Леонид Рошаль:
Сегодня здравоохранением недовольны все: и президент (России Дмитрий Медведев), и премьер-министр (РФ Владимир Путин), и пациенты, и медики. Думаю, что уже наступила та "критическая масса", которая должна изменить здравоохранение в лучшую сторону.
Участие в ОНФ – это единственная реальная возможность улучшить здравоохранение.
Прямо говорю: в праймериз участвовать не буду, в Госдуму не пойду, у меня другие задачи. Одна из главных причин вступления в Народный фронт – это стремление создать действенную Национальную медицинскую палату, которая должна защитить вас (россиян) от некачественного лечения и врачебных ошибок, а врачей – от беспредела.
Если во фронт вступит и Татьяна Голикова, руководитель Минздравсоцразвития, то, может быть, появится, наконец-то, возможность для нормального обсуждения проблем (в сфере здравоохранения).
Что бы я посоветовал будущему министру здравоохранения, так это наладить нормальное взаимодействие с профессиональными медицинскими объединениями, и опираться на них в своей работе.
Новый закон нужен, в нем есть ряд хороших положений, но он еще сырой. Мы очень надеемся, улучшить его через Народный фронт. Если нет – то для меня это будет большой личной трагедией. Надеюсь, что Народная программа также будет принята с нашими основными предложениями.
Вообще считаю, что введение всех последних законов, включая ОМС, должно быть приведено после предварительного локального эксперимента. Нельзя всю страну одновременно "ломать через бедро".
Финансирование здравоохранения в России нужно увеличить в два раза. И соблюдать Конституцию РФ, в 41 статье которой указано, что лечение в государственных муниципальных учреждениях – бесплатно.
Надо, чтобы диагностические центры не только были построены и оснащены, но и в достаточной степени финансированы для того, чтобы могли работать бесплатно.
Бесплатной должна быть так же и дорогостоящая сейчас высокотехнологическая медицинская помощь. Необходима национальная программа.
В России здравоохранением должен руководить специалист-врач. Нам говорят, что в Англии, во Франции, Германии, Америке министерствами здравоохранения руководят не врачи, а юристы, политологи и прочие люди. Но в этих странах министерства не занимаются профессиональными вопросами, ими занимаются профессиональные медицинские структуры. В Англии это Ассоциация, в Америке – Американская медицинская ассоциация. В Германии это – палата, во Франции – орден, в Бельгии – орден, где, кстати, обязательно членство. И если ты не член этих палат и орденов, ты не имеешь право заниматься профессиональной деятельностью.
Именно они занимаются профессиональными вопросами. Причем государство не побоялось передать им вопросы, аналогичные нашим аттестациям, сертификации, разработке стандартов, протоколов, контроля над их исполнением, а также созданием системы персонифицированной непрерывной последипломной подготовки, причем в некоторых странах – бесплатной. Поэтому руководить здравоохранением там могут любые финансисты. Министерства здравоохранения в этих странах осуществляют общее руководство, определяют политику государства в области здравоохранения, распределяют ресурсы, но не занимаются профессиональной деятельностью.
Замечу, что в этих странах более 80 процентов населения довольны врачами. Я думаю, комментарии здесь излишни. Нам нужно в ближайшее время принимать закон о саморегулируемой профессиональной деятельности.
Самое важное - в нашем Telegram-канале