Жизнь

Банк «Открытие» представил Индекс цифровизации малого и среднего бизнеса

Банк «Открытие» совместно с Mail.ru Group, Московской школой управления Сколково и РАЭК замерили готовность малого и среднего бизнеса к цифровой экономике. Оператором исследования выступил Аналитический центр НАФИ.

Было проведено масштабное исследование готовности предприятий МСБ Москвы и российских регионов к цифровой модели бизнеса. Основными барьерами на пути к цифровизации, по оценкам предпринимателей, являются незаинтересованность руководителей компаний в переходе на цифровой формат (21%) и бюджетные ограничения в компаниях на внедрение цифровых технологий (20%). В то же время предприниматели видят плюсы в цифровизации бизнеса: на первый план выходят такие ее преимущества, как удобство контроля над процессами (34%) и увеличение скорости работы (33%).

Для оценки готовности бизнеса к цифровой экономике в рамках исследования был рассчитан Индекс цифровизации малого и среднего бизнеса (Business Digitization Index, BDI). Он интегрирует пять частных индексов:

  • Каналы передачи и хранения информации: данный индикатор показывает, используются ли в работе компании различные цифровые каналы передачи и хранения информации (облачные технологии, корпоративная почта, мессенджеры, системы автоматизации и т.д.)
  • Интеграция цифровых технологий: параметр измеряет уровень внедрения технологий в работу – искусственный интеллект, интернет вещей, 3D печать, использование онлайн-документов и т.д.
  • Использование интернета в продажах: показатель учитывает различные активности, которыми пользуются предприятия в интернет-каналах (наличие сайта, страницы в социальных сетях, использование каналов продвижения и т.д.)
  • Информационная безопасность: параметр измеряет готовность предпринимателей к потенциальным цифровым угрозам в процессе ведения бизнеса
  • Цифровое обучение: индикатор демонстрирует уровень готовности руководства компании обучать персонал в области цифровых технологий, а также наличие опыта проведения подобных курсов и тренингов

В сентябре 2019 года Индекс цифровизации малого и среднего бизнеса (BDI) в среднем по стране составил 45 процентных пунктов из 100 возможных. Это свидетельствует о том, что сегодня малый и средний бизнес России недостаточно осведомлен о преимуществах внедрения цифровых технологий и возможностях усовершенствования рабочих процессов путем цифровизации компании. Индекс цифровизации малого и среднего бизнеса отличается у разных компаний: для ИП он составляет 42 пункта, для компаний-юридических лиц – 49 пунктов.

Каналы передачи данных и хранения информации

Каналом передачи и хранения информации с максимальным охватом предпринимателей является корпоративная почта: ей пользуются 48% предпринимателей. Также достаточно востребованы системы для автоматизации работы предприятия (43%).

Илья Летунов,
руководитель платформы Mail.ru Cloud Solutions:

Согласно результатам проведенного исследования, среди всех способов хранения и передачи информации российские предприниматели больше всего довольны облачными решениями: уровень удовлетворенности составляет 94%.

Интеграция цифровых технологий

Интернетом для ведения бизнеса пользуется подавляющее большинство компаний (92%). Среди различных цифровых технологий для ведения бизнеса наиболее востребованными являются мобильные приложения (50%), за ними следуют технологии интернета вещей (26%).

Документы для совместной работы используют около половины компаний: 6% пользуются только ими, 40% совмещают использование онлайн- и офлайн-документов. Электронный документооборот используют три четверти компаний (73%), однако полностью перешли на него только 12%.

Использование интернета в продажах

Большинство компаний имеют свои сайты (54%). Размещение на онлайн-картах (Яндекс.Карты, 2GIS и пр.) является достаточно распространенной практикой: 87% компаний представлены на них. Страницы в социальных сетях имеют 43% российских компаний. В регионах наиболее популярен VK.com (80%, в среднем по России – 74%), в Москве – Instagram (79%, в среднем по России – 57%) и Facebook (66%, в среднем по России – 34%). Мессенджеры для работы с клиентами используют 79% компаний.

Наиболее часто используемыми каналами продвижения являются реклама в интернете (46%) и офлайн-каналы (37%).

Представители большинства компаний пока не готовы перевести взаимодействие с клиентами полностью в онлайн-формат. Так, 38% представителей бизнеса указали на то, что решать рабочие вопросы нужно только лично, 45% сказали о необходимости периодических встреч.

Информационная безопасность в компании

Утвержденная политика информационной безопасности есть у трети компаний (34%). Среди юридических лиц этот показатель выше и достигает 41%. Прописанная политика конфиденциальности есть у 45% компаний.

Четверть всех компаний (23%) не используют в своей работе инструментов обеспечения информационной безопасности (антивирусное ПО, межсетевые экраны, центры мониторинга сетевых атак). Антивирусные программы – наиболее популярный способ обеспечения информационной безопасности.

Цифровое обучение

В 28% компаний организовывалось обучение сотрудников использованию цифровых технологий. Более трети всех представителей компаний (39%) не видят необходимости в обучении сотрудников пользованию новыми инструментами и специализированными программами для бизнеса, каждый четвертый представитель (24%) считает, что курсы по пользованию цифровыми технологиями нужны всем сотрудникам.

Доля компаний, имеющих специалистов по работе с цифровыми технологиями, относительно невелика – 12% (интернет-маркетологи есть в 9% компаний, веб-аналитики – в 8%, веб-разработчики – в 7%). Удаленная работа является достаточно популярной среди представителей МСП: у 4% компаний все сотрудники работают удаленно, у 40% удаленно работают некоторые сотрудники.

Заместитель Президента-Председателя Правления Банка «Открытие» Надия Черкасова отметила, что несмотря на обозначенные барьеры на пути к цифровизации, 92% предпринимателей считают, что она дает компании премущества – это является хорошей тенденцией. «Цифровизация выступает катализатором активности предпринимателей в экономике и создает новые возможности и бизнес-модели. Индекс цифровизации малого и среднего бизнеса демонстрирует, что предприниматели находятся в активной стадии заинтересованности в новых технологиях. Банк «Открытие» предоставляет клиентам малого и среднего бизнеса широкий спектр сервисов в дистанционных каналах и предлагает образовательную платформу Open Academy для прокачивания навыков продвижения и эффективности в эпоху цифровизации», – сказала Надия Черкасова.

По словам директора РАЭК Сергея Плуготаренко, именно предприятия малого и среднего бизнеса формируют предпринимательскую экосистему, которая является базисом экономики страны. «Россия обладает значительным потенциалом для развития цифровой экономики: наличие развитой ИТ-инфраструктуры, сохраняющийся высокий уровень подготовки технологических кадров, постепенное упрощение процедур регистрации компаний и сдачи отчётности»,- подытожил директор РАЭК.

Справка

Банк «Открытие» входит в перечень системообразующих кредитных организаций, утвержденный Банком России. «Открытие» развивает все основные направления бизнеса классического универсального банка: корпоративный, инвестиционный, розничный, МСБ и Private Banking. В состав группы «Открытие» входят компании, занимающие лидирующие позиции в ключевых сегментах финансового рынка: страховая компания «Росгосстрах» (страхование), «Открытие Брокер» (брокерские услуги), Управляющая компания «Открытие», «НПФ Открытие» (рынок пенсионных накоплений), АО «Балтийский лизинг», АО «Таможенная карта». Надежность банка подтверждена рейтингами российских агентств АКРА («АА-(RU)») и Эксперт РА («ruAA-»), а также международным агентством Moody’s («Ba2»). Стратегия развития банка до 2021 года предусматривает увеличение скорости, повышение качества обслуживания клиентов, запуск и развертывание в регионах системы сбора биометрических данных, а также реализацию других передовых финтех-идей.

ПАО Банк «ФК Открытие»

Самое важное - в нашем Telegram-канале

  • Новости компаний

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Рассказать новость