Жизнь

Духовно богатые люди строят храм в селе Сростки

– Я банальную вещь скажу, наверное: это дело украсило бы любую жизнь.

Романыч усмехается:

– Я еще банальней скажу – ради этого стоило жить.

Храмкрасиво уходит в синее, весеннее уже сростинскоенебои всеми колокольнями сияет о том, что Бог есть любовь.

Иконописец Владимир Чепров за работой.
Иконописец Владимир Чепров за работой.
Олег Богданов

Крепкий мужик

За строительство нового храма сильнее всего переживают девушки: есть уже целая очередь на венчание. Сростки живут без церкви давно. Священника отца Александра забрали в 29-м году, и с тех пор о нем в селе ничего не слышали. В 37-м сняли купола, разграбили алтарь, сожгли кресты и иконы. В оскверненной церкви Великомученицы Екатерины хранили зерно, потом там долго был клуб с танцами, а еще потом здание продали в другой район.

У Шукшина есть рассказ про то, как крепкий мужик Шурыгин сносит церковь трактором и, проклинаемый односельчанами, мчится ночью на мотоцикле в сторону райцентра. Рассказ кончается словами "Шурыгин уважал быструю езду" – и что-то мне подсказывает: до райцентра он не доехал.

– Для вас имеет значение, что село, где вы строите храм, – родина Шушкина?

Сергей Романович Кислинский пожимает плечами:

– Честно? Нет. Если бы меня попросили – в любой другой деревне бы построил. Мы же четыре года работали, и все на нас ноль внимания. Чтения наступали – мы работы останавливали, за­крывали все на замок, чтобы внимания лишнего не привлекать.

Романыч думает и добавляет, чтобы было совсем честно:

– Но гордость за земляка и уважение к нему, конечно, есть.

Вот – делаем…

Проезжая мимо храма, люди останавливаются и любуются его неразбавленной, сказочной праздничностью. Эффект достигается отчасти из-за облицовки здания фигурным кирпичом.

– Я такое в Барнауле увидел. Стал искать, кто эти кирпичи делает, и вышел на Александра Васильевича Черныша, предприятие "Камины". Сделали проект облицовки, начали точить кирпичи, а потом уже свой умелец опыт перенял. Он у нас творче­ский человек, всему быстро учится, – рассказывает Кислинский.

"Свой умелец" Петр Ременяко – бывший рок-музыкант. В восьмидесятых он играл в самой известной бийской группе. 

– Я сам из Сросток, ну, думаю, надо поработать на своей родине, – объясняет Петр Семенович эту неожиданную пятилетнюю уже веху на своем жизненном пути. – Я в Бийске на старые дома смотрю и всегда удивляюсь: как здорово сделано! А потом думаю: неужели я так не смогу? Вот – делаем.

Каменщик Александр Буркин рассказывает, как переделывали башни колоколен, – сначала делали по проекту: прямые, строгие, как кремлевские. Сделали, посмотрели – ну не то. Кислинский говорит: "Переделывайте". – "Романыч, так денег сколько вложено! Твои же деньги!" – "Переделывайте!"

С легкой душой

– Разные люди приходили, но оставались только те, кто вдохновлялся. Строить и простые люди могут, а расписывать должен верующий человек, с легкой душой. Каким бы хорошим художник ни был, если он думает только о деньгах, не получится у него ничего. Художник пишет свою душу. Если он злобный – у него и святой злым получится. Весь крестильный зал барнаульские художники расписывали, а иконостас – Володя-иконописец из Бийска, – Кислинский подводит нас к иконостасу. – Вот посмотрите: складки одежды, выражение глаз… Они спокойны, понимаете? Благостны…

Он рассказывает, как однажды не выдержал недельного пьянства рабочих, замахнулся на бригадира арматуриной – хорошо, Бог отвел: руку разодрал – вынужден был бросить. Как приходили незнакомые люди: "Это ты деньги вкладываешь туда, откуда взять нельзя?" – и помогали, давали немаленькие суммы. А попробуй просто так деньги дать да еще тому, кого не знаешь. Но больше всего он рассказывает о людях, которые вдохновились, загорелись храмом, как он сам.

Кровлю делал Николай Климов из Маймы, молодой парень, ему 23 года всего. Молодой, а руки золотые! Даже купола сами делали – только два главных из Волгодонска привезли.

– Я им не могу платить столько, сколько такой труд за­служивает. Я же не торгаш какой-нибудь, у меня предприятие "Сибремпуть", подъездные пути строим, – рассказывает Кислинский. – И когда отец Гермоген, наш тогдашний благочинный, ко мне обратился, я сказал: "За все не возьмусь – не осилить, а помочь – помогу". Фундамент построили, а там пошло… Сейчас все, что зарабатываем, сюда вкладываем. Но мои замы с пониманием к этому относятся.

…Масленица; в трапезной нас угощают маленькими блинами. Когда Кислинский выходит, женщина, которая печет блины, говорит про него: "Очень хороший человек". "Духовно богатый", – уточняет Володя-иконописец. Он отмывает руки от краски. На потолке в верхнем приделе парит недописанный ангел, а внутри у меня ощущение чуда и тихий сладостный сердечный тремор. 

Справка

Проект храма подготовила Ольга Тятова (архитектор Бийского благочиния), стены и свод храма выложил из камня Александр Буркин (мастер из села Верх-Катунское), облицовочные работы выполнили барнаулец Александр Черныш и бийчанин Петр Ременяко.

Строительство ведется за счет средств коллектива компании "Сибремпуть" (ген. директор С. Р. Кислин­ский), а также В. И. Лебедева, А. Р. Яркова, С. Д. Третьякова, Ю. Н. Гурьяновой и других жертвователей.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость