О намерении нацистской Германии напасть на Советский Союз стало известно 29 декабря 1940-го. Через 11 дней после утверждения Гитлером плана «Барбаросса». Неутешительные сведения — а поделилась ими немецкая журналистка Ильза Штебе (агент Альта) — получил военно-воздушный атташе в Берлине Николай Скорняков.
От агентов
Выяснилось, что Штебе госсекреты были переданы Рудольфом фон Шелиа, или Арийцем. Он считался завербованным сотрудником имперского МИД и от проверенных источников знал: войну объявят в марте 1941 года. Примечательно, что данные Арийца совпадали с шифротелеграммой атташе в Румынии.
Скорняков, чье прозвище — Метеор, доложил информацию в Москву. С ней незамедлительно ознакомили Сталина и Молотова (Народного комиссара иностранных дел СССР — Прим. ред.).
По другой версии, военной тайной с властями поделился генерал Василий Тупиков. Но, согласно материалам Минобороны России, факт ложный.
Сообщения также получили нарком обороны СССР Семен Тимошенко и начальник Генштаба Красной армии Кирилл Мерецков. На совещании Главного военного совета с членами Политбюро последний заявил: противостояние с Германией неизбежно. Но Мерецкову-«паникеру» не поверили и срочно заменили его Георгием Жуковым.
Немного раньше
Есть утверждения, что сведения стали доступны Сталину до того, как ими поделился Скорняков.
Израильский исследователь Яков Верховский в труде «Сталин. Тайный сценарий начала войны» пишет: «За несколько часов до сообщения из Берлина, в 15:20 по московскому времени 29 декабря 1940-го, из Токио пришла телеграмма Рихарда Зорге. В ней "агрессивные намерения Гитлера были изложены в более конкретной форме".
Больше и страшнее
Число донесений от разведчиков постепенно росло. 9 марта 1941-го военный атташе и резидент в Югославии Александр Самохин (псевдоним Софокл) уведомил: «Германский генштаб отказался от атаки на английские острова. Ближайшая задача — захват Украины и Баку. Она должна осуществиться в апреле-мае текущего года. К этому подготавливаются Венгрия, Румыния и Болгария».
Кроме того, о грядущих немецких нападениях Москву проинформировал генерал Василий Тупиков. 12 июня он объявил начальнику Разведуправления Генштаба РККА (Красной армии — Прим. ред.): «Ариец» в переданном нам материале называет сроки вероятного выступления против нас 15-20 июня».
Справка
Германия напала на СССР рано утром 22 июня без объявления войны.
Самое важное - в нашем Telegram-канале