Этот проект возник в рамках Всероссийской лаборатории молодых драматургов. Актеры театра вместе с московскими театральными деятелями и журналистами поехали в Курьинский район Алтайского края и в деревнях собирали материал, на основе которого затем был создан спектакль.
Все то, что получилось в результате у творческого коллектива театра, все желающие могли увидеть в июле, в октябре 2010 года, а также в марте 2011 года в театре драмы. После спектаклей в Барнауле всегда проводились обсуждения, где каждый из посмотревших спектакль мог высказать свое мнение главному режиссеру. Теперь мнение о проекте составили и жители столицы.
"Сцены из деревенской жизни" были показаны в рамках внеконкурсной программы фестиваля "Маска Плюс". Она создана для дополнения основной программы и демонстрации разнообразия и разнонаправленности современного театра.
Пользователь с ником ot-kristiny пишет:
Оторвались вчера алтайцы, я считаю. С пятой минуты зал начал хохотать и аплодировать. Эстрада? Значит, мы нашли, как приспособить инструмент "вербатима" для широкой публики. Горькая правда о деревне? Такое тоже кто-то услышал. Но вот удивительная вещь: что из простой человеческой речи можно сделать потрясное развлечение, стала очевидной. Замечательно они играли, и не было ощущения - при том, что очевидно было, "жмут" и "красят" - что перед нами участники экскурсии в "зоопарк". Ну просто типаж другой, лица другие у актеров, натуральные, что ли.
В комментариях под этим постом юзер mefistofel66 пишет: "Самым интересным для меня был фрагмент про Галину счастливую, внутри текста столько намешано, и актриса с механикой движения просто завораживала".
Пользователь с ником merlin-now пишет:
Только что со спектакля. *** нашей стране, друзья. Вот с чем я ушла оттуда.***, причем, повсеместный, давний и процветающий. Об этом был спектакль и об этом же (!!!) оказалось обсуждение спектакля, состоявшееся сразу после.
Про спектакль. Опыт документального театра для Барнаула - большой рискованный эксперимент. В ситуации фактической цензуры (тупой до самодурства локальной власти) - действительно, рискованный. Форма вербатима, впервые (наконец-то!) дошедшая до провинции, в такой ситуации, без жесткого прикрытия властеугодничеством, просто бы не прошла на сцену. На мой взгляд, авторы - гигантские молодцы! Они смогли не просто сделать, но выпустить на сцену, правду жизни и правду документального театра. В то время, как близорукие власти радовались патриотическому духу проекта, и не доперли до того, что это будет демонстрацией их же убожества. Убожества жизни, обусловленное качеством их власти.
<...>Отдельная радость - драматургия "Деревни"! Цельная, органичная пьеса - редкость для документального театра. Очень грамотно и честно сделан этот ряд монологов и диалогов. Что совсем редкость - в нем есть большой, глубокий, актуальный конфликт, очень четко выраженный, донесенный. Это ограниченность и мрак, в котором живет бОльшая часть нашей несчастной страны. Мрак неразрешимый и обыденный, являющийся нормой. С которым, по честному, никто ничего не считает нужным делать. В сопровождении документального видеоряда этот мрак еще больше артикулируется, обретает конкретное, реальное лицо. Этот мрак я срочно переключаю, если случается смотреть телевизор, и зажмуриваюсь, видя его на улице. "Derevni.net" - редкий случай, когда меня дергает за живое, а не воротит от попытки задокументировать в искусстве пиздецовую русскую жизнь.Про обсуждение.
То, что творилось на обсуждении показательно дополнило спектакль. После того, как какой-то обыватель буквально блажил, рычал и плевался в микрофон про "убрать мат со сцены!" и тп, только здравый смысл в лице Угарова встал и отреагировал на этот бред, остальные ползала радостно хлопали, как обезьяны, которых приучили что в театре надо хлопать чуть не после каждого монолога. 90% зала - люди с Алтая, пришедшие "поддержать" земляков бурными аплодисментами - это объяснило мое удивление по поводу того, почему зал вел себя так живо и бурно от начала и до конца. (Я этим нисколько не хочу умалить достоинств спектакля! Там на самом деле было чему аплодировать! Но не так фанатично и бездумно.)
Один из авторов "Derevni.net" говорил о том, что спектакль этот - зеркало реальной жизни, и спросил представителя местной администрации,(конечно посланного проследить за ходом дела краевого масштаба на фестивале в столице) узнаёт ли тот себя в этом зеркале? Представитель власти (что-то типа замглавы по культуре Курьинского района) на этот вопрос стал нести официозную чушь про про то, мол, вот какие мы молодцы, вот какой у нас там, на Алтае патриотический театр!
Я не выдержала и высказалась, о том как мне, черт возьми, жаль, что ни зритель, ни администрация в Алтайском крае не способны увидеть в этом зеркале свое убожество. О том, что спасибо за то, что донесена трагедия. Толстый усатый представитель представителя местной власти, залепетал в микрофон что-то про то, что у нас там, конечно, не трагедия, мол девочка не знает, что говорит. Еще бы, рядом же стоял его, уже обиженный на Угарова, начальник...
Одной фразой в конце был для меня выражен весь *** провинциального театра в нашей стране: "После Золотарей-то ничего не остается!" Хотя произносилась она героем любящим землю в адрес жаждущих наживы золотодобытчиков, перекличка с ситуацией в Алтайской драме (случайно ли?) прозвучала слишком явно. После того, как местная власть за попытку делать что-то настоящее изгонит всех Золотарей из краевого театра, там останется только тщательное прикрывание искусства патриотизмом и камедиклабом.
Самое важное - в нашем Telegram-канале