Жизнь

Любовь Петрова: "Качественная журналистика: новые вызовы"

Впервые на Алтае с 23 по 25 апреля в Барнауле и Белокурихе будет работать межрегиональный журналистский форум "Формула доверия: диалог на Алтае. Пресса Алтая-2014". Организаторами мероприятия выступают администрация Алтайского края, губернатор Александр Карлин, Союз журналистов России, издательский дом "Алтапресс".

Любовь Петрова,  заместитель главного редактора журнала "Журналист".
Любовь Петрова, заместитель главного редактора журнала "Журналист".

На Алтай прибывают участники и эксперты из Москвы, Екатеринбурга, Воронежа, Красноярска, Калининграда, Северодвинска, Якутска и других городов. Круглые столы состоятся в издательском доме "Алтапресс", Алтайском государственном университете и в управлении администрации Алтайского края по печати и информации. В Белокурихе пройдет пленарное заседание форума, будут работать тематические секции.

Работа "Формулы доверия" будет способствовать развитию профессиональной дискуссионной площадки Союза журналистов России, на которой обсуждаются проблемы взаимодействия прессы, власти и общества.

В рамках форума altapress.ru знакомит читателей как с ходом обсуждения проблем, так и с развернутыми материалами участников мероприятия.

Любовь Петрова,
заместитель главного редактора журнала "Журналист":

Любовь Петрова,  заместитель главного редактора журнала "Журналист".
Любовь Петрова, заместитель главного редактора журнала "Журналист".
За последние годы в отечественной журналистике произошли существенные изменения: появились новые технологии, новые стандарты, подходы, все активнее развиваются мультимедийные СМИ. Следуя мировым тенденциям, в России ведущие издательские дома активно осваивают мультимедийность, разрабатывают медиапорталы, как средство создания качественного мультимедийного контента и возможность его доставки различными способами.  В эпоху развития мультимедийных форматов от журналистов требуется одинаково качественно подавать и текст, и видео-, и аудиосопровождение материалов. Считается, что журналист должен быть "универсальным солдатом", которому приходится  снимать, записывать, брать интервью и, создавать разнообразный контент, размещая его  на разных мультимедийных платформах: сайте, он-лайн-издании, iPadе,  iPhone. Ему приходится одновременно работать не только с текстами, но и  графическими изображениями, аудио, видео материалами, базами данных. А это  означает, что журналист должен не только уметь оперативно создавать контент для нескольких платформ,  эффективно и оперативно использовать преимущества различных форматов подачи информации, но и обладать эрудицией.

И все же, универсальность, конечно, замечательно, но не может  один человек совмещать талантливого писателя, хорошего видеооператора, звукорежиссера, дизайнера.  Именно поэтому лучше, когда серьезную публикацию будет готовить не один автор, а коллектив с разной специализацией, после чего редактор сведет разноформатную информацию воедино. Собственно, уже сейчас во многих редакциях материал готовится именно коллективом авторов разной "специализации". В связи с этим даже появилась новая должность – story builder – тот, кто отвечает за материал в целом, "редактор на час". На него возложены обязанности по организации команды, работающей над материалом, постановка задач, определение необходимых для материала форматов. В некоторых отечественных изданиях есть близкая должность - "продюсер материалов". В связи с этим современная журналистика предъявляет повышенные требования к образованию, навыкам и опыту работы журналиста.

С развитием новых технологий ужесточилась и  борьба за читателя. Хотим мы того или нет, сегодня большую часть информации   потребитель получает из сети. Но, к сожалению, зачастую качество информации оставляет желать лучшего. Оперативность, с которой журналист вынужден создавать материал, зачастую сказывается и на его качестве: нет времени проверить информацию, узнать различные точки зрения по той или иной проблеме и представить несколько мнений. В итоге мы видим поверхностную статью, порой с непроверенными фактами, что идет в разрез с принципами качественной журналистики: профессионализм, достоверность, объективность, оперативность, представление различных точек зрения и многое другое. В погоне за сенсациями важно помнить, что задача журналиста - информировать, обращать внимание читателя на существующие проблемы, формировать личность, развивать духовно, а не отравлять сознание людей.

И совершенно не важно о каком жанре идет речь и для какого носителя готовится материал. Не случайно, сегодня большое развитие, особенно в регионах, получает социальная тематика: читателю интересно знать, что происходит вокруг него, как решается та или иная проблема.  И самый лучший способ выживания для издания - это создание качественного контента, которому читатель будет доверять. Потому что доверие сегодня как-никогда является  актуальным, если его нет, то никакие дотации не помогут.

И здесь встает вопрос: а развлекательная журналистика может быть качественной? Или качественный контент предполагает только темы политики и экономики?

В действительности  направленность не определяет качество. Главный  определяющий принцип качественной журналистики – говорить правду. Это сложно, но именно этого ждет читатель. Он ждет объективной и достоверной информации, а не пропагандистских материалов той или иной партии. Трудно оставаться независимым, особенно, когда тебя финансирует государство или та или иная структура. Если ты являешься частью какого-то движения, то ты уже не журналист, ты пропагандист, а это уже совсем другая сфера - сфера пиара.

Одно из правил журналиста – не навреди. Не навреди тому, о ком рассказываешь и кому ты это рассказываешь. Кажется, что это такие вещи, которые понятны даже ребенку, но их очень трудно соблюдать. И именно с этим мы зачастую сталкиваемся в так называемой "желтой прессе", где в погоне за сенсацией не всегда думают об этом.

Активно развивается блогосфера, народная журналистика. Но можно ли назвать блогера профессиональным журналистом? Но блогер, публикуя информацию, в отличие от журналиста не несет никакой ответственности. Журналист должен отвечать за сказанное, написанное  и неважно для какого издания он  работает - он-лайн-издания, телевидения или газеты.

На международной конференции "Безопасность будущего журналистики в Восточной Европе" генеральный секретарь Международной Федерации журналистов (МФЖ) Айдан Уайт сказал: "Несмотря на происходящие мировые стратегические изменения в передаче и обмене информацией они не могут привести к снижению роли качественной журналистики, напротив, ее роль возрастает. Информационный взрыв выявил очень слабые места  интернета", - считает он. По словам генсека МФЖ интернет "не создает контекста и анализа, не помогает понять событие, которое описывает". "Чтобы понять, что происходит, люди все же обращаются к журналистам, качественной прессе, которая структурирует хаотичную матрицу информации".

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость