Жизнь

Добиваясь инвалидности, можно потерять последнее здоровье

Жителю Егорьевского района Абдулле Ферееву 54 года. Судя по медицинским за­ключениям, у него ишемическая болезнь сердца и гипертония третьей степени.

Более 60 тысяч жителей Алтайского края ежегодно проходят медико-социальную экспертизу на определение группы инвалидности.
Более 60 тысяч жителей Алтайского края ежегодно проходят медико-социальную экспертизу на определение группы инвалидности.
Михаил Хаустов

– В прошлом году я решил оформить инвалидность, – рассказывает Фереев.– Но и представить не мог, с какими мытарствами столкнусь. За это время я несколько раз в Барнаул катался на обследования. Потом приехал на освидетельствование в краевое  бюро медико-социальной экспертизы и там чуть не задохнулся от волнения…

"Инцидент исчерпан"

– …После осмотра я оделся, мне сказали в коридоре подождать. А потом вызвали и грозно объявили: "Смотрите, он нам взятку дал. Зовите понятых". Смотрю: на стуле, где я раздевался, деньги мои лежат, выпали из кармана рубашки, 930 рублей у меня с собой было – десятки, сотки. Говорю я эксперту: "Дорогой ты мой, разве так взятки дают? Во-вторых, я коммунист, отец семерых детей". Ой, как плохо мне там стало…

В апреле Абдулла Фереев получил от краевого бюро МСЭ письменное сообщение, в котором пояснялось, что "существует определенный порядок": "При обнаружении денег и предметов это оформляется в присутствии понятых", при необходимости – с привлечением правоохранительных органов. Но в его случае такой необходимости нет, и эпизод, так и быть, считается исчерпанным.

Инвалидом Фереева эксперты бюро не признали.

– Я тогда не понимаю, почему одни врачи говорили, что я больной, направления писали, а другие отказали? Зачем я мурыжился с этими анализами, поездками в Рубцовск и Барнаул? – размышляет Абдулла Фереев. – Измучился, долгов набрал, и что в результате? Но ладно, я хоть хожу на своих ногах. В селе Сросты нашего района дед Мошегов парализованный, вот супруга настрадалась, пока ему инвалидность оформляла.

800 рублей за машину

– Когда деда моего второй инсульт ударил, "скорой" не было, сами его на машине в больницу повезли, – рассказала "СК" Любовь Мошегова.– А когда стала ему, парализованному, направление на инвалидность оформлять, машины нанимала в Рубцовск к врачам возить. Прокатала бог знает сколько. По 800 рублей за машину. Да людей еще нанимала по 300 рублей его таскать – одной-то тяжело. 16 февраля барнаульские врачи в Рубцовск приезжали, дали деду первую группу инвалидности. Обещали коляску, но только памперсы пока прислали. Еще уколы выписали бесплатно, но с февраля не могу их получить в аптеке…

Будем эффективнее

"Свободный курс" попросил прокомментировать эти истории Александра Гончаренко, руководителя-главного эксперта Главного бюро медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю. Вот что он нам ответил:

– Наша служба работает  по утвержденному графику выездных заседаний в лечебные учреждения края, при необходимости тяжелобольных освидетельствуем на дому, в стационарах ЛПУ, домах-интернатах, практикуется заочная форма освидетельствования. Также одной из функций главного бюро является проведение контроля экспертиз филиалов нашей службы. Если появляются сомнения, приглашаем больного снова либо назначаем дополнительные обследования. Можем изменить решение, если оно принято неверно.

Бывают случаи, когда пациенту, прибывшему на освидетельствование, требуется дополнительное обследование. Сегодня у врачей-экспертов есть возможность проконсультировать больного бесплатно и вне очереди у ведущих специалистов здравоохранения, в том числе в Алтай­ском краевом диагностическом центре, поликлиническом отделении краевой клинической больницы, АГМУ. Больной  вправе прийти на освидетельствование с любым доктором.

Обращения Абдуллы Фереева и Любови Мошеговой требуют тщательного анализа (в жалобах затрагиваются межведомственные проблемы), кроме того, ответы на них содержат конфиденциальный характер и сведения, составляющую врачебную тайну.

В октябре в 2010 года в 25 филиалах службы МСЭ проведен социологический опрос граждан, проходивших освидетельствование. Информация от более полутора тысяч респондентов поможет нам выработать конкретные меры по повышению эффективности деятельности экспертных подразделений. В последнее время стали чаще проводиться рабочие встречи, "круглые столы" с общественными организациями инвалидов, с представителями здравоохранения, социальной защиты, службы занятости, Фонда социального страхования. Все межведомственные вопросы стараемся обсуждать и решать вместе.

Поворачиваются лицом

Вячеслав Кайгородов,
член комиссии по социальным вопросам Общественной палаты Алтайского края:

Процедура получения инвалидности не может быть простой, ведь это связано со здоровьем человека, с одной стороны, и с государственными выплатами – с другой.

Есть инструкции, распоряжения Минздрава, где сказано, как должны вести себя служащие МСЭ, как они должны рассматривать те или иные диагнозы и т. д. Люди очень часто не понимают, что является основанием для получения инвалидности.

У меня ощущение, что в истории с пациентом из Егорьевки слишком много эмоций. Когда человек находится  в подобном состоянии, он не способен объективно оценить ситуацию, и его можно понять. Для того чтобы получить инвалидность, он должен был пройти поликлиниче­ские исследования, пообщаться со множеством врачей. И это вовсе не потому, что врачи хотели поиздеваться. У них должны быть основания для того, чтобы оформить инвалидность.

Ситуация с этими деньгами, оставленными на стуле в бюро МСЭ, тоже очень показательна. Служба МСЭ – организация, от которой зависит денежная выплата. У многих людей еще со времен СССР осталась установка: не подмажешь – не поедешь. Понятно, что служба МСЭ подобных вещей опасается.

Сегодня специалисты службы начали уже проводить большую информационную работу, поворачиваться лицом к людям.

Проблем здесь, конечно, много. Одна из главных на сегодня – рассогласованность действий врачей поликлиник и врачей МСЭ. Когда я слышу о бабушке, которая за свои деньги возит парализованного деда в больницу перед освидетельствованием, становится грустно и обидно. Это как раз пример рассогласованности, когда нет координации действий поликлиники, МСЭ и соцзащиты.

Но было бы нечестно сказать, что ничего в лучшую сторону не меняется. Подвижки есть.

Справка

Более 60 тысяч жителей Алтайского края ежегодно проходят медико-социальную экспертизу на определение группы инвалидности.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость