Читайте нас в соцсетях
Жизнь
2310

Как в Барнауле развивается бизнес реалити-квестов, захвативший уже всю Россию

Обмануть врача и выбраться из психбольницы, раскрыть тайны известных политиков, переместиться на час на Бейкер-стрит. До Барнаула докатилась мода на реалити-квесты. Рынок этих развлечений, несмотря на кризис, растет, пожалуй, быстрее любого другого. «Свободный курс» решил разобраться, чем такой бизнес привлекает предпринимателей, почему на рынке не может быть конкуренции и как дальше будет развиваться эта индустрия.

Реалити-квест "Паранойя".
предоставлено организаторами

Полгода назад в Барнауле появился совершенно новый для нашего города вид развлечений — реалити-квесты. За это время открылось четыре фирмы, которые занимаются организацией таких игр.

Реалити-квесты — аналог компьютерных игр жанра escape the room (побег из комнаты), перенесенный из онлайна в реальность. Идея закрывать людей в комнате и брать за это деньги была реализована еще в 2006 году почти одновременно в США, Японии и Китае. В 2013 году открылась первая квест-комната в Москве, далее подключились другие города России. Год назад потенциал этой ниши заметили в Новосибирске, а в октябре 2014 года первый квест открылся в Барнауле.

Сюжет такой игры может быть разным, но суть всегда одна — за час командой (обычно от двух до четырех человек) нужно разгадать все загадки и найти выход из комнаты. Для этого в локации спрятаны подсказки, тайники, коды, ключи.

Популярность такого вида развлечений объясняется возможностью испытать совершенно новые эмоции. Всплеск популярности реалити-квестов сравним с тем, что несколько лет назад пережили городские квесты «Ночной дозор» и Encounter, задача в которых первыми добраться до цели, используя подсказки, спрятанные в разных частях города. Например, создатели барнаульского квеста «Открой дверь» Дмитрий Борисов и Юрий Онькин сами «повзрослевшие» игроки в «Ночной дозор».

Для предпринимателей этот бизнес привлекателен быстрой окупаемостью. Если судить по опыту крупных городов, вложения в открытие возвращаются за 3−4 месяца. По быстроте окупаемости его можно сравнить только с не менее активно развивающимся рынком кальянных, вложения в которые, по словам владельцев, отбиваются за полгода.

К тому же перед глазами у предпринимателей живой пример — сейчас создатели первого в России квеста «Клаустрофобия» зарабатывают больше 20 млн рублей в месяц.

Поэтому рынок растет удивительно быстро. В соседнем Новосибирске за год появилось 30 проектов (42 локации).

По франшизе и без

В Барнауле сейчас работает 4 проекта с 6 локациями: два местных — «Взаперти» и «Открой дверь» и два франчайзинговых — новокузнецкая «Паранойя» и новосибирский «Выход», франшизы которого в нашем городе уже две. Все они сейчас планируют открытие новых локаций. Анонсируют скорое открытие в городе два столичных реалити-квеста — «Ловушка» и «Интуиция».

Первооткрывателями этого рынка в Барнауле стали отец и сын Игорь и Евгений Кобзевы, а также их друг Михаил Меламед, которые придумали квест «Взаперти».

Причем до того как открыть первую комнату, только один из них проходил подобные квесты в столице.

Игорь Кобзев,
предприниматель:

Сначала я вообще не понимал, что такое реалити-квесты. Это был риск, потому что когда мы заходили на рынок, здесь ничего подобного не было. Теперь я считаю, что он был оправдан.

Его деятельность никак не связана со сферой развлечений. Его бизнес — оптовые продажи продуктов и грузоперевозки. Но он рискнул поддержать идею сына. Сегодня у «Взаперти» две локации: «Шерлок Холмс» и «Психбольница», до конца апреля откроется еще одна — «Тайны египетских пирамид».

«Сначала мы хотели купить франшизу первого и самого крупного российского квеста — „Клаустрофобии“. Но когда узнали, что за 300 тысяч рублей они лишь проконсультируют по выбору места, предоставят сайт и право называться так, то решили создать квест самостоятельно. В итоге за эти же 300 тыс. создали первую локацию», — рассказывает Игорь.
Теперь владельцы и сами продают франшизы, но на более выгодных условиях: дают в подарок первый сценарий. О старте франчайзингового проекта они объявили в марте, а уже в апреле успели продать франшизы в Томск, Усть-Каменогороск и Новосибирск. Ведутся переговоры с бизнесменами из Алма-Аты.

По тем же причинам, что и «Взаперти», отказались от франшизы со­здатели проекта «Открой дверь».

«Потолкались по франшизам, поняли, что нет смысла их брать: мы сами можем все организовать, поэтому переплачивать незачем. Как правило, франчайзи предлагает готовый сценарий, красивую надпись на стену и сайт. При этом франшиза стоит 150 тыс. рублей. Но там обязательно нужно покупать пакет со строительством локации, поэтому сумма увеличивается до полумиллиона», — говорит Дмитрий Борисов. Первая локация «Открой дверь» обошлась примерно вдвое дешевле.

Владельцы первой франшизы «Выхода» — два друга из Новосибирска Эдуард Степанов и Анаталий Абрамов — выбрали этот путь, так как бренд уже успел прославиться в столице Сибири. Во многих городах знают, что квесты «Выхода» — всегда высокое качество. Они говорят, что покупка франшизы помогла избежать многих подводных камней. Но сыграть на имени пока не получилось: барнаульцы просто еще не успели узнать, что такое реалити-квест «Выход», поэтому после запуска второй локации они планируют сделать упор на рекламу и увеличение узнаваемости.

Не конкуренты, а коллеги

Барнаульцы не только не знают, что такое «Выход», но и очень часто не понимают, что из себя представляют реалити-квесты. «Люди только распробуют эти развлечения, потому что появились они совсем недавно. Многие просто не знают, что есть такой аналог походу в кино или компьютерной игре», — говорит один из владельцев квеста «Паранойя» Евгений Петров.

«Сейчас каждый делает одно дело — развивает рынок реалити-квестов, работает на их популярность. Если здесь кто-то хорошо раскручивается, то это работает в плюс всем организациям», — уверен Эдуард Степанов.

Его слова подтверждают и другие участники рынка. «Чаще всего, если человеку понравилось в одном квесте, то он обязательно придет во второй. Поэтому здесь конкуренции нет. Мы, наоборот, заинтересованы в том, чтобы открывались новые качественные локации, чтобы как можно больше людей узнавали о реалити-квестах», — говорит Петров.

На создание комнаты у барнаульских предпринимателей в среднем уходит 2−3 месяца и от 200 до 400 тыс. рублей. Не меньше времени, чем на ремонт и оборудование помещения, нужно на создание сценария и продумывание всех деталей. Самую дорогую локацию сейчас строит «Выход». По словам Эдуарда Степанова, это будет самая технически оснащенная закрытая комната города. Многие детали организаторы заказывают из Москвы и Санкт-Петербурга.

Вообще, квесты — самый настоящий хэнд-мейд. Все предприниматели делают комнаты самостоятельно от начала и до конца, привлекая помощников только на отдельные работы.

Пока без прибыли

Пока большой прибыли барнаульским предпринимателям такой бизнес не приносит — вся она идет на развитие и арендную плату. Аренда съедает большую часть прибыли, притом что расположение на красной линии для квеста имеет не первостепенное значение — играть в них идут целенаправленно. А расположение в подвалах даже на руку — придает больше таинственности и создает особую атмосферу.

Больше всего это бремя чувствуют те, кто пока открыл только одну комнату. «На оплату аренды уходит весь доход от первой локации. С открытием второй в конце апреля, я надеюсь, будем работать в какой-то плюс», — говорит Евгений Петров.

Из-за того, что барнаульцы играют в квесты еще не так активно, как жители других городов, срок окупаемости одной локации увеличивается. «Думаю, что если проект окупится в течение года, то будет нормально. Не скажу, что этот бизнес приносит сверхприбыль», — продолжает Евгений.

Владельцы «Выхода» рассчитывают, что вложенные в локацию средства окупятся за полгода. «Взаперти» говорят, что окупается одна локация примерно за три месяца, но приносить доход этот бизнес начинает, только когда появляется третья комната.

К тому же с открытием второй и третьей локаций квестеры могут предлагать свои услуги для проведения корпоративов, которым важна большая проходимость. На эту нишу нацелены сейчас все игроки, и первые шаги здесь уже делает «Взаперти».

«Мы начали заниматься этим, когда открылись две локации. Пока те, кто проводит корпоративы, плохо знают о таком направлении. Только 10−15% от играющих у нас — это коллективы. Мы хотим эту долю увеличивать. Для этого важно, чтобы в 1−2 часа прошло максимальное количество игроков. С появлением третьей локации проходимость увеличится до 12 человек в час», — рассказывает Игорь Кобзев.

Сейчас продвигают свои услуги квестеры в основном через социальные сети, работу с вузами и рекламу в СМИ. Основная целевая аудитория у такого вида развлечений на данный момент — молодые люди от 20 до 35 лет. Но уже есть тенденция увеличения этого возраста. Как отмечают владельцы «Взаперти», в последнее время к ним стали ходить семьи, а также люди до 55 лет. «Это люди, которые хотят не только побегать, но и подумать, хотят получить новые эмоции. Им наскучили походы в кино», — говорит Евгений Петров.

«Взаперти» стремятся и дальше быть первыми на рынке. В планах у них, кроме открытия новых локаций и продажи франшиз, создание мобильных локаций для большого числа участников, также «Взаперти» в начале лета шагнет в один из городов края.

«Рынок развивается стремительно, и нельзя дремать. Чтобы остаться на нем, нужно создавать больше интересных локаций», — говорит Игорь Кобзев.

Справка

Реалити-квест — это игра в локации (одной или нескольких тематически связанных между собой комнатах). Все предметы в них можно открывать, передвигать, использовать для решения головоломок. Основная задача — решить все загадки и выбраться из комнаты. Подсказки и ключи могут быть спрятаны в предметах мебели, зашифрованы в надписях на стенах. При прохождении игры не нужна физическая сила, а только смекалка.

Цифра

В день одна закрытая комната может принять 8−10 команд. В одну локацию в Барнауле приходит 30−70 команд в месяц.

Факт

1 мая прошлого года в Барнауле появился еще один схожий проект — «Квестория». Его участники становятся действующими лицами истории. В начале игры участникам раздают роли героев детектива, вестерна, мистического триллера и задачи, которые они должны выполнить. В разных сценариях участвует от 7 до 30 человек. Сейчас в Барнауле доступно пять сценариев, которые разработаны в Москве. Для организатора квестов в Барнауле Ирины Чистяковой этот проект — увлечение, которое приносит доход. Все затраты на проведение игры — аренда, реквизит и процент от выручки разработчикам сценария. Открытые игры проходят раз в две недели в кафе Барнаула. Такую игру можно заказать и на день рождения или корпоратив.

Цифра

Стоимость прохождения реалити-квеста в Барнауле 1600−2000 рублей

  • Надежда Кириллова

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Новости
Новости партнеров