Гончар Евгений Покидаев родился в Новокузнецке, в детстве переехал в Алтайский край, а образование получил в Новосибирске, он — менеджер. Его брат и коллега Николай по образованию экономист. Оба до создания своей мастерской "Стойбище Белого Оленя" в качестве индивидуальных предпринимателей сменили около девяти мест работы. Евгений, например, был крупье в трех разных городах, бариста в кафе, инструктором по боулингу, маркером на бильярде и т. д.
"На протяжении последних пяти лет я — гончар, — подытожил Евгений. — Честно говоря, я сам удивлен. Это вышло так. Мы скопили определенную сумму денег и решили где-то в Алтайском крае организовать свое дело (у нас всегда лежала душа к родным местам). В это время мой отец-художник познакомился с одним человеком, с которым решил открывать гончарную мастерскую. Мы подумали, что раз они уже что-то затеяли, то к ним стоит присоединиться. В итоге отец углубился в другие проекты, его партнер куда-то пропал. А мы уже втянулись. То есть мы поначалу просто хотели помочь, а стали главными".
Итог поисков Евгения на самом деле логичен: братьям близка традиционная русская культура, а она очень созвучна гончарному ремеслу. Развернуть дело решили в Белокурихе — единственном городе края, который одинаково популярен у курортников и летом, и зимой. Поначалу братья лепили на продажу самые простые вещи и проводили в санаториях мастер-классы. Потом Евгений съездил в Новокузнецк к знакомой, у которой был опыт работы с глиной на гончарном круге. Она дала ему пару уроков, после чего Покидаев создал свой первый горшок.
Глину первые два года заготавливали сами, брали ее в селе Солоновка Смоленского района: один местный житель подсказал места. Но потом выяснилось, что на подготовку сырья уходит гораздо больше времени, чем на производство изделий. Поэтому глину стали покупать. Оказалось, что ближайший завод по переработке глины для гончарного дела находится в Подмосковье — "Керамика Гжели". В Сибири нет ни одного аналогичного производства.
Килограмм красной глины в "Гжели" стоил 40 рублей, в год "Стойбище Белого Оленя" тратит около двух тонн. Но потом фабрика стала присылать некачественное сырье. Поэтому и пришлось заказать партию в Испании. "Нам бы, конечно, хотелось, чтобы можно было заказывать в России и желательно в Сибири. Глины-то у нас полно", — замечает Николай.
Мастер и Маргарита
Сегодня творческий бизнес Покидаевых — это производственная мастерская на первом этаже дома Евгения и юрта с павильоном для продажи. В юрте мастера всю зиму проводили мастер-классы. В павильоне представлены картины более 15 художников и около семи ремесленников. Помимо работ основателей, есть также изделия других авторов из кожи, из рогоза, вязаные игрушки, кованые изделия и другие.
В рамках города-курорта это уникальное место. В Белокурихе есть еще лишь один гончар Михаил Бывших, который также изготавливает вещи на продажу. Но он работает один, у него другой формат и объем работ. Как говорит Евгений, конкуренции нет, поскольку гончарное дело — специфическое и требует много практики, а рентабельности в нем достичь нелегко.
Покидаевы делают посуду и сувениры (окарины, обереги, магниты и т. д.). Магниты стоят от 50 рублей, окарины — от 250 до 1,5 тыс. рублей в зависимости от размера. Цена посуды получается из расчета 1 тыс. рублей за 1 л объема. Посуду обычно хорошо разбирают в летний и зимний сезон. В межсезонье Белокуриха заполняется "бюджетниками", которые не могут потратить 5 тыс. рублей за набор крынок и ограничиваются магнитом.
"Цена определяется очень просто. В этой тысяче рублей за литр, к примеру, только 250 рублей забирает мастер, — говорит Евгений. — Дальше идет цена сырья, обжига, обработки, работа продавца, амортизация оборудования и помещений, арендная плата".
Основной канал продаж сегодня — в белокурихинском павильоне. Также вещи "Стойбища" есть на выездных мастер-классах и краевых событийных мероприятиях. Еще работает интернет-магазин на сайте "Ярмарка мастеров", самом известном ресурсе среди разных ремесленников. "Но там большая часть заказов приходит от людей, которые приезжали сюда и успели потрогать вещь. В целом интернет-продажи составляют не более 5% от общего количества реализуемых товаров, — констатирует Евгений. — Недаром на всех восточных рынках продавцы стремятся дать товар в руки покупателю. Это формирует желание купить — древнейший маркетинговый ход, которым пользуемся и мы".
С братьями работают их жены, Мария и Маргарита. Находить мастеров, которые могли бы стать партнерами в таком деле, непросто: обычно каждый работает сам по себе. Поэтому помощь жен играет большую роль. Без них братьям было бы гораздо труднее удовлетворять спрос. По словам мастеров, сегодня их проблема не в том, чтобы сбыть товар, — задача в увеличении производительности. Для этого надо нанимать других сотрудников, но пока мастера не могут предложить заманчивого финансового стимула. Их предприятие стало рентабельным только в этом году.
"Пока, к сожалению, мы сами зарабатываем не столько, сколько хотелось бы для наших нужд и в первую очередь для развития бизнеса, — говорит Евгений Покидаев. — Сегодня мы получаем, условно говоря, только зарплату: примерно по 20 тыс. рублей каждый. Но учитывая современный уровень цен, она должна составлять от 30 тыс. ежемесячно у каждого из нас, плюс нужен доход на развитие. Думаю, по итогу этого лета мы достигнем этих цифр. Павильон у нас появился только в конце прошлого лета, с ним дела пойдут лучше".
Ручная работа как туризм
Основную долю дохода мастерской дают продажи. Покидаевы в сотрудничестве с другими ремесленниками организуют и мастер-классы, но пока нерегулярно. Тем не менее летом набирать на них людей можно хоть каждый день. Жены Покидаевы учат росписи по батику и работе с кожей, мужья — лепить из глины, другие мастера — прочим ремеслам. Такое творческое обучение — то направление деятельности, в котором команда видит перспективу развития.
Рядом с прилавком и юртой мастеров еще находится "Нарния" (Нарния — фантастический мир из серии книг "Хроники Нарнии", в который можно было попасть через платяной шкаф. — Прим. Ред.). Так братья называют деревянную будку-склад, где сегодня хранят свои инструменты. Но в дальнейшем на "Нарнию" есть другие планы: сделать из нее экскурсионную будку, через которую можно будет продавать ремесленные туры выходного дня в Солоновку.
В этом селе, где братья выросли, у их отца 80 соток собственной земли. На ней Покидаевы уже третий год строят помещение, где можно будет проводить разные мастер-классы на постоянной основе — не реже раза в неделю.
"Мы уже построили там восьмиугольное помещение общей площадью около 100 кв. метров. Пока это основа нашей площадки, — говорит Евгений. — Потом хотим обустроить рядом кемпинг и летние домики, чтобы летом возить туда экскурсии на “ремесленные выходные”".
В Солоновке работают две туристические базы. Они тоже будут поставлять туристов для мастер-классов. Договоренности с ними у мастеров уже есть. Нет пока только достаточно средств, чтобы быстро завершить строительство.
На реализацию проекта краевая администрация в 2012 году предоставила грант в 450 тыс. рублей. Также было вложено 300 тыс. рублей собственных средств. Однако требуется еще сумма в два раза больше вложенной. Помимо здания, нужна инфраструктура: для туристов надо провести воду, организовать полевую кухню под навесом, клумбы, дорожки, доделать навес над мастерской и т. д.
В Алтайском крае чиновники на уровне идеи не раз упоминали гипотетическую стационарную площадку ремесленников "Город мастеров". Мол, это был бы отличный туристический объект, который бы продвигал алтайскую продукцию. Но пока места для него не нашлось. Если Покидаевы будут так же упорны в своем деле, их проект может стать таким "Городом" в Солоновке — пусть и сезонным. Мастера сообщили, что первые уроки в здании-мастерской пройдут уже этим летом.
В огне и молоке
Мастера Покидаевы используют в работе с глиной технологию "молочного обжига" — из тех времен, когда еще не было глазурей для покрытия глиняных вещей. Изделие, обожженное при 1 тыс. градусов, опускают в коровье молоко. Затем снова ставят в печь при температуре 350 градусов, чтобы обжечь еще раз. Вещество казеин, которое содержится в коровьем молоке, закупоривает крупные поры в глине, оставляя свободными микропоры. Это делает сосуд не пропускающим влагу, но "дышащим". Поэтому считается, что молочные продукты в крынках хранятся дольше, чем в другой посуде: внутри них создается особенный микроклимат. После повторного обжига изделие покрывают смесью из воска, льняного масла и смолы. В мастерской Покидаевых отдельную группу товаров составляет традиционная славянская посуда: кухли, крынки, рукомои, пивняки, елейники и бочкари.
Справка
"Искры надежды российских деревень" — проект, направленный на развитие гражданского общества в российской глубинке через обучение и поддержку активистов сельских территориальных общественных самоуправлений (ТОС).
Инициаторы проекта выявляют активных общественных и бизнес-деятелей в регионах, чтобы помочь им информационно (через консультации экспертов, семинары и вебинары, общение между собой) и распространить положительный опыт. Исполнитель проекта — АНО "Экоцентр “Заповедники”" (Москва) при поддержке региональных партнеров. Пилотные регионы, где реализуется проект, — Архангельская, Владимирская, Калининградская области, Краснодарский и Алтайский края и Республика Алтай, Воронежская и Самарская области.
Цифра
350 рублей стоит индивидуальный мастер-класс на гончарном круге в мастерской "Стойбище Белого Оленя".
Материал подготовлен при содействии проекта "Искры надежды российских деревень. Ресурсный центр поддержки сельских ТОС".
Самое важное - в нашем Telegram-канале