Жизнь

Бывают ли папы бывшими? Разойтись могут муж и жена, но не отец и сын

До сих пор продолжают поступать отклики на статью "Оля любит Колю. А Коля?". Видимо, тема отношений мужчины, женщины и ребенка неисчерпаема. А пишут чаще всего, когда больно, когда душа просит облегчения. Вот и сегодняшняя история - грустная.

Страдать пришлось сыну

- Я вышла замуж по любви. По взаимной. Но мы оба были очень глупыми, хотя - в возрасте "за 20". Бывший муж был студентом, причем довольно нерадивым, работать тоже не торопился, жили у моих родителей. Ссориться начали почти сразу. Дело прошлое, и что тут судить, кто прав, кто виноват. Я подала на развод. Если бы я только знала, что нас ждет впереди. Что страдать придется больше всего моему сыну…

У меня как-то даже не было мысли о том, что муж не станет общаться с сыном. Олег хотел сына, ждал его. Дима так похож на него, просто копия…

Особенно врезался в память такой случай. Олег долго не приходил, и вот - радость. Папа в дверях. Мальчик мой увидел его, замер, встал как вкопанный на расстоянии. В глазах слезы, дрожит весь и скороговоркой что-то повторяет. Я никак понять не могла, а потом сообразила: это он слова английские папе предъявляет, которым тот его учил. Мол, вот, смотри, я стараюсь, люби меня, я этого достоин - помню твои уроки. "Бутылка - buttle , мяч - ball , дверь - door …" Тогда ему было три года. Потом был большой перерыв в этих встречах.

Когда сыну исполнилось шесть лет, я случайно нашла записку. Неровными буквами на помятом клочке бумаги было нацарапано: "Здравствуй, дорогой папа! Пишет тебе твой бывший сын, которого ты даже никогда и не вспомнишь. Я тебя люблю и очень скучаю. Приходи ко мне, будем играть. Твой бывший сын Дима". Я смотрела на эту бумажку, и слезы капали на нее. А что в душе творилось… Тот, кто пережил подобное, может меня понять. Тогда я приложила титанические усилия, нашла Олега, показала ему это письмо и сказала: у мальчика должен быть отец.

Потом было по-разному. Олег женился, и сначала его жена разрешала общаться с Димой, пару раз они даже все вместе ходили в кино и в парк. А через некоторое время в новой семье родились свои дети. Мальчик и… еще мальчик. В общем, трое сыновей, как в сказке.

И вот тут начались сложности. К ним в гости приходить не разрешалось, чтобы "свои" дети не узнали про то, что у папы раньше была другая семья. Можно было только к папе на работу. А работал папа на базаре (челночил, как многие тогда). И мой ребенок, придя домой после школы, ставил в угол портфель и ехал через весь город к папе на базар. Как на работу ходил. Каждый день. В любую погоду, хоть в 30 градусов мороза, хоть в метель, даже если болел, с температурой - без разницы. Если пытались контролировать - уходил тайком.

Если папа был не один, а с женой, Дима смотрел издалека, выжидал - когда подойти можно будет. Ходил кругами, караулил момент. Его все продавцы вокруг знали. А Дима знал, что у него есть папа. И гордился им. Друзей туда водил.

Я очень благодарна Олегу за то время. И всегда говорила сыну, что в жизни всякое бывает. У нас вот так получилось. На алименты я не подавала. Когда была возможность, Олег покупал необходимое.

Сын вырос. За эти годы были разные периоды. Но одно правило оставалось незыблемым - домой к отцу было нельзя. Однажды только, когда Диме было лет девять, в день рождения Олега он пытался позвонить отцу - поздравить. На том конце провода ему сказали, очень четко выговаривая слова: "Ты сюда больше никогда не звони. Здесь живет другая семья".

Дима понял. И больше ни разу не позвонил.

На выпускной к сыну Олег прибежал на полчаса, на такси туда и обратно. Таким был лимит отпущенного времени. Но это было неважно, главное - пришел. А потом как отрезало. Наверное, решил - все, хватит, вырастил, дальше пусть сам справляется. Дима поступил в институт и почти сразу начал подрабатывать. По большому счету все, что он делает, - для того, чтобы доказать отцу, что достоин его любви, что им можно гордиться. Как тогда, в детстве. Мы не обсуждаем больную тему, но по вскользь брошенным фразам это видно. Иногда сын говорит с болью и недоумением: "Почему так? За что? Чем я хуже других сыновей?"

Сейчас ему уже 20. Но он по-прежнему скучает по отцу. Столько всяких событий происходит во взрослой жизни. Хочется обсудить по-мужски, посоветоваться. Но теперь этой возможности нет.

Полгода назад у Димы случились очень тяжелые события. Он перестал разговаривать с окружающими, не бывал дома, не ночевал, почти не ел. Я сходила с ума. Не знала, чем ему помочь. И в один из особенно невыносимых вечеров набрала номер телефона Олега. Подумала: прошли годы, может быть, что-то изменилось? Дима так мечтает познакомиться и дружить с братьями… Клянусь, это случилось в первый раз за всю жизнь. Я никогда себе этого не позволяла. Трубку взяла его жена. И так же четко, как много лет назад моему сыну, сказала: "Сюда звонить не надо. У меня самой есть дети, а твой уже мужик здоровый". Значит, ничего не изменилось, все осталось, как раньше. Я выдавила из себя: "Услышь меня. Нам ничего не нужно, ни деньги, ни подарки.

Только общение и поддержка". Трубку бросили.

Больше всего на свете я хочу простить. Себя, Олега, его жену. Но до конца не получается. Помогите сделать это!

Ксения.

От ведущей

Нет смысла выносить какие-то оценки. Каждый взрослый участник событий внес в них свою лепту. Я хочу поделиться с Ксенией и с читателями тем пониманием происходящих в семье процессов, которому научилась из книг Берта Хеллингера, автора системной психотерапии, создателя метода семейных расстановок.

В любой семье существует понятие родовой совести. И порядок, нарушение которого чревато серьезными последствиями. Если кто-то из супругов с легкостью расторгает брак, он будет страдать, потому что это нарушение гармонии. Так случилось с Ксенией, которой пришлось расплатиться болью ребенка. С точки зрения этого "порядка любви", имеющего строгую закономерность, родители должны любить всех своих детей, и если из системы исключается кто-то, то остальные будут подсознательно стремиться как-то компенсировать произошедшую несправедливость. Разойтись могут муж и жена, но не отец и сын. Они навсегда остаются родными людьми, это кровное родство, которое невозможно разрушить. Первая семья иерархически стоит на ступеньку выше, чем вторая. И поэтому женщине, с которой мужчина вступает во второй брак, очень важно с уважением относиться к первой жене. И тем более к детям от первого брака. У всех свое место в этом мире. И когда этот порядок соблюдается, в семье царят мир и любовь. Восстановить баланс никогда не поздно. Это можно сделать даже по отношению к ушедшим близким. После того как в систему семьи включаются все ее члены, происходят порой удивительные события. Ксения права: простить и принять ситуацию нужно обязательно. Только тогда возможны позитивные перемены как в душе, так и в окружающем мире. Это возможно в индивидуальной работе с психологом. Может быть, помогут книги самого Хеллингера. С удовольствием называю эти замечательные произведения:

Берт Хеллингер. "Порядки любви".

Гунтхард Вебер. "Два рода счастья".

Притча

Жил один человек. Ему казалось, что мир вокруг несовершенен.

Он хотел изменить его, призвал к этому людей. Мир оставался прежним. Тогда он решил, что должны стать лучше жители его села. И сказал им об этом. Но те тоже не услышали его. После этого он обратился с призывом измениться к своим родным. Но и они не захотели становиться другими. Тогда в отчаянии он ушел в горы. Долго жил один, размышлял о смысле жизни. И стал другим. А после этого изменились сначала члены его семьи, потом - жители села. А затем и весь мир стал лучше.

Елена СЕМЬЯНОВА.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость