вольготно и спокойно.

Три года там был инспектором удивительный человек, которого знают в заповеднике под именем Монтана. В 40 лет он, презрев мир, развивающийся по европейской мерке, ушел жить в тайгу, где стал молиться великому духу вольных индейцев. В Камге рядом с его избушкой-"салуном" было больше двенадцати берлог. С медведями Монтана общается по-свойски. У каждого мишки было свое имя. Самый большой звался Уаз, его соседка с двумя медвежатами - шаман, медвежонок с белой спинкой - Блондин. Самую вспыльчивую медведицу Монтана прозвал Истеричкой.

- В мае мы приехали с Монтаной на лодке к его салуну, а там грохот, - рассказывает Алексей Степанов, орнитолог заповедника. - Бабах, бабах. Подходим к берегу, Истеричка по колено в воде, на нас рявкает.

А из салуна миски-кружки вылетают! Это медвежата развлекаются. Монтана как заорал: "А ну, пошли отсюда!" Из салуна два медвежонка выскочили. Она как увидела их и давай опять на нас рычать. Монтана снова прикрикнул. После этого медведица побежала, и медвежата за ней.

На следующий день мы поехали на мыс Акулиха. Проезжаем мимо, медведица опять вылезла, опять ей хочется порявкать. Истеричка, она и есть истеричка...

"Медведи, - говорит Монтана, - как и люди. У них свой характер, свой дух".

Райские яблоки

Очень интересно наблюдать за медведем, когда его никто не беспокоит, - рассказывает Генрих Сабанский, который посвятил этому занятию сотни дней и часов.

Они, действительно, как люди. Я, к примеру, видел такую картину. Пасется огромный черный медведь, неподалеку от него бродит аппетитная медведица. Заходит она вперед медведя, качает ягодицами. Он тыкается ей в шею, потом начинает интересоваться тем, что у нее сзади. Она же садится на зад, разворачивается и бах ему по морде лапой. Он отступает. Проходит время, медведица выглядывает, снова забегает вперед медведя. И так четыре раза. Потом он устал и лег на брюхо. Она тоже прилегла на спину по соседству. И не заметила, как кавалер ушел. Встала и растерянно оглядывается, а потом побежала его искать.

Сабанскому охота неинтересна!

- Это очень миролюбивые, симпатичные звери. Раньше здешние медведи никогда на скот не нападали. Как-то в знаменитый сад Николая Смирнова повадился ходить один медведь. Сын Смирнова потом его пристрелил. Вскрыли кишечник, а там одни яблоки. Хотя 17 голов скота рядом паслись. Но телят он не трогал.

Медведи в окрестностях Яйлю тоже любители яблок. Каждую осень приходят в сад ими полакомиться. И нынче их многие там видели. Мы зашли в этот сад. Наливные яблоки падали в траву вместе с золотыми листьями. Внизу сияло золотое озеро, окруженное горами, похожими на больших медведей. Все это напоминало рай. И повсюду были тропы медведей, приходящих лакомиться райскими яблочками...

Мы тоже слышали чавканье неподалеку... Мамочка родная, чтобы не медведица с медвежатами!..

Ждем медведя-людоеда

- В этом году ореха мало, да и пожары были, может потому медведи и стали пакостить, - размышляют местные жители.

Генрих Сабанский считает, что вся беда пошла из-за туристов, которые наводнили берега Телецкого.

- То ли медведи встревожились, то ли еще что... С начала перестройки кинулись браконьеры в тайгу. Приезжают скупщики желчи медведей, их лап, наши прохвосты быстро установили с ними контакты. Медведей стали безжалостно убивать. Может, поэтому они и мстят человеку.

В последнее время охотники на берегах Телецкого озера стали все чаще поговаривать о медведях-людоедах. В Томской области медведь задрал девочку, в Туве и Хакасии тоже были случаи нападений медведей на человека.

В окрестностях Яйлю за последние 10 лет было два трагических случая. Однажды двое москвичей студентов-практикантов пошли в лес с фотоаппаратом. И один из них оказался между медведицей и медвежатами. Медвежата заверещали и полезли на кедр. Парень бросился бежать, но медведица догнала его и два раза ударила лапой. Студент упал замертво.

- Она не была людоедкой, - говорит Сабанский. - Она защищала медвежат, вела себя адекватно. Здесь, наверное, надо было лучше лезть на дерево или падать на землю и притвориться мертвым. Кто знает... Один егерь рассказывал, что однажды его стал драть медведь. Тогда он спрятал голову в мох и затаил дыхание. После этого медведь завалил его хворостом, чтобы добыча "подтомилась" и ушел.

След когтя

Три года назад, тоже в Яйлю, медведь напал на инспектора охраны леса Василия Шейнова. Хорошо, что рядом были люди, собаки... Сегодня Шейнов инвалид третьей группы. На его семью обрушилась куча проблем.

- Наверное, тот медведь был раненый, - размышляют яйлинские инспектора и охотники.

Несмотря на прошлые трагические случаи, на появление медведей-скотинников и слухов о медведях-людоедах, большое и маленькое население заповедника продолжает относиться к косолапым соседям с уважением и симпатией. Хотя и с осторожностью.

- Да, они нынче хулиганили, - говорили мне и жители, и научные сотрудники. Но гораздо больше обнаглели кабаны. Ни собак, ни людей не боятся...  Даже директор заповедника нынче от них на дереве прятался.

Но это уже совсем другая история...

Подпишитесь на Алтапресс в Телеграме и в Max

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость