Жизнь

15 лет назад в 11.24 на атомоходе «Курск» прогремел взрыв

12 августа в 11.24 в Баренцевом море на атомном подводном ракетном крейсере (АПРК) «Курск» Северного флота прогремел взрыв.

В гарнизонах Северного флота почтят память подводников, погибших на АПРК "Курск".
В гарнизонах Северного флота почтят память подводников, погибших на АПРК "Курск".
Минобороны РФ.

Именно в это время начинают «реветь» лодочные «тифоны» и корабельныхе «сирены» — так моряки поминают своих товарищей.

Тогда, 15 лет назад, 118 подводников погибли, оказавшись «замурованными» под толщей воды.

В этот день на всех кораблях и подводных лодках ВМФ приспускают Андреевские флаги, а экипажи, сняв головные уборы, чтят память 118 погибших подводников минутой молчания.

В Центральной военно-морской библиотеке Санкт-Петербурга при участии Санкт-Петербургской общественной организации «Общество ветеранов-подводников 7-й дивизии подводных лодок Краснознаменного Северного флота» прошла презентация книги «Помним всех поименно…: Атомный подводный ракетный крейсер „КУРСК“ К-141».

Книга издана к 15-й годовщине гибели подводной лодки. Автор-составитель — мать погибшего старшего помощника командира капитана 2 ранга Сергея Владимировича Дудко София Дудко.

Как говорили ранее высшие чины Минобороны РФ, «трагедия, унесшая жизни 118 человек, всколыхнула сердца миллионов наших сограждан. Можно смело утверждать, что в тот момент в России, да и во всем цивилизованном мире не было равнодушных к катастрофе в Баренцевом море. Есть неопровержимые доказательства того, что выжившие после взрывов, до последней возможности боролись за живучесть своего корабля. Их мужество и стойкость всегда будут служить примером для российских подводников».

Катастрофа

12 августа 2000 года на полигоне Северного флота произошел взрыв торпеды на борту атомохода К-141 («Курск»). Атомоход лег на грунт на глубине 108 метров.

Насколько можно судить из результатов расследования, проведенного уже после подъема «Курска», выжившие после взрыва на борту погибли через несколько часов после катастрофы. То есть еще до того, как спасатели добрались в район и развернули работы.

Тем не менее все, кто помнят тот август, припомнят и несколько дней бодрых рассказов военных о том, что «с экипажем установлена звукоподводная связь», а кислорода хватит то ли до 17 августа, то ли до 18-го. Понимайте это как хотите: то ли как выдачу желаемого за действительное от страха, то ли так, что результаты расследования после подъема лодки подтасованы и часть подводников оставались в живых еще как минимум пару-тройку суток.

Через несколько дней рассказы об «установленной связи» сошли на нет, оставив чувство чудовищной неловкости. Только к 19 августа на место все-таки допустили норвежских спасателей (представить сейчас подобную картину, вероятно, и вовсе невозможно), имевших соответствующее оборудование. 21 августа они вскрыли люк и сообщили, что девятый отсек (с которым «была установлена связь») заполнен водой и выживших искать там смысла нет.

«В России к людям всегда относились с беспощадной черствостью», — сказал флотскому офицеру один из героев романа Валентина Пикуля «Моонзунд». Но именно изучая историю советского подплава понимаешь, насколько эта фраза точна, пишет lenta.ru.

Хроника

12 августа 2000 года во время учений Северного флота в Баренцевом море в установленное время не вышла на связь атомная подводная лодка К-141 «Курск» (командир лодки — капитан 1 ранга Геннадий Лячин), которая находилась в полигоне боевой подготовки Северного флота с целью выполнения учебной торпедной стрельбы по отряду боевых кораблей. В 23.44 в районе, где находилась АПЛ, зафиксирован взрыв.

13 августа на поиски атомного подводного крейсера отправилась группа кораблей во главе с командующим Северным флотом адмиралом Вячеславом Поповым. В 04.51 АПЛ обнаружена лежащей на грунте на глубине 108 метров. В 07.15 министр обороны Игорь Сергеев доложил о случившемся президенту России Владимиру Путину.

14 августа в 11.00 командование российского флота сделало первое публичное заявление о том, что подлодка «Курск» легла на дно. В заявлении ВМФ говорится, что с подлодкой поддерживается радиосвязь. Позже представители флота заявили, что связь с подлодкой осуществляется только через перестукивание, что опасности для жизни экипажа нет, что через спасательный аппарат «Колокол» осуществляется подача топлива, кислорода и продув систем АПЛ. Источник в ВМФ говорит РИА «Новости», что «вопрос о том, чтобы экипаж оставил подводную лодку, пока не стоит». При осмотре лодки со спускаемых аппаратов выяснилось, что АПЛ воткнулась в дно моря под углом около 40 градусов и у нее разворочена носовая часть. Выведена из строя всплывающая спасательная камера. Главком ВМФ адмирал Владимир Куроедов сделал заявление, что надежд на спасение людей мало. Волнение моря в районе катастрофы — 4−5 баллов. 15 августа Главный штаб ВМФ официально сообщил о начале спасательной операции. Членов экипажа «Курска» планировалось эвакуировать с помощью спасательных снарядов. По предварительным данным, на лодке затоплены носовые отсеки. В районе катастрофы сосредоточились суда аварийно-спасательной службы Северного флота. Представители министерства обороны России в Брюсселе в это время вели переговоры с НАТО о возможности предоставления помощи России. 15 августа в район бедствия прибыли подводная лодка, атомный крейсер «Петр Великий» и еще около 20 кораблей и спасательных судов. Шторм не позволил спасателям начать работу. В Североморск прилетели специалисты Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин» — разработчика субмарин типа «Курск» (проект 949А). Генеральный конструктор ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Баранов признал, что воздуха на АПЛ хватит всего на 5−6 дней. В Москве создана правительственная комиссия по расследованию причин аварии субмарины во главе с вице-премьером Ильей Клебановым. В Брюсселе российские военные начали консультации с коллегами из НАТО.

15 августа представитель штаба Северного флота говорит журналистам, что в результате перестукивания установлено, что члены экипажа подводной лодки «Курск» живы, но неизвестно, есть ли среди них раненые. Он же заявляет, что на борту лодки находится 103 человека. Позже выяснилось, что там было 118 человек.

16 августа при волнении моря около 2 баллов со спасательного судна «Рудницкий» спущен глубоководный спасательный аппарат «Приз». Всего за ночь было предпринято несколько тщетных попыток проникнуть к лодке. В 15 часов президент России Владимир Путин заявил, что «ситуация с подводной лодкой „Курск“ тяжелая, критическая, но флот располагает всем необходимым арсеналом средств спасения, и попытки будут продолжены». Адмирал Куроедов заявил, что Россия примет любую предложенную Западом помощь.

17 августа к месту трагедии направилось норвежское судно «Seaway Eagle» с глубоководными водолазами на борту и транспортное судно «Normand Pioneer» с британскими специалистами и оборудованием (вышло из норвежского порта Тронхейм).

18 августа операция продолжена силами российских спасателей, но результата нет. Корреспондент РТР Аркадий Мамонтов заявляет в прямом эфире с места события, что в день аварии в Баренцевом море на месте катастрофы были обнаружены аварийные буи «нехарактерной для ВМФ России расцветки» — зелено-белые. Они исчезли спустя некоторое время. Обычно аварийные буи ВМФ России оранжевого цвета. Владимир Путин вернулся в Москву с юга и заявил, что после сообщения о происшествии с подводной лодкой он хотел прервать отпуск и сразу вылететь к месту трагедии. «Но я удержался, и думаю, что поступил правильно», — сказал президент. «Прибытие в район бедствия неспециалистов, чиновников высокого ранга, не помогает, а чаще всего мешает. Все должны быть на своем месте», — добавил он.

19 августа во второй половине дня к месту аварии российской подводной лодки «Курск» прибыло норвежское судно «Normand Pioneer» с британской спасательной мини-лодкой LR5. Началась новая, международная фаза операции по спасению экипажа субмарины. Норвежское спасательное судно «Seaway Eagle» с глубоководными водолазами на борту подошло в район катастрофы подлодки «Курск» в Баренцевом море в первом часу 20 августа. После окончательных согласований начался второй этап операции, который характеризовался взаимодействием спасательных сил и средств Северного флота с норвежскими и британскими спасателями.

20 августа за несколько часов работы норвежскими водолазами АПЛ обследована на предмет повреждений и наличия воздушных подушек в кормовых отсеках. Норвежцам удалось разблокировать вентиль аварийно-спасательного люка, однако проникнуть на лодку не удалось. Они срочно изготовили специальный инструмент для вскрытия люка.

21 августа утром норвежским водолазам удалось вскрыть верхний спасательный люк 9-го отсека. Шлюзовая камера пуста. Около 13.00 водолазы вскрыли внутренний люк в 9-й отсек АПЛ, внутри которого оказалась вода. В 15.27 внутрь корпуса подлодки введена видеокамера, с помощью которой специалисты попытались определить состояние 7-го и 8-го отсеков АПЛ. В 9-м отсеке АПЛ обнаружено тело моряка.

21 августа в 17 часов начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак официально подтвердил факт гибели экипажа АПЛ К-141 «Курск».

22 августа президент России вылетел в Североморск, где встретился с родными и близкими погибших моряков. Путин не может ответить на вопросы о том, что именно произошло с «Курском» и почему не смогли спасти подводников. После встречи с родственниками Путин принимает решение не участвовать в назначенной на следующий день траурной церемонии и отбывает в Москву. Российское телевидение показывает потрясающие кадры разрухи, царящей в поселке военных моряков: ободранные подъезды, разбитые окна, изрисованные стены, протекающие потолки. Председатель правительственной комиссии по выяснении причин аварии, тогдашний вице-премьер Илья Клебанов в этот день заявил: «Уже во второй половине дня 14 августа было понятно, что в лодке живых нет… Но мы не могли раньше сообщить, что погибли все. Оставалась скорее теоретическая, но все-таки надежда, что в 9-м отсеке есть воздушная подушка. Мы не имели морального права заявить о гибели всех до полной проверки этого отсека». Тогда же Клебанов говорит, что спасательная операция на самом деле началась 13 августа в 18.30 мск. Основной версией катастрофы «Курска» на тот момент правительственная комиссия считает столкновение подлодки с крупногабаритным подводным объектом, а военные эксперты не исключают, что это была британская субмарина. Ранее высказывались предположения, что «Курск» мог столкнуться с американской военной подлодкой.

23 августа объявлен в России днем траура. В этот же день в пресс-службе верховного командования вооруженных сил Норвегии РИА «Новости» сообщили, что в порту норвежского города Берген находится американская подлодка «Мемфис», которая зашла туда 18 августа для пополнения запасов. Это сообщение следует за информацией ряда СМИ о том, что лодка сильно повреждена и находится в ремонтном доке. СМИ связывают это происшествие с трагедией «Курска». Однако представитель Норвегии заверяет, что заход «Мемфиса» носит плановый характер и никаких запросов о ремонте не было. Эту версию подтверждает и представитель посольства Норвегии в Москве.

24 августа генеральный прокурор РФ Владимир Устинов объявил о возбуждении уголовного дела по факту гибели АПЛ «Курск».

26 августа Владимир Путин подписал Указ о награждении государственными наградами членов экипажа атомной подводной лодки «Курск» (посмертно). Звание Героя Российской Федерации присвоено капитану 1-го ранга Геннадию Лячину (посмертно). Остальные члены экипажа награждены «Орденом Мужества». В этот же день Путин подписал Указ «Об увековечении памяти экипажа атомного подводного крейсера «Курск».

29 августа военные и разведывательные круги США признают, что в момент аварии «Курска» рядом с ним находились две американские субмарины, однако отрицают, что причиной катастрофы стало столкновение с одной из них. Газета «Нью-Йорк Таймс» сообщает, что обе подлодки находились настолько близко к АПЛ «Курск», что зафиксировали практически все происходившее на борту российского подводного ракетоносца. При этом источники газеты утверждают, что причиной аварии стал взрыв торпеды на борту «Курска». Одной из этих американских подлодок, по данным «Нью-Йорк Таймс», был тот самый «Мемфис», который впоследствии обнаружился в норвежском порту Берген. На этом этапе российская сторона все еще считает одной из наиболее вероятных версий катастрофы столкновение «Курска» с иностранным подводным кораблем. Однако официальные представители Великобритании и США отвергают эту версию, заявив, что их подлодок не было в районе нахождения «Курска» в момент катастрофы.

6 сентября США передали России имеющиеся у них данные о катастрофе АПЛ «Курск», в частности, точное до секунды время взрывов на борту «Курска».

8 сентября известный ведущий CNN Ларри Кинг в прямом эфире спрашивает президента России: «Что случилось с российской подводной лодкой?». Путин отвечает: «Она утонула».

19 сентября президент РФ Владимир Путин принял решение приступить к операции по подъему останков экипажа АПЛ и самой субмарины. Операция по подъему тел была намечена на октябрь-ноябрь 2000 года, по подъему АПЛ — на вторую половину лета — осень 2001 года.

2 октября 2000 года в Санкт-Петербурге конструкторское бюро «Рубин», управляющее операцией по подъему тел моряков с АПЛ «Курск», заключило контракт с норвежским отделением американской фирмы Halliburton AS.

25 октября началась операция по подъему тел погибших моряков-подводников. В этот день главком ВМФ Владимир Куроедов разрешил руководителю водолазных спусков контр-адмиралу Геннадию Веричу после проведения всего объема подготовительных работ отдать команду водолазам на вход внутрь подлодки «Курск». В 8-й отсек затонувшей АПЛ спустился первый российский водолаз — мичман Сергей Шмыгин.

В ночь на 26 октября водолазы, вскрывшие корпус подлодки, осмотрели тела моряков «Курска». Стало ясно, что после взрыва в 6-м, 7-м, 8-м и 9-м отсеках люди были живы. В кармане погибшего командира 9-го отсека Дмитрия Колесникова нашли предсмертную записку. Часть текста была обнародована: «13.15. Весь личный состав из шестого, седьмого и восьмого отсеков перешел в девятый. Нас здесь 23 человека. Мы приняли это решение в результате аварии. Никто из нас не может подняться наверх». Власти заявили, что вторая часть записки носит слишком личный характер, и поэтому ее не будут обнародовать. Начальник штаба Северного флота Михаил Моцак позже рассказал журналистам, что в записке рассказывалось, что, возможно, два-три человека пытались выйти из лодки через аварийно-спасательный люк, однако это не удалось, потому что отсек был заполнен водой.

29 октября в Североморске на Приморской площади состоялась ритуальная церемония прощания с четырьмя подводниками, погибшими в результате катастрофы на АПЛ «Курск».

В конце октября в Баренцевом море прекращены все работы в девятом отсеке лодки.

2 ноября начались и затем были прекращены работы по вскрытию корпуса в третьем отсеке. Отсек в тот же день законсервирован по решению главкома ВМФ Владимира Куроедова. В 3-й отсек водолазы не входили — телекамеры показали «значительные разрушения, нагромождение аппаратуры, отсечных механизмов, фрагментов приборов». Работа перенесена на 4-й отсек. В тот же день в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище прошли похороны капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова.

7 ноября принято решение о том, что дальнейшее продолжение работ в 4-м отсеке невозможно из-за сильных завалов и разрушений внутри него. В 5-м отсеке подлодки водолазы не смогли добраться до нижних палуб, где могли находиться люди — размеры этого люка 60×60 см, а минимальная ширина отверстия, через которое могут пройти водолазы без риска для жизни — 75×75 см. 1-й и 2-й отсеки «Курска» практически полностью разрушены, в 3-й отсек водолазы не смогли спуститься из-за нулевой видимости и значительных разрушений, а в 6-м отсеке расположены реакторы лодки, поэтому спуск в него также невозможен. На основании этого принято решение о прекращении операции по подъему тел. Водолазы законсервировали все люки «Курска», пишет ria.ru. (Время указано московское).

27 октября 2001 года Генеральный прокурор РФ Владимир Устинов заявил, что визуальный осмотр атомохода позволяет заключить, что пожар происходил по всей лодке. В эпицентре температура достигала 8 тысяч градусов по Цельсию. Полностью водой лодка была заполнена «в течение шести-семи, максимум восьми часов», — сообщил Генпрокурор. Устинов отметил, что подлодка «Курск» очень пострадала, все переборки прочного корпуса «срезаны как ножом». Однако преграда, отделявшая 6-й реакторный отсек, осталась неповрежденной, благодаря чему реактор не пострадал. Не пострадали и 22 крылатые ракеты, находящиеся по бортам подлодки.

В ходе операции удалось обнаружить и опознать 115 из 118 погибших подводников, в том числе останки командира подлодки «Курск» капитана первого ранга Геннадия Лячина.

В 2002 году в конце мая — начале июня прошла операция по подъему первого отсека АПЛ «Курск». В операции приняли участие спасательные суда Северного флота «Алтай» и «Михаил Рудницкий». Подъем остальных фрагментов был сопряжен с высокой степенью риска для экипажа подводных аппаратов, осуществлявших операцию.

19 июня возглавляющий правительственную комиссию по расследованию причин гибели «Курска» Клебанов заявил журналистам, что осталась одна версия трагедии — «взрыв торпеды». «Комиссия отсекла версию столкновения и версию мины», — сказал Клебанов.

СМИ предполагали, что катастрофа произошла в результате пожара в торпедном отсеке при испытании нового оружия — усовершенствованной модели скоростной и бесшумной торпеды «Шквал». Для наблюдения за новыми торпедами на Курске находился представитель завода-производителя «Дагдизель» Мамед Гаджиев.

20 июня спасательные суда покинули место работ.

Спустя 15 лет

Число граждан России, недовольных действиями власти по спасению моряков атомной подводной лодки «Курск», снизилось вдвое с 2000 года — опрос «Левада-центра» показал, что доля тех, кто считают, что власти не приняли всех мер для спасения экипажа субмарины, составляет 35% (в 2000 году на этот вопрос утвердительно ответили 72%).

Отмечается, что в течение прошедших 15 лет доля критиков власти последовательно снижалась: так, в 2010 году таких было 46%.

Параллельно растет число тех, кто уверен, что власти сделали все возможное для спасения моряков «Курска» — сейчас об этом заявили 40% респондентов, в 2010 году — 34%, в 2000 году — 23%.

28% опрошенных одобрили отказ российских властей от зарубежной помощи, однако 1% респондентов посчитали это решение неверным и еще 32% затруднились ответить на этот вопрос.

Всего в опросе приняли участие 800 человек из 134 населенных пунктов в 46 регионах России, пишет polit.ru.

Смотрите также
Только самые важные новости сайта altapress.ru! Никакого спама. Подпишитесь!

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Рассказать новость