Календарь способен преподнести подчас удивительные впечатления. Перевернешь страницу, напоминающую о днях минувших, давних и не слишком — и унесешься мыслью в эпохи сражений и свершений, увидишь лица минувшего. И, совершенно неожиданно – вдруг - увидишь день сегодняшний в непривычном свете – будто опаленным памятью, тем давним, которому, казалось бы, и место осталось только на музейной полке или в старом учебнике истории отечества. Не оттого ли, кстати, так упорно стараются переделать - или вовсе записать в факультатив все эти учебники, чтобы не портить настроение ни учителям, ни учащимся?...
Совсем недавно страна отметила 150-летие отмены крепостного права. Контекст торжеств был даже шире - александровские реформы, направленные на модернизацию неповоротливой монархии. Дату отмечали без помпы, аналитики Интернета сразу отметили — власть убоялась ненужных сопоставлений, способных пробудить сомнение в неопровержимости избранного современного пути. Может быть, и не поэтому.
Но в любом случае событие не может оставить равнодушным. Сама мысль о том, что еще не так давно (в исторической перспективе - ничтожный с точки зрения развития государств и этносов срок, всего несколько поколений!) в России православные торговали православными, проигрывая в карты и отдавая в залог " от дочерей, отцов, отторгнутых детей" - читай школьный курс литературы — вызывает крайнее недоумение и неловкость. Сравнение с рабовладельческой Америкой, где белые плантаторы эксплуатировали с их точки зрения не людей, не в нашу пользу явно. Хорошо помню изумленный вопрос девочки - третьеклассницы, ошарашивший учительницу : правда ли , что у Пушкина были крепостные? Были. И у Лермонтова. И у многих-многих других . И это надо понимать, когда говорим о нашей великой культуре и державной истории, и особенно - о традиционных ценностях, которые некоторые идеологи напрямую увязывают с " ладом" традиционного патриархального и монархического уклада жизни. Барское самодурство в качестве национального идеала - это все же перебор.
Другая круглая дата, отделенная всего двумя неделями от судьбоносной реформы - столетие учреждения дня международной солидарности трудящихся женщин. Учредил этот праздник Социалистический Интернационал. Как ни покажется странным, концептуально праздник близок модернизационным замыслам Александра Второго. Это очень хорошо понимали демократы пореформенной России (кстати, в основном мужчины), обозначив "женский вопрос" ( в ту пору прежде всего — право на образование и занятость женщин) как непременное условие модернизации и прогресса. На самом деле День 8 Марта родился в США за три года до предложения Клары Цеткин, но история помнит его именно как международный символ стремления к полному и окончательному равенству, мечту, в реализацию которой верили очень многие в начале прошлого века. Верили и позже. Многое получилось, пусть и не все. Международное сообщество подтвердило свою приверженность идее, выработало конвенции и программы, под которыми подписались практически все страны мира. Процесс этот практически неостановим.
Опыт противоречивого советского эксперимента имел в данном вопросе чрезвычайное значение. Лучше всего получилось в Европе. В России 90-х, в период очарования неолиберализмом, сама проблема женского равноправия была выброшена на свалку истории вместе со всеми завоевания социалистического прошлого , и даже новорожденное общественное движение под лозунгом "Демократия минус женщины - не демократия" - не смогло изменить идеологический вектор.
Жизнь, впрочем, рассудила по-своему, и женщины не только внесли свой спасительный вклад в преодоление переходного периода, но и завоевали несомненное уважение сограждан в решении важнейших практических вопросов жизни страны. И тот факт, что в парламенте пока востребованы другие депутаты в юбках - временное явление, несомненно.
Незадолго до столетия Женского дня министр Голикова заявила о том, что правительство готовит новый законопроект о равноправии. Заявление прозвучало во время визита Верховного комиссара ООН по правам человека в РФ. Не углубляясь в историю вопроса (тема такого законопроекта обсуждалась без малого 15 лет), можно предположить, что международному сообществу был дан некий знак о развитии демократизации в ответ на прозвучавшую критику по поводу нарушений прав человека. Хочется верить, закон послужит на благо наших мужчин и женщин.
Как бы то ни было, недавно отмеченный День 8 Марта побуждает задуматься о сути модернизации, и это самое важное. О том, что мы еще можем успеть сделать.
Самое важное - в нашем Telegram-канале