Жизнь

Без госдепа. На какие деньги работали барнаульские общественники до революции

Под неподвижной поверхностью нашей жизни бьют живые ключи. Везде мы видим возникновение таких учреждений, как народные университеты, вечерние классы, лекционные бюро и т. п.", — восторженно писал корреспондент "Жизни Алтая" в конце XIX века.

Парад вольного пожарного общества в Барнауле на Московском проспекте.
Парад вольного пожарного общества в Барнауле на Московском проспекте.

Восторги журналистов той эпохи готовы разделить и авторы этих строк: лучшие люди города, объединившись в общественные организации, — общества, как их тогда называли, — решали насущные проблемы, обеспечивая город школами, театрами и библиотеками, проводили научные исследования и отстаивали права граждан.

Энергию этих людей разбудила реформа местного самоуправления, начавшаяся в стране в 1870 году. Став посредниками между народом и властью, они обеспечили Барнаулу стремительное развитие и подготовили барнаульцев к новой политической эпохе. Как это было?

Генерал и учитель

Генерал Николай Журин и учитель Василий Штильке — эти два прекрасных человека стояли у истоков одной из самых знаменитых общественных организаций Барнаула — "Общества попечения о начальном образовании".

Первый — блестящий выпускник петербургского Корпуса горных инженеров и изобретатель, начальник Алтайского горного округа, присланный к нам с одного из уральских заводов. Второй — коренной барнаулец, так и не получивший высшего образования. Сын окружного казначея, по молодости личность весьма неблагонадежная, а в зрелые годы частный учитель. Именно они, как писал наш современник Александр Родионов, вместе крутили педали народного просвещения.

А со школами в Барнауле было не просто плохо — очень плохо: на 13 тыс. жителей работала лишь одна школа для ребятишек обоих полов — если, конечно, не считать горного училища (для детей горных чиновников) и духовного (для отпрысков духовенства). Да и школа была, прямо скажем, не очень: два учителя с зарплатой 14 и 12,5 рубля в месяц, один из них — по рукоделию. Дети ходили в школу и бросали: как писал секретарь городской управы Григорий Баитов, не было ни одного, кто закончил бы весь курс.

Идея создать общество для развития сети школ, как считается, возникла у Штильке — опыт строительства учебного заведения на частные деньги у него уже был: этот энергичный человек убедил жителей Власихи (в то время пригородного поселка) скинуться на сельскую школу. К тому же в других городах такие общества уже действовали. Свой проект он огласил на заседании городской Думы. И, получив одобрение (в том числе от начальства в Санкт-Петербурге), в 1884 году провел первое собрание. "Да поставит себе каждый из нас в числе первых забот заботу о школе" — таким был девиз общества.

На месте тюрьмы

В те времена городское сообщество было весьма структурированным: мещане состояли в мещанском обществе, купцы — в купеческом. Но членом "Общества попечения о народном образовании" мог стать любой — надо было лишь внести взнос не меньше рубля. При этом для привлечения богатеньких сограждан была особая должность: почетный член — им становился тот, кто внес не менее 50 рублей.

Барнаульцы подхватили проект Журина и Штильке с энтузиазмом: в первый же год в "Общество..." вошло 296 простых членов и девять почетных. И уже через год они открыли двери своей первой новой школы — Нагорной (на ул. Аванесова, 30). Вскоре при школе открылась и первая в городе народно-школьная библиотека. Еще через несколько лет появилась Зайчанская школа (ул. Анатолия, 241). Кстати, здания школ, построенных на средства общества, целы до сих пор.

Деньги шли не только на строительство — на оплату учительской работы и учебных пособий (город со своей стороны тоже помогал небольшими субсидиями), на проведение народных чтений со световыми картинами и музыкой, собиравших порой сотни слушателей. А еще на спектакли и праздники для детей и взрослых — продажа билетов тоже позволяла пополнить кассу.

В общем, к началу XX века члены общества могли без стыда смотреть на проделанную работу: два новых крепких школьных здания, библиотеки (народная, две школьных и городская общественная), книжный склад, воскресные школы для взрослых. В городской библиотеке было более 6 тыс. книг и 2,5 тысячи журналов и газет.

А в 1900 году на развалинах горнозаводской тюрьмы на средства общества построили Народный дом, ставший центром общественной жизни. Сегодня здесь филармония, а в те годы это был и театр, и место для конференций и народных чтений, и спорткомплекс, где были бильярд, исполинские шаги и гимнастическое оборудование. Около Народного дома разбили чудесный сад, освещаемый электричеством...

Ревнители и сотрудники

Николай Журин, личность весьма многогранная, стоял у истоков еще одной знаменитой в ту пору организации — "Общества любителей Алтая", созданного в 1891 году. Читать ежегодные отчеты общества — само по себе удовольствие: сколько же всего могли сделать неутомимые общественники!

1895 год. Они исследуют жизнь каждого переселенческого поселка Алтая, описывают каждый двор: жилище, инвентарь, участки, скот. К исследованию подключают и специально нанятых счетчиков: платят им сначала по три копейки со двора, а потом и по пять.

В том же году они проводят однодневную перепись Барнаула: город разбивают на 11 отделов, вновь нанимают счетчиков, к делу подключаются и городские власти и полиция. В городе, как показывает перепись, 12 059 мужчин и 11 775 женщин, 2894 усадьбы и 4306 квартир. Результаты же передают в городскую Думу.

Другие члены общества изучают санитарное состояние школ, быт алтайцев и калмыков, составляют проекты организации школьного дела, собирают коллекции насекомых и растений и описывают новые виды — обществом изданы были десятки научных трудов.

Вся работа этого общества тоже велась на членские взносы и пожертвования. Входной билет в него был более дорогим: не менее 5 рублей в год для простого члена (плюс участие своим трудом) и не менее 100 для почетного. Но члены-сотрудники могли вложить только свой труд, а члены-ревнители — только деньги... Вообще же, это были общественники и ученые в одном лице. Назовем лишь малую часть этих активистов. Сергей Швецов — в прошлом народник, сотрудник статбюро. Фердинанд Засс — ботаник, метеоролог, врач и выпускник Дерптского университета. Евгений Клевакин — бывший смотритель тюрьмы, краевед и публицист...

Время универсалов

Поистине это было время универсалов. Василий Штильке, "крутивший педали" городского просвещения, известен еще как организатор "Общества взаимопомощи личного труда". Оно, с одной стороны, преследовало чисто материальные цели: выдавать пособия и ссуды членам общества, их вдовам и сиротам, помогать старикам и неизлечимо больным (и таких материальных обществ, включая многочисленные артели, в Барнауле было немало).

С другой стороны, оно добилось запрета на торговлю в воскресные дни и двунадесятые праздники, чтобы работники магазинов и лавок имели законный выходной.

Главный архитектор Барнаула Иван Носович состоял в филиале Русского общества городов-садов и к 1917 году спроектировал в северной части Барнаула идеальный микрорайон. Уже упомянутый нами Евгений Клевакин был еще и членом вольного пожарного общества. И не просто членом: пока оставались силы, работал начальником пожарной команды — заметьте, не государственной, а общественной.

Не знаем, насколько правомерны наши выводы, но, похоже, успех какого-либо общества во многом зависел и от того, кто его возглавлял: под имя Журина, человека безупречной репутации, или, скажем, начальника Алтайского округа Василия Болдырева горожане все же охотнее давали деньги. Да и власти, которые внимательно следили за политической благонадежностью общественников, к таким обществам имели куда меньше претензий.

День белого цветка

Участница акции "День белого цветка".
Участница акции "День белого цветка".
Этот день проводился для сбора средств на помощь больным туберкулезом. В каждой части Барнаула девушки продавали за пять копеек искусственные белые цветы — их привозили из Санкт-Петербурга. "Вот встречный прохожий опускает в прорезь кружки пятачок, продавщица прикладывает ему на грудь цветок, взаимные улыбки, добрые слова, и каждый продолжает свой путь. Число людей с белым цветком на груди все прибавляется",— писали об этом газеты.

Под колпаком

Все общества подлежали обязательной регистрации в губернском управлении в Томске. Это был довольно длительный процесс, неугодные режиму общества не регистрировали. Некоторые общества в Барнауле существовали и без регистрации: это были очень мелкие объединения горожан, но и они находились под присмотром. В любой момент губернская администрация могла запретить общество.

Под жестким запретом для обществ находилась политика — участие в ней могло привести к закрытию организации и даже аресту участников. Например, общество "Труженики" было закрыто в 1912 году — в его составе были социал-демократы. "Полицейские органы и жандармерия собирали сведения об обществах через агентуру, по каждому уезду составлялся обзор, где сообщалось, какие есть организации, какие допустимые, а какие нелояльные. Но если не было оснований закрывать, то их не закрывали",— сообщает историк профессор Валерий Скубневский.

Легенды барнаульских мещан

Сословные общества тоже участвовали в развитии города — писали прошения, выражали свое мнение по поводу тех или иных проектов. По одной из легенд барнаульские купцы пытались напоить столичных инженеров, чтобы под звон бокалов уговорить их провести через Барнаул Транссибирскую магистраль, соединяющую Санкт-Петербург и Дальний Восток. Однако инженеры в алкогольном соревновании оказались крепче, благодаря чему на практически пустом месте появился Новосибирск.

Народные чтения

Народные чтения начали проводить в России в 1871 году для ограничения пьянства и разгула среди рабочих Петербурга. В 1876 году были изданы "Правила проведения народных чтений в губернских городах". Их проводили с разрешения попечителя учебного округа и губернатора преподаватели, священники и другие благонадежные лица, причем лишь по тем книгам, которые были одобрены Министерством народного просвещения. В 1894 году чтения разрешили проводить в уездных городах и селах. В Барнауле на чтения приходили 100–500 человек.

Световые картины

Их показывали с помощью специального проекционного устройства с линзами и газовой горелкой — "волшебного фонаря". Он позволял проецировать на стену картины, нарисованные на стекле. Стекло имело размеры от 7x7 до 9 x12 см, на стене изображение увеличивалось в 30–35 раз. Рисунок на стекло наносился прозрачными красками.

Общественники и благотворители

  • Николай Журин, начальник Алтайского горного округа.
    Николай Журин, начальник Алтайского горного округа.
    Николай Журин (1841–1891), горный инженер, тайный советник царского Кабинета, начальник Алтайского горного округа. Имел славу борца с казнокрадством.
  • Василий Болдырев, начальник Алтайского округа.
    Василий Болдырев, начальник Алтайского округа.
    Василий Болдырев (1850–1916), начальник Алтайского округа, в прошлом прокурор, кадровый военный, участник освобождения Болгарии от турецкого владычества, в сражении под Плевной получил сразу четыре тяжелых ранения. После Журина был почетным председателем "Общества любителей Алтая". 
  • Алексей и Елена Морозовы, купцы из Бийска.
    Алексей и Елена Морозовы, купцы из Бийска.
    wikipedia.org
    Елена Морозова (1832–1908), купчиха из Бийска. Внесла немалые средства на развитие школьной сети города, но до конца своих дней не умела ни читать, ни писать.

Надежда Скалон, Владислав Лидер

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость