О себе
Из пятерых сыновей шахтера Михаила Дмитриева только младший - Василий стал священнослужителем - нашим епископом. Остальные выбрали светский путь. Тем не менее Преосвященнейший Максим говорит о своих родных как о глубоко верующих людях, которые также ходят в храм и участвуют в таинствах. Уже в 27 лет он стал монахом: "Богослужение у мощей преподобного Сергия и духовные беседы помогли развить любовь к храму, к молитве и предопределили мой жизненный путь".
Но светская жизнь епископу Максиму не чужда. Встречи с властями обязательны, хотя вопросы, которые там обсуждаются, имеют одну цель - воцерковление общества.
"Мне нравятся книги и фильмы с военной тематикой: разведчики, военная техника, особенно посвященные Великой Отечественной войне. Конечно, читаю книги духовного содержания - апологетика, гомилетика, история церковного искусства. Люблю петь и в нашей семинарии преподаю историю церковного пения - церковное пение", - говорит епископ Максим
О вере
"Последние 15-17 лет мне часто приходится слышать о "моде на веру". Эта подозрительность возникла у неверующих с тех пор, как двери храмов стали открыты для всех. Но уже 15 лет "мода" не проходит! А как можно назвать модой участие в многочасовых постовых богослужениях? Можно ли назвать модой участие в Крестном ходе к Коробейниковской иконе Божией Матери, когда паломники сбивают за недельный маршрут ноги до кровавых мозолей? А исповедь - неужели это тоже мода? По моему мнению, с каждым годом сознательно, вдумчиво верующих людей становится все больше. Уверен, что если в каждом микрорайоне Барнаула построить церковь - она не будет пустовать", - говорит епископ.
С другой стороны, есть немало людей "верующих в душе", то есть признающих существование Бога, но не соблюдающих каноны Церкви. На их счет у владыки Максима свое мнение: "Сущность веры именно в принадлежности человека к Церкви, участии в таинствах и подчинении уставам и дисциплине. Поэтому я бы никому не желал тешить в себе ложную надежду на "веру в душе". Я советую внимательно прочитать Священное Писание Нового Завета, вдуматься в учение Христа и честно ответить для себя на вопрос, какой веры ожидает от нас Спаситель? И ответив, все же потрудиться над делом собственного воцерковления, потому что стремление к исполнению заповедей Божьих - вот цель жизни и лучшее качество настоящего христианина".
О "спонсорах"
"Ни деньги, ни "спонсорство" не может искупить грехов человека. Что же касается "популярности" оказания материальной помощи церкви, то я бы не стал преувеличивать ее размеры", - говорит епископ.
Он также не согласен с мнением о том, что помощь церкви для богатых людей - некая индульгенция. Зачастую жертвователи - сами глубоко верующие люди: "Чаще, к сожалению, можно слышать о покупке футбольных клубов, яхт, кутежах на заграничных курортах. Чтобы состоятельным людям приблизиться к уровню ответственности и понимания необходимости благотворительности даже наших дореволюционных жертвователей и благотворителей, уйдет немало времени", - считает владыка.
О мирском
Многим прихожанам да и простым людям всегда хочется знать несколько больше о "мирской" жизни церквей. Как пояснил владыка Максим, у церкви нет централизованного финансирования, а источником расчета за электричество, коммунальные платежи, содержание приходов в целом являются пожертвования. Нет для священнослужителей и никаких льгот на централизованном уровне. Хотя для начисления пенсий, пособий по временной нетрудоспособности и трудовой стаж рассчитываются в соответствии с действующим законодательством.
О будущем
"Эксперименту по дехристианизации Европы не более 20-25 лет. К чему он приведет, совершенно неясно. Но уже сейчас аналитики говорят о том, что к 2020-2025 году Франция, например, вновь станет страной верующих. Но уже верующих мусульман. Известный факт, что европейские страны в демографическом смысле коренного населения вымирают. С непонятной скоростью принимаются законы, ужаснувшие бы и язычников, - о гомосексуальных браках, об эвтаназии (рассматриваются даже законопроекты об умерщвлении детей, родившихся больными, ибо количество инвалидов детства в Европе растет). Современное безрелигиозное сознание забыло, что все "социальные блага" - прямое влияние христианской культуры".
Справка
Епископ Барнаульский и Алтайский Максим (в миру Василий Михайлович Дмитриев) родился 23 февраля 1961 года в г. Караганде, в православной семье, где от глубоко верующих родителей получил религиозное воспитание. В 1976 году окончил школу, а в 1979 году Карагандинское музыкальное училище. Затем, с 1979 по 1981 год, служил в рядах Советской Армии.
В1982 году поступил учиться в Московскую Духовную Семинарию, где одновременно занимался на пастырском отделении и в регентской школе. По окончании семинарии в 1986 году был зачислен в Московскую Духовную Академию.
В1988 году принят в братию Троице-Сергиевой Лавры, 24 марта 1988 года в Троицком соборе Лавры был пострижен в монашество с именем Максим, в честь преп. Максима Грека. 19 мая 1988 года был рукоположен в сан иеродиакона. 12 марта 1989 года рукоположен в сан иеромонаха.
6октября 1989 года возведен в сан игумена и священноначалием Церкви назначен инспектором (преподавателем) возрождающейся Тобольской Духовной Семинарии. С 1989 по 1991 гг. являлся инспектором Тобольской Духовной Семинарии. С 1997 г. был благочинным Ишимского округа Тобольско-Тюменской епархии. В 1999 г. назначен заведующим Регентским отделением при Тобольской Духовной Семинарии.
Виюне 2001 г. защитил кандидатскую диссертацию в Московской Духовной Академии по кафедре патрологии на тему "Опытное богопознание и его значение в богословии Макария Египетского".
Имеет церковные награды: в 1997 г. награжден орденом преп. Сергия Радонежского III степени, в 1999 г. - орденом преп. Сергия Радонежского II степени в связи с 10-летием возрождения Тобольской Духовной Семинарии и служения в Сибири. В 2000 г. - Юбилейной Патриаршей грамотой в ознаменование празднования 2000-летия Рождества Христова.
27декабря 2001 г. Священным Синодом был определен епископом Барнаульским и Алтайским. Архиерейскую хиротонию во епископа Барнаульского и Алтайского совершил 20 января 2002 г. за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II с собором епископов.
26июня 2008 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II наградил Епископа Барнаульского и Алтайского Максима орденом прп. Серафима Саровского II степени.
Самое важное - в нашем Telegram-канале