Была бы Швейцария
Тамара Скворцова,
краевед, архивариус Барнаульской епархии:
Надо понимать, что во враждебном советском окружении наш край был бы очень обособленным. Мы должны были бы развиваться, использовать собственные ресурсы и опираться на свои традиции, первые среди которых – взаимопомощь и трудолюбие. Если бы не Советская власть, у нас была бы развитая, богатая, социально ориентированная страна наподобие Швейцарии.
В управлении архивного дела на Пятой Западной регулярно проводятся выставки из архивов НКВД. Боже мой! У меня каждый раз ощущение, как в Петропавловской крепости: бейся о стену – никто не услышит. Сколько умных людей было в крестьянстве, создателей, подвижников, и если бы их не уничтожили во время репрессий, в деревне бы не было того, что мы видим сейчас. Ведь все пьют поголовно!
Это трудно представить, но до революции алтайская деревня была богатой. Нам почти ничего не надо было привозить – все было свое. Не было предприятий, но были умельцы, которые могли сделать все что угодно. Бабушка моя рассказывала, что бедными были только лодыри. На всю деревню у них был один бедняк и пьяница – Ванька Подлодочник. А когда пришли красные, именно он оказался новой властью в кожанке и с револьвером...
И я уже не говорю о Барнауле: город создавали горные инженеры, здесь была своя опера, свой Народный дом – это просто удивительно. Не было купца, который бы не вкладывал деньги в благотворительность, в строительство чего-то. Никто не говорит, что здесь был рай, но каждый богатый считал себя обязанным поделиться, причем не с бездельниками поделиться... Да что говорить – Достоевский – есть версия – хотел у нас остаться!
С тех пор изменились технологии – но люди остались прежними. Одни были жадными, другие слабыми, третьи добрыми... Но если бы не было Советской власти, не было бы условий для проявления самых низких качеств, не было бы этих ужасных предательств и подлости.
Большой кровавый референум
Александр Ткачев,
активист алтайских комсомольцев:
Я буду неоригинален. Некорректно говорить об истории в сослагательном наклонении. Получилось так, как получилось в силу объективных исторических обстоятельств. Красное движение сопротивления Колчаку и всем прочим было достаточно сильным. Если бы даже на территории того же Алтайского края и Барнаула белые оказались бы сильнее, победили, в рамках страны их сопротивление все равно бы подавили. Большевики не оставили бы шансов белым, разбившимся на "островках" России. Иное дело Западная Украина, Польша – это совсем другая опера. К сожалению, я не могу смоделировать ситуацию, при которой бы у власти стояли белогвардейцы. Ее просто не могло быть.
Вопрос стоял так: либо красные, либо белые. Если суверенные Финляндия и Польша в силу каких-то своих причин избрали свой путь, то ни в каких уголках России иначе и быть не могло, как только власть – красным.
Большевики победили же не просто потому, что они кого-то как-то обманули, они победили в ходе гражданской войны в поту, крови, грязи. Вот говорят, что при белых жили бы мы как в маленькой Швейцарии. Это смешно. Ведь в свое время именно этот народ, который сейчас мог бы так жить, сделал свой выбор. С моей точки зрения несерьезны, антиисторичны все заявления, связанные с тем, что мы могли бы жить иначе, окажись у власти белые. Это был большой кровавый референдум, который показал, кто в данном случае прав и за кем идет народ. Никого нельзя было склонить на свою сторону силой оружия. Народ поверил большевикам и пошел за большевиками, а не за белыми.
Я бы предъявил счет покруче
Виктор Суманосов,
краевед:
До 1917 года в Барнауле была одна тюрьма и семь церквей. К 41-му году стало все наоборот – одна церковь и семь тюрем. А сколько лагерей было! Говорят, что Дзержинский решил проблему беспризорности, – а кто ее создал? В нашем селе Голубцово после гражданской войны был детдом. С каких щей он образовался? До революции ничьих детей в селе не было – общество собиралось на сход и решало, кто возьмет ребенка на воспитание...
Почему так были развиты институты гражданского общества? Были ценности, необходимые для его жизни. Надо было развиваться. Налоги выделались на все село: вот столько вам надо платить, распределяйте. Собирались, обсуждали, делили сенокосы, земли. Кроме расходов, были и доходы какие-то.
Еще один момент: Алтай славился Колывано-Воскресенскими заводами. Но после того как закончилось золото и заводы прикрыли, мы стали изготавливать масло, продавать его в Голландию, Англию... Алтай нашел свою жилу и развивался.
Откуда при всем этом на Алтае взялись красные? Почему здесь их поддержали? Были архивисты, которые занимались этим вопросом с 1923 по 1928 год. Вывод для партийных деятелей получился неутешительный: никакой поддержки красных здесь не было, все это занесли извне. То есть Ленин не зря называл Сибирь Колчакией... Красные террором установили законы, которые хотели здесь иметь. Знаете, в Красной армии были, например, латышские стрелки. Наемным войскам было проще – они наводили здесь свои порядки с жестокостью, без всяких стеснений совести. И сейчас, когда прибалтийские республики предъявляют нам обвинения в оккупации, я бы им предъявил счет покруче: без этих латышских стрелков насадить Советскую власть у нас было бы труднее.
Мне трудно представить Алтайский край автономией, свободной от Советской власти. Но я думаю, было бы очень развито сельское хозяйство. Вот говорят: если бы не красные, не Сталин, трактор никогда не пришел бы на смену лошадке. Вранье! Алтай еще в 17–18-м годах оплатил порядка 50 тракторов Америке, и эти трактора шли северным путем. Они вошли в устье Оби, а потом куда-то пропали, утонули. Речь о том, что никогда алтайские крестьяне не чурались техники. Спокойно осваивали, но когда можно было без этого – они обходились. На машинах со стрижеными девками не ездили, нужды не было.
Никто не будет отрицать, что во времена Сталина в крае было очень голодно... А я знаю точно: как бы ни повернулась жизнь без красных, голода никогда бы не было.
Самое важное - в нашем Telegram-канале