Жизнь

Константин Емешин: "Неудовлетворительная работа с обращениями граждан имманентное свойство любой бюрократии"

Общественная палата Алтайского края и ИД "Алтапресс" в проекте "Жаловаться бесполезно?" продолжают дискуссию на тему: Почему растет число жалоб граждан в органы власти?

Константин Емешин,
председатель правления "Школы реальной политики", секретарь Общественного совета Росздравнадзора, член Совета Независимой Общественной палаты Алтайского края:

С жалобами граждан пришлось работать еще в 80-е годы, когда внедряя вычислительную технику каждый руководитель, прежде всего, просил: "Сделайте мне программу контроля за письмами и обращениями граждан". Хотя в то время было принято говорить не о "Гражданах", а о "Трудящихся". Поэтому тридцатилетний опыт работы позволяет сделать не столько формальный анализ о количестве обращений, сколько сформулировать некоторые обобщающие выводы, которые конечно не бесспорны. Данный материал структурирован не по формальным вопросам – "сколько" и "чего", а по обобщающим выводам.

1. Проблема неудовлетворительной работы с обращениями граждан имманентное свойство любой бюрократии.

Анализ нормативных актов за последние тридцать лет показывает, что с завидной регулярностью принимались решения о необходимости кардинальным образом улучшать работу с письмами граждан (трудящихся,) начиная с  Постановления Совета Министров РСФСР  от 21 апреля 1981 г. N 223  "О мерах по дальнейшему улучшению работы с письмами и предложениями трудящихся в свете решений  XXVI съезда КПСС" и кончая  Распоряжением Президента РФ от  11 апреля 2011 года N 219-рп "О рабочей группе при Администрации Президента Российской Федерации по координации и оценке работы с обращениями граждан и организаций".

Право граждан на обращения декларировано Конституцией - Статья 33 "Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления".

Однако реально во всех документах постоянно отмечается, что работа ведется неудовлетворительно и требует улучшения. В последние годы эта работа обрела многочисленные законодательные и регламентные нормы, но, тем не менее, обращает внимание значительная диверсификация полномочий между многочисленными государственными и муниципальными структурами, которые лишь формально декларируются как "вертикаль власти", но реально не подчиняются друг другу. И реально ни одна структура не может обеспечить декларированные права гражданина. Поэтому количеств жалоб граждан прямо пропорциональны количеству бюрократических структур, которые, превысив определенный порог, уже работают не в интересах гражданина, а в своих собственных. Используют во взаимодействии с гражданами принцип еще описанный в интермедии Аркадия Райкина – "Гонять дурочку".

Пример из близкой мне области – здравоохранения. Пациенту оказали некачественную медпомощь. Куда обращаться? Сейчас есть автономные уровни исполнительных структур власти – Россия, край, муниципалитет. Есть федеральные органы Россздравнадзора, Роспотребнадзора, Антимонопольного комитета. В системе здравоохранения есть органы управления здравоохранения тоже юридически автономные – Россия, край, муниципалитет. А в них еще появилась система медицинского страхования, органы лицензирования и т.д. Практически невозможно решить проблему пациента. Остается один путь – судебный. Но это долго и сложно, т.к. у пациента нет права на независимую медицинскую экспертизу. Поэтому остается только надеяться, что в новом законе "Об основах охраны здоровья граждан", принятом в первом чтении появится статья о "Независимой медицинской экспертизе". Это существенно упростит защиту прав пациентов в суде и позволит отказаться от бестолковых отписок многочисленных чиновных структур.

Выделяются еще и проблемы монополизации в решении проблем граждан. Здесь лидирует служба МСЭ. Согласно законодательству человек не удовлетворенный решением о стойкой утрате трудоспособности (инвалидности) вынужден жаловаться только на федеральный уровень, который немедленно все это переадресует вновь на региональный уровень. Обращение в суд также бесперспективно, т.к. суд Центрального района (по месту нахождения учреждения МСЭ) вновь принимает решение о проведении экспертизы на федеральном уровне. Круг замкнулся – исписаны сотни страниц жалоб.

2. Коррупция как фактор, порождающий многочисленные жалобы граждан

Типичными в последнее время стали многочисленные дублирующие обращения граждан по одним и тем же темам, в основе которых лежит коррупция. Причем во всех случаях "коррупция" выражается не в виде примитивной разовой взятки, а как целая цепь взаимодействия бизнесменов и чиновников, на выходе которой нарушаются права граждан. В Алтайском крае сформировались несколько типичных узловых проблем, которые порождают массу жалоб граждан, но чиновники их не решают, не потому, что не могут, а потому, что заинтересованы в обратном, тем самым порождая новые жалобы:

  • проблемы точечных застроек.
  • проблемы обманутых дольщиков
  • проблемы земельных переделов
  • проблемы крышевания бизнеса
  • проблемы крышевания реформирования ЖКХ, в результате которого возникают массовые нарушения прав граждан со стороны управляющих компаний
  • проблемы перерождения ряда структур в коррупционные структуры. Например – некоторые ТОСы в пригородных поселках Барнаула

В архивах Общественной палаты, Независимой Общественной палаты, Гражданской Ассамблеи Алтайского края, движении "За выборы мэров" есть многочисленные примеры, которые могут проиллюстрировать перечисленные выше проблемы.

3. Авторитарная модель власти выхолащивает принцип "Общественного диалога" и руководствуется принципами "Я - начальник, ты – дурак", "Во всем виноваты враги", "Разделяй и властвуй"

Опыт последних шести лет общественной работы убедил меня, что в стране при формировании авторитарной модели власти региональные чиновники в Алтайском крае преуспели в реализации принципов авторитарной модели во взаимодействии с общественностью. А именно:

  • формирование Общественной палаты путем выборов заменено на назначение членов палаты
  • все общественные организации разделены на две группы – предельно лояльные власти и те, кто оппонирует региональной власти. Для лояльных – льготная аренда, гранты и даже прямое финансовое содержание. Так, например, в последний месяц на бюджетное довольствие поставлены активисты "Союза пенсионеров". Этот союз в свое время возник по инициативе "Единой России" как альтернатива "Партии пенсионеров" (партия "Справедливая Россия"). И не случайно Активисты "Союза пенсионеров", получившие довольствие из бюджета, немедленно заявили о своем вхождении в "Народный фронт" создаваемым "Единой Россией"
  • при обсуждении проблем чиновники постоянно уходят от обсуждения проблемы, а заменяют диалог осуждением личностей и поиска "врагов". Так на 16 июня намечена акция медицинских работников требующих достойной оплаты. Но представители власти сосредоточились на осуждении личности организаторов этой протестной акции и обозначение некоторых из них как "врагов", "представителей темных сил", подключены правоохранительные органы. Современными технологиями диалога с Гражданским обществом действующая администрация края не пользуется, а может быть просто не компетентна в этом вопросе
  • в крае решение проблем граждан представляется не как ответ на требование Закона и гражданского общества, а как PR-проект? демонстрирующий за бюджетные деньги величие Губернатора (пример с отменой платы за проезд через новый мост; создание за бюджетные деньги пропагандистского холдинга "Регион" и др.).

В связи с этим основные предложения.

Общие предложения:

  1. Изменить концепцию политики взаимодействия структур краевой власти на уважительный, равноправный диалог с гражданским обществом.
  2. Перенести в крае акцент борьбы с коррупцией из чиновничьих структур, на поле общественных дискуссий, сформировать в крае открытые не формальные дискуссионные площадки.

Частное предложение по здравоохранению:

  1. Инициировать поправки в федеральное законодательство о "Независимой медицинской экспертизе".

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость