Читайте нас в соцсетях
  • Наш канал в дзене

Братья Лапкины восстановили исчезнувшую деревню Потеряевка

Потеряевке — деревне в Мамонтовском районе — могло бы скоро исполниться 200 лет. Но в 1972 году оттуда уехали все жители. Спустя двадцать лет братья Лапкины, Игнатий и Иоаким, решили восстановить деревню. С 1991 года буквально с нуля Игнатий Тихонович и его брат-священник начали строить православную деревню на месте исчезнувшей Потеряевки. Как сейчас живут люди в этих местах?

Начало начал

Как рассказала директор Мамонтовского районного краеведческого музея Анна Погребникова, деревня Потеряевка была основана в 1818 году. Было там около пятисот жителей.

— Почему именно это место так назвали, неизвестно. Исторических данных по этому поводу никаких нет, ведь деревня считается исчезнувшей, — поясняет Анна Владимировна.

В 70-е годы многие деревни постигла такая участь, так как люди уезжали оттуда в более крупные посeлки. Сейчас в Мамонтовском районе из сорока сeл осталось семнадцать.

— Потеряевка исчезла в 1972 году, когда выехали последние жители. Ими была семья Лапкиных. Родителям и их десятерым детям пришлось покинуть малую родину. Но через двадцать лет Игнатий Лапкин и его брат-священник Иоаким вернулись и начали всe восстанавливать, — продолжает директор музея.

Игнатий Тихонович говорит, что все эти годы там был заросший крапивой пустырь. Ничего не сохранилось — все дома строили заново. Весной 1991 года туда приехал Иоаким Лапкин. Поставил палатку, вскопал участок под огород. Через несколько дней приехали Игнатий и их шурин. Уже вместе они стали восстанавливать пруды, построили баню, выкопали колодец, занялись животноводством, купили первую корову по кличке Малина.

До осенних дождей успели поставить дом. Использовали простейший строительный материал — саман — кирпич из глины. За первый год построили пять домов.

— Все остальные сeла, которые тогда же начали возрождаться, разрушились заново. Их жители стали воровать, блудить, что попало делать. А мы всe старались делать согласно Библии. Строительство деревни крепиться на цементе веры. У нас во все воскресные дни и большие праздники люди обязательно посещают церковь, — продолжает Игнатий Лапкин.

Как говорит Анна Погребникова, в 1995 году Потеряевку зарегистрировали в Управлении юстиции Алтайского края как религиозную общину в честь священномученика Анфима Никомидийского.

— В 302 году по приказу императора Диоклетиана прямо в храме сожгли епископа Анфима и ещe тридцать тысяч христиан, — рассказывает Игнатий Тихонович. — До восстановления Потеряевки рядом мы основали православный детский лагерь-стан. Восемнадцать раз перед нашим заездом его сжигали. Оставались одни угли. Поэтому, когда образовывали деревню, заступником выбрали Анфима Никомидийского, — продолжает Игнатий Лапкин.

Сейчас Потеряевку можно отыскать. Находится она в Мамонтовском районе. Если ехать по железной дороге по ветке Барнаул-Кулунда, то она будет между станциями Ребриха и Корчино, и потом ещe вправо четыре километра.

Как это было

Игнатий Лапкин говорит, что до исчезновения Потеряевка была маленькой деревушкой, но хозяйство колхоз держал большое — две пасеки, две овцефермы, две свинофермы, конно-товарная ферма. Он был сыном пастуха, поэтому все родные земли помнит как сейчас.

— В 70-е в Потеряевке перекрыли главную артерию — школу. Магазин тоже закрыли. Чтоб людей выгонять, такого не было, но власти сделали всe, чтобы мы съехали оттуда сами, — рассказывает Игнатий Тихонович.

Сейчас в Потеряевке магазина нет. Он там и не нужен. Пищей местные жители обеспечивают себя сами, а если что-то понадобиться, едут в город и с запасом всe закупают.

— Люди живут своим трудом — ведут хозяйство. Молоко, творог, мясо продают в Барнауле.

Дети учатся у нас в местной школе. А потом продолжают обучение в городе, — рассказывает Игнатий Лапкин.

Сейчас здесь построено всего 16 домов. Как говорит Анна Погребникова, помимо школы, где можно получить восемь классов образования, здесь есть фельшерский пункт, детский лагерь-стан и церковь.

По словам Игнатия Тихоновича, им советовали назвать деревню Лапкино, но они этого делать не стали. Правда, есть в деревне то, что всe же говорит об их фамилии. Единственную улицу братья предложили наречь именем своей матери Марии Лапкиной, и в районе это утвердили.

Игнатий Тихонович ещe при основании Потеряевки в 1991 году написал правила, которые должны соблюдать заселяющиеся сюда люди. Говорит, что они составлены в соответствии с Библией, но и не противоречат Конституции РФ.

Правила жизни

Сейчас в Потеряевке только в десяти домах живут люди — их около 40 человек. Все это потому, говорит Игнатий Тихонович, что поселиться в деревне может не каждый. Помимо того, что люди там только верующие, человек должен еще соблюдать пять правил — не врать, не пить, не курить, не материться и не воровать. Женщина не должна ходить в оголeнном виде. Кроме того, она не может носить брюки. По словам Игнатия Лапкина, это извращение полов. Брюки — одежда только для мужчин.

Он рассказывает, что каждый житель заранее подписывает бумагу о том, что, если не будет выполнять эти правила, должен выехать из деревни. Они действуют на законном основании. Правила записаны в уставе, который хранится в Управлении юстиции Алтайского края.

Следит за всем этим староста деревни. Если кто-то из жителей нарушает установленное, то он созывает общее собрание, на котором решается вопрос о выселении такого человека.

Игнатий Тихонович приезжает сюда только на лето, в детский лагерь-стан. А вот его родной брат-священник Иоаким живeт в Потеряевке круглый год.

Православное лето

Игнатий Лапкин руководит лагерь-станом для детей. В этом году православному лагерю исполнится сорок лет. До семи лет с ребeнком едет кто-то из родителей. А затем он считается уже самостоятельным и приезжает один. Игнатий Тихонович сам отбирает туда детей. Главное при отборе — это верит ли ребeнок в Бога.

Ребята в лагере наблюдают за природой, купаются, ходят по грибы, катаются на лошадях. Но самое главное — там молятся.

Игнатий Тихонович говорит, что дети должны увидеть восход солнца, пробежаться по росе, искупаться рано утром, поэтому подъeм у них в лагере в пять утра. Через две недели ребятишки уже сами не хотят просыпаться позже.

Здесь, рассказывает основатель лагеря, прививают целомудрие и стыдливость, то, на чeм всегда воспитывали русского человека. Например, касаться девочек во время игры не разрешается. В столовой сначала едят мальчики, и только после них — девочки. А ещe они врозь купаются в озере.

Факт

В 1995 году вышел фильм «Златоуст из Потеряевки». Фильм занял первое место на киноконкурсе документальных фильмов в России.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости
Новости партнеров
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Рассказать новость