Шире и моложе
По словам Дмитрия Горбунова, банковское мошенничество остается одной из самых острых угроз сегодняшнего дня. Причем противостоять ей банкам приходится не только технически, но и информационно, просвещая разные категории клиентов — от школьников до пенсионеров.
«Мы проводим огромное количество встреч — с молодежью, с пожилыми, а также со всеми, кто получает зарплату через наш банк. На каждой встрече обязательно обсуждаем новые уловки, которыми пользуются мошенники. Только через обучение можно повысить уровень бдительности», — рассказал спикер.
Одной из актуальных тенденций Горбунов называет «омоложение» жертв мошенников: киберпреступники все чаще нацеливаются на детей и подростков. Используют их доверчивость и слабую цифровую грамотность, под видом школьных администраторов или игровых сервисов выманивая доступ к данным и картам родителей.
«Ребенку 8–10 лет, он сидит в телефоне родителей, и на него выходит мошенник. Предлагают, например, купить жизни или валюту в игре. Такие случаи все чаще. Единственная защита — это рассказать ребенку, как действовать, если поступает подозрительный звонок или сообщение», — подчеркивает управляющий.

Еще один относительно новый тренд — мошенники маскируются под работодателей, предлагая онлайн-вакансии. Под предлогом трудоустройства запрашивают персональные данные и получают доступ к аккаунтам на государственных порталах.
Через страх
Еще одним мощным крючком остается старый добрый простой, но эффективный метод давления. Мошенники играют на страхах: угрожают включением в «террористические списки», убеждают, что клиент участвует в спецоперации и должен снять деньги с карты и перевести их «на безопасный счет».
«Это не то чтобы гипноз, но это точно работает через запугивание и убеждение. Материалов огромное количество, это не свежо и не ново, но по-прежнему работает, мы часто очень сталкиваемся», — объясняет Дмитрий Горбунов.
Такие сценарии, по словам эксперта, часто сопровождаются заранее заученными фразами от клиентов. Сотрудники банка по поведенческим признакам быстро понимают, что человек введен в заблуждение и находится под внушением.

ИИ против подозрительной активности
Наряду с профилактикой, банки делают ставку на технологии. Один из важнейших инструментов — алгоритмы искусственного интеллекта, способные анализировать поведение клиента и оперативно выявлять аномалии. Конечно, не всегда этот инструмент идеален, но часто помогает уберечь средства.
«Если клиент всегда тратил 3 тыс. рублей, а вдруг снимает в банкомате 50 тыс. — операция может быть приостановлена. Мы проверим, что ее инициирует сам клиент, а не третье лицо. Точно так же блокируются подозрительные входы в онлайн-банк с новых устройств», — объяснил управляющий.
Кроме того, для подтверждения личности применяются дополнительные меры — от NFC-меток до биометрии. Это помогает заблокировать доступ даже при физической краже телефона.
Личный щит
С 2024 года клиенты получили возможность устанавливать самозапреты на определенные финансовые операции через Госуслуги. Это инициатива государства, но банк активно ее поддерживают, предлагая свои дополнительные инструменты ограничения.

«Самозапреты можно активировать на Госуслугах — и банк не сможет провести операцию без дополнительного подтверждения. Мы же внутри ВТБ даем клиенту возможность гибко настроить запреты: на переводы, снятие наличных, даже на оплату по QR-коду», — отметил Дмитрий Горбунов.
Такая диверсификация запретов позволяет клиенту самостоятельно оценивать уровень риска и ограничивать операции по своему усмотрению.
Открытый офис — безопасно или «все на виду»?
В прошлом году ВТБ открыл в Барнауле офис нового поколения — с круглыми столами, без перегородок и удобными креслами. Особенно такой формат приглянулся молодому поколению, когда беседа со специалистом банка становится более человеческой и близкой.
Однако новая архитектура офисов, ориентированная на открытость, вызвала у старшего поколения вопросы: «Красиво, но все на виду». Это тоже вопрос безопасности и сохранности счетов. Дмитрий Горбунов уверяет: за внешней легкостью стоит продуманная система приватности.
«Мы ушли от бумаги в цифру. 80% всех документов — в электронном формате, с подтверждением в приложении, — говорит эксперт. — А для тех, кому важна уединенность, всегда доступны переговорные комнаты. Мы сохраняем приватность, несмотря на открытые залы».
Самое важное - в нашем Telegram-канале