Останки и личные вещи фронтовика были найдены 2 мая нынешнего года в ходе проведения межрегиональной поисковой экспедиции "Вахты Памяти–2014" на территории Духовщинского района Смоленской области поисковым отрядом "Харон" из Костромы (командир Сергей Шиянов). Ну а родился воин, как удалось установить, сличив надпись на солдатской ложке ("Логвиненко Николай 1924") с донесениями о безвозвратных потерях воевавших на Духовщине воинских соединений, на Алтае.
Два с половиной месяца розыск ближайших родственников 19-летнего гвардейца шел на Алтае, в настоящее время переместился в Ангарск Иркутской области, потому что оказалось, что именно туда могли выехать на постоянное место жительства в 1950-е –1960-е годы сестры погибшего вместе со своими семьями.
Но может статься, что и этот город не окажется конечной точкой поискового маршрута.
По следам донесения и "похоронки"
Согласно фронтовому донесению, поднятый ПО "Харон" боец – стрелок 31-го гвардейского стрелкового полка 9-й гвардейской стрелковой дивизии гвардии красноармеец Логвиненко Николай Алексеевич, 1924 г. р., уроженец Ключевского района Алтайского края, призван Ключевским РВК, погиб в бою 23.08.1943 г., место захоронения – восточнее д. Жуково Духовщинского район Смоленской области. Мать – Александра Григорьевна, проживала в с. Ключи Ключевского района Алтайского края.
В отделе Алтайского крайвоенкомата по Кулундинскому и Ключевскому районам сохранилось извещение на имя этой женщины о гибели сына:
... Ваш сын гв. кр-ц Логвиненко Николай Алексеевич, 1924 г. р., уроженец с. Ключи Ключевского р-на Алтайского края, в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив мужество и геройство ..., погиб 23 авг. 1943 г. Похоронен 1,5 км от д. Жуково Духовинского (без "щ". – Прим. Т. Д.) р-на Смоленской области.
Нач. штаба гв. подполковник Новиков.
На печати указан номер полевой почты – ПП 51977-л, соответствующий 31 гв. сп.
Однако, как свидетельствует находка костромских поисковиков, захоронен Николай Алексеевич не был, а остался лежать в боевом окопе.
Отыскать родственников солдата, поднятого на поле сражения спустя 70 лет, в Ключах не удалось. Запросы на этот счет в районную и сельскую администрацию, направленные в начале мая, до сих пор остаются без ответов. Все жители Ключей с такой фамилией, к которым я обращалась по подсказке друзей и знакомых, оказывались однофамильцами, а не родственниками погибшего. 90-летний ветеран-танкист Павел Гуков, призывавшийся примерно в одно время с Николаем Логвиненко, почему-то такого не помнил...
Последнее обстоятельство показалось мне странным, потому что других сверстников, учившихся с ним в одной школе и ушедших на одну с ним войну, бывший заврайоно Ключевского района Павел Иванович Гуков помнит прекрасно и всячески способствует увековечению их вклада в победу над врагом.
Разгадать загадку "непризнания" ключевцами погибшего фронтовика Николая Логвиненко помогло обращение к бумажному варианту Книги памяти Алтайского края. Оказалось, что увековечен в ней Николай Алексеевич не по Ключевскому, а по Каипскому сельскому совету Ключевского района. Так что, вероятнее всего, вопреки утверждениям фронтовых документов, родился он не в Ключах, а в Каипе. Надо было искать тому документальное подтверждение.
Подарок краеведа Гукова
Самое простое было запросить в отделе Алтайского крайвоенкомата по Кулундинскому и Ключевскому районам копию записи о погибшем из алфавитной книги призванных Ключевским РВК в годы Великой Отечественной войны. Но там такой записи не было!
Единственным документом, который смогли найти в архиве отдела по Логвиненко Николаю Алексеевичу, была упомянутая выше "похоронка".
Неожиданным образом помог сын П. И. Гукова Борис Павлович, увлеченный краевед,
приславший по электронной почте фотографию разыскиваемой страницы из алфавитной книги призванных! На ней напротив фамилии Логвиненко Николая Алексеевича, 1924 г. р., было напечатано на машинке: родился и проживает в Каипском сельисполкоме, образование 8 классов, до призыва на фронт летом 1942 г. работал учетчиком в колхозе.
Где, каким образом разыскал это бесценное свидетельство Борис Гуков?!
Краевед признался, что фотография была сделана до укрупнения военкоматов, когда архив Ключевского РВК находился еще в Ключах. Гуков-младший в предчувствии того, что надвигающаяся реформа военкоматов оставит его родной район без военной истории, ходил тогда по кабинетам районной администрации, уговаривая чиновников каким-то образом оставить военкоматовский архив в Ключах или хотя бы сделать копии его основных документов для районного архива. Но ему отвечали, что архив ведомственный и сделать это невозможно. Тогда он напросился на посещение военкоматовского архива и переснял списки призванных на фронт земляков.
Что касается оригиналов, то в отделе крайвоенкомата по Кулундинскому и Ключевскому районам они до сих пор не появились.
Поиск в Каипе
Совместно с директором Каипской средней школы Татьяной Викторовной Липс, сельским библиотекарем Анной Павловной Зиненко, которые оказались дальними родственницами погибшего Н. А. Логвиненко, мы начали новый поиск. Впоследствии важную роль в нем сыграла глава администрации Каипского сельсовета Лидия Михайловна Шклярова. И этот поиск привел нас в Ангарск.
Анна Павловна Зиненко (в девичестве Барсукова), троюродная племянница Н. А. Логвиненко, своими воспоминаниями помогла восстановить состав семьи его родителей.
С ее слов получалось, что у Алексея Филипповича и Александры Григорьевны Логвиненко, кроме сына Николая, были две дочери – Лукерья и Екатерина. Родители умерли. Мать – своей смертью, а отец погиб, возвращаясь с войны, в полутора сотнях километров от родного дома.
Ехал солдат-победитель из Европы, и было при нем два больших чемодана с плотницким и столярным инструментом (Алексей Филиппович был мастеровым человеком – дома строил, мебель делал, вот и прихватил в качестве трофея). А подстерегшие его по дороге грабители решили, что в чемоданах богатство несметное, убили солдата да так ничем и не поживились.
А для мастера – инструмент богатство. И сколько бы с его помощью подправил старых покосившихся изб солдаткам вернувшийся с войны Алексей Логвиненко, сколько новых домов возвел и обставил для молодоженов! Ладно и прочно у него все это получалось. Семейный дом, построенный Алексеем Филипповичем в Каипе, простоял целый век, а потом (всего пять лет назад), устав жить без хозяев, как-то разом весь осунулся и рухнул.
Вот так по-глупому осиротела семья. И вышло, что ни сын, ни отец не вернулись с войны.
Лукерья и Екатерина жили с матерью в родительском доме тихим бабьим царством. Лукерья вскоре дочь родила. Потом младшая Екатерина замуж вышла.
А в 1950-е годы пошло по району поветрие: из многих сел стали люди уезжать в Прибайкалье, на строительство молодого сибирского города Ангарска. Екатерина с мужем тоже решили ехать. А с ними – и мать, и сестра с племянницей.
Поначалу Лукерья с дочкой, Екатерина с мужем и детьми (у нее родились дочь и сын) приезжали на родину в гости, потом перестали, и постепенно их связь с Каипом прервалась.
– Доходили до нас слухи, что старшая из сестер Лукерья умерла. Судьба ее дочери не известна. А Екатерина и, по крайней мере, ее дочь могут быть живы… – закончила свой рассказ Анна Павловна Зиненко.
Список из похозяйственной книги
Лидия Михайловна Шклярова взялась проверить факт переезда семьи в Ангарск по похозяйственным книгам. И вот что выяснила. В сентябре 1952 года семья из шести человек:
Логвиненко Александра Григорьевна, 1901 г. р.
Логвиненко Лукерья Алексеевна, 1922 г. р.
Логвиненко Валентина Павловна, 1949 г. р. (дочь Лукерьи)
Васильева Екатерина Алексеевна, 1928 г. р.
Васильев Иван Иванович, 1927 г. р. (муж Екатерины)
Васильева Зоя Ивановна, 1952 г. р. (дочь Екатерины) – переехала… в соседнее село Петухи, расположенное в 25 км от Каипа.
Но в Петуховском сельсовете подняли свои похозяйственные книги и официально заявили: такая семья в село не прибыла!
Что бы это могло значить? Скорее всего, что Логвиненко-Васильевы указали соседнее село как фиктивный адрес следования (в условиях колхозного крепостного права добиться выезда на жительство в другую местность, тем более городскую было очень трудно), а сами подались в Ангарск.
Послесловие
1–2 августа в Духовщинском районе Смоленской области состоится памятный вечер в честь Николая Логвиненко и его боевых товарищей, отдавших жизни за освобождение Духовщины от фашистских захватчиков, с последующим торжественным захоронением останков. Было бы замечательно, если бы родные или знавшие их люди откликнулись до этого времени.
Контакты для связи в Барнауле: телефоны 8 (3852) 38-43-91 и 89132170821, электронная почта tadmit2009@yandex.ru.
Самое важное - в нашем Telegram-канале