«Слез не надо»
Вся очаровательная мощь, довлеющая красота аграрного Алтая — в его полях. Природа Троицкого района, куда мы отправились на встречу с Мариной Беломытцевой, словно знала, к кому мы едем. И, как и подобает рачительной хозяйке и просто самодостаточной женщине, достала все самое лучшее и встретила гостей бирюзой цветущего льна, ослепительной желтизной рапса, жизнерадостной зеленью поспевающей пшеницы и чуть терпким, теплым запахом земли.
Или, возможно, таким прекрасным это показалось именно рядом с Мариной Беломытцевой. Над полем чувствуется женская рука, аккуратная и заботливая. О каждой культуре, от впервые засеянной капризной сои до привычного хозяйству «Сатурн» льна, в это время только набирающего цвет, хозяйка говорит с любовью и глубоким пониманием.
А учиться понимать ей пришлось быстро. С 2021 года она пришла на смену ушедшему из жизни супругу Александру Викторовичу, основавшему хозяйство в далеком 1993 году.
«Он долго болел. Однажды говорю ему: “Как я буду?”. Он говорит: “Все, забирай документы и иди работай, не надо мне тут сидеть, слез не надо”, — вспоминает Марина Беломытцева. — Он хотел, чтобы организация, его детище, работала, чтобы она всегда была на слуху. Он еще заранее начал меня водить везде, показывать, понемногу учить. Сегодня я продолжаю его дело, ищу новые пути развития».
Портрет Александра Викторовича висит в кабинете, прямо за спиной, как бы оберегая и направляя. В то же время Марина Беломытцева, уже заявившая о себе как о грамотном руководителе, не стоит на месте и постоянно оттачивает знания: еще в 1990-е она получила высшее экономическое образование и специальность по банковскому делу, позже освоила бухучет, а за последние пять лет прошла «Школу фермера» по программе переподготовки. Дважды повысила квалификацию: сначала в растениеводстве, а затем по губернаторской программе подготовки управленцев.
Скромная живность
Утро нашей собеседницы начинается не с кофе, а с ежедневной проверки состояния полей, прогноза погоды, важных документов. Здесь ей в работе помогает, например, специальная программа, в которой можно следить за обстановкой в поле прямо с планшета. Нововведение недавнее, но очень полезное.
И это далеко не все новшества в хозяйстве: например, Марина Петровна ввела автоматизацию бухучета, а на территории стоят камеры с онлайн-трансляцией. Им в помощь на территории живет пока подрастающий щенок овчарки по кличке Грэй. Этого «малыша» размером с теленка в «Сатурне» заказали специально в питомнике.
Еще одна верная помощница — собственная метеостанция. Выглядит она, может, не очень внушительно, но собирает данные и строит прогнозы четко и исправно. Без синоптических предсказаний никак: погода в этом сезоне совсем плохая, сетует Марина Беломытцева. То слишком жарко, когда вещества на культуру не подействуют, то дождь — и их попросту смоет. Опрыскиватели приходится выгонять и днем, и ночью.
Играет на руку географическое расположение полей — разрозненное и местами достаточно отдаленное. Самое дальнее раскинулось в 27 километрах от офиса. Если до сои мы добрались за пару минут, то до гороха, льна и рапса пришлось прокатиться. Это и хорошо, рассказывает собеседница: пока одно поле заливает дождь, на другом, далеко от него, можно работать.
У хозяйки взгляд на посевы пытливый. Пока мы, обыватели, любуемся красивыми всходами, она аккуратно проходит между рядами культуры. Здесь наклонится, чтобы рассмотреть, там потрогает листочки. Следит, переживает за каждое растение.
«Урожай в поле — это пока виды на урожай, — объясняет она свой серьезный настрой. — Вот как соберем, поместим в амбаре, вот тогда и будем радоваться».
Рядом с соей, в высокой траве, находим притаившуюся дикую землянику. Зеленоватую, но даже так уже такую сладкую, какой домашняя ягода никогда быть не может. На вопрос о том, часто ли она сама выбирается «по грибы, по ягоды», собеседница пожимает плечами: «Как в поле выезжаем, так попутно и собираем. А так, чтобы специально, нет времени».
Среди посевов, кстати, стоим совершенно спокойно, не отмахиваясь от назойливых комаров и мошек. После Барнаула очень приятно. На это замечание героиня реагирует с улыбкой:
«Это в городе комары голодные. У них там, кроме людей, особо и некого укусить. А здесь и коровы, и лошади, и другие животные. Они вокруг тебя еще полетают, разрешения спросят, чтобы сесть».
Под одеялом
С 2010 года «Сатурн» уверенно работает по технологии no-till, ставшей для хозяйства не просто агроприемом, а философией бережного отношения к земле.
«Мы не пашем, — объясняет Марина Петровна. — Поверхность круглый год укрыта растительными остатками, как защитным одеялом. Почва — живой организм, и наша задача — не истощать, а поддерживать его силы. Мне кажется, за этой технологией будущее».
Есть в этом подходе и плюсы, и минусы. Например, из-за такой технологии сеять приходится в более поздние сроки — ждут биологической спелости почвы. Самое трудное, рассказывает Марина Петровна, — удержаться, пока другие начинают сеять. Так что лен в «Сатурне» традиционно зацветает на пару недель позже. С другой стороны, так почва действительно чувствует себя лучше, не подвергается эрозии и сохраняет полезные вещества и влагу внутри.
Но почва одно, а главное богатство — в людях. Большие профессионалы, которых Марина Беломытцева любит и ценит, каждого зовет по имени. Кто-то приезжает на вахту — для таких в хозяйстве построили общежитие. В среднем за сезон тут трудятся 25–30 человек.
Забота о команде выходит далеко за рамки рабочих обязанностей. Хозяйство активно участвует в жизни района: софинансировало строительство спортивной площадки, помогло возвести памятник воинам-фронтовикам, поддерживает детский сад, школу и местный клуб.
Особое место в этом списке заботы занимает столовая — место, где после долгого рабочего дня (или ночи) в поле можно не просто перекусить, а по-настоящему отдохнуть. Марина Беломытцева проводила нас и туда и угостила полноценным обедом колхозника из нескольких блюд: от домашнего борща до ароматных чебуреков со сладким чаем. Здесь же жители деревни могут провести праздник: и свадьбы, и дни рождения, и встречи из армии.
Семейное дело
Рядом с хозяйкой в кабинете мелькают молодые лица — дочь Ольга и ее молодой человек Михаил Батенин. Они не просто гости, а часть хозяйства. Приехали из Москвы, где учатся на агрономов в Российском университете дружбы народов (РУДН), чтобы на два месяца погрузиться в практику. Не просто в кабинетные расчеты, а в самую гущу: протравливание семян, контроль нормы высева, наблюдение за всходами.
«Фермерское хозяйство все-таки семейный бизнес, и невозможно справиться в одиночку. Обязательно должны подключаться новые силы, новые идеи, чтобы видеть, куда дальше двигаться», — уверена Марина Беломытцева.
И новые силы уже здесь: Ольга, продолжающая дело родителей (а ведь планировала поступать в медицинский, но передумала), и Михаил, с интересом осваивающий масштабы настоящего производства.
«Юные умы — реально ощутимая польза», — подчеркивает Марина Петровна. Доверяет молодым агрономам и раскладку препаратов, и контроль замеса удобрений на новом растворном узле. Михаил успел поработать даже на технике — с посевным комплексом. А Ольга, наследница не только фамилии, но и ответственности за землю, внимательно впитывает каждый процесс.
Для студентов московского вуза, привыкших к небольшим делянкам Подмосковья и теоретическим нормативам, алтайские просторы и практика «Сатурна» стали откровением.
«Здесь приезжаешь, и вся информация как будто становится другой, — делится Михаил. — Узнали, что можно вносить карбамид (концентрированное азотное удобрение. — Прим. ред.) 10 %, а не максимум 5%, как в учебнике, если нивелировать негативный эффект. В вузе из нас хотят вырастить научных исследователей, теоретиков, а не практиков. Знания, конечно, пригождаются, но тут много нового, приходится теорию в голове переформатировать под реальность».
Молодых людей, горящих своим делом, восхищают масштабы. Например, то, что считать приходится не как в обычной жизни — граммами и килограммами, — а целыми тоннами.
«Едешь — такие огромные поля, очень красиво! — делится Ольга. — Приятно видеть, как они растут. С протравки, с посева. С нашим участием. Когда посмотришь на цветение или видишь, что поле стало чище после обработки, — понимаешь, что это работа на будущий урожай. Это вселяет уверенность в том, что делаешь».
Ребята хотели бы остаться до самой уборки, но срок практики истекает в июле. Однако зерно интереса к настоящему делу, к этой земле и этому хозяйству, уже дало всходы. И руководитель смотрит на новое поколение с надеждой и гордостью.
Свой путь
Говоря о будущем «Сатурна», Марина Беломытцева уже не просто хранительница наследия, а стратег. Она неукоснительно поддерживает планку качества, заданную основателем, и мыслит наперед. Четко видит главную задачу — отдалиться от роли поставщика сырья.
«Мое желание — выйти на какую-то готовую продукцию, — говорит она решительно. — Смотрим рынок, просчитываем варианты. К вложениям подходить нужно с умом. Мы каждый раз на посевную берем кредит. Покупаем удобрения, семена. И потом в течение года выплачиваем. Технологии дорогие».
Шаг в будущее — это и конкретные, уже сделанные инвестиции. Например, новая жатка за 20 млн рублей, купленная в лизинг в этом году. Решение было стратегическим.
«Купили именно в расчете на бобовые культуры. Нужно, чтобы жатка резала как бритва. Иначе будут большие потери при уборке. Многие говорили: зачем такую дорогую купила? — вспоминает собеседница. — А я со своей точки зрения вижу: это наш шаг в будущее».
Для женщины-руководителя в АПК — смелая и достойная уважения позиция. И это признают все больше людей. Постепенно в кабинете руководителя появляются грамоты и благодарности. Пока их немного, но каждая из них для нее не просто формальные бумажки, а живые свидетельства пройденного пути.
Особое место среди них занимает благодарность министерства сельского хозяйства Алтайского края, полученная в этом году, — первая серьезная награда, которая подтвердила: ее труд, ее выбор продолжать дело мужа не просто замечен, а высоко оценен.
В этих документах — доверие людей, уважение коллег и возможность каждый день делать что-то важное для своей земли.
«Это не мои личные достижения, — говорит она. — Это отметки общего труда всей нашей команды, всей семьи “Сатурна”. И то, что я женщина, мне ничуть не мешает. Я иду своей дорогой».
Беседу с Мариной Беломытцевой завершаем глядя на бескрайнее солнечно-желтое поле рапса. Напоследок, любуясь плодами своего труда, наша героиня признается: видеть это для нее счастье.