Что за день был вчера, 10 декабря? Да вроде бы все как обычно, скажете вы, – ничем не примечательный.
Только небольшое число эрудитов вспоминает, что ровно 61 год назад, 10 декабря 1948 года, Организации объединенных наций приняла Всеобщую Декларацию прав человека.
Не помню, чтобы мы его изучали в советское время на уроках обществоведения. Впрочем, в ту пору нам внушали, что все западные концепции прав, в том числе и правовое государство - буржуазная выдумка, и человек подвергается дискриминации везде, кроме нашей великой родины.
Так что декларация прошла мимо нас – как сегодня проходит мимо миллионов школьников и студентов нашей страны. Может, нам и не стоит вникать в ее детали? Пусть их обсуждают в Африке, Латинской Америке, на худой конец - в Старом свете, где все это и придумали, ужаснувшись разрушениям и жестокости Второй мировой войны? Мы все-таки победили тогда, ценой неимоверных усилий и жертв. Может быть, у победителей своя правда и свои права?
Тем более, что последнее время нам все чаще напоминают, что у нас собственные подходы, что международные стандарты прав человека нам не годятся, что национальный менталитет тяготеет к традиции, коллективизму и доминированию неких общинных интересов над интересами личности.
Может, и незачем о них, действительно, вспоминать? Тем более, что тридцать статей декларации звучат вместе и по отдельности, честно говоря, в современном контексте временами несколько старомодно, слишком уж романтически, что ли.
Взять хотя бы первую статью: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и праве. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства". И далее - о праве на жизнь и достойное обеспечение, на труд, достойное вознаграждение и отдых, неприкосновенность частной жизни, удовлетворение духовных и культурных нужд, создание семьи и защиту собственности, свободу выбора веры и политического лидера, собраний и перемещения, защиту в суде и свободу от пыток и преследования.
Важная для нас, журналистов, статья 19, также звучит как-то несовременно. "Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их, это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ". Последние исследования показывают - большинство опрошенных российских журналистов признали, что регулярно испытывают различные формы цензуры, а некоторые и вовсе ее оправдывают…
Руководитель московской организации " За права человека" Лев Пономарев призвал 10 декабря сограждан выйти на Пушкинскую площадь – в память о том, как в советское время правозащитники боролись за возможность сказать свободное слово. Немногие последовали этому призыву. А ведь совсем недавно, каких-то двадцать лет назад о правах человека, понятиях новых для большинства соотечественников, говорили много и везде – от парламента до заводской проходной и очереди за детским питанием.
Очередей нынче нет, разве что в собес. Может, в этом дело?
В этом году 10 декабря генеральный секретарь ООН Пин Ги Пун предложил провести под знаком борьбы с дискриминацией. Всеобщая декларация признавала дискриминацию по любому поводу недопустимой. Сегодня дискриминация повсеместна, в богатых и бедных странах, на всех континентах. И у нас в том числе. Совладаем ли мы с ней когда-нибудь? И с тем, что многие у нас традиционно перекладывают защиту своих интересов на чужие плечи?
Мне хотелось бы спросить у читателей altapress.ru:
- Нужно ли изучать в школе Всеобщую декларацию прав человека?
- Действительно ли россиянам присуще особое понимание прав человека, основанное на главенстве коллективных ценностей над интересами личности?
- Кто реально в стране защищает наши права?
Самое важное - в нашем Telegram-канале