- — Алтайский край — глубоко провинциальный регион с низким уровнем заработной платы. С точки зрения карьеры кому имеет смысл оставаться в таком регионе, а кому нет?
- — Как искать работу в небольшом городе? Есть ли какие-то особенные технологии?
- — Люди стали часто задумываться о смене профессии. В каком случае действительно стоит уйти в другую отрасль?
- — Карьерный консультант — это новая профессия?
- — Много ли на рынке карьерных консультантов? Где их найти и сколько стоят их услуги?
- — Нужно ли сегодня получать образование в вузе? Если да, то в каком?
- — На что ориентироваться молодому человеку при выборе профессии?
- — В одном интервью вы сказали, что в России есть престиж должности, но нет престижа профессии. Что могут сделать работодатели, чтобы это изменить?
- Чем известна Алена Владимирская?
- Цифра
— Алтайский край — глубоко провинциальный регион с низким уровнем заработной платы. С точки зрения карьеры кому имеет смысл оставаться в таком регионе, а кому нет?
— Есть две категории людей, размышляющих о переезде: молодежь, едущая на учебу, и состоявшиеся профессионалы, которым становится "тесно" в своем городе.
Взрослым людям я бы посоветовала помнить: переезжая в другой город, вы забираете себя такого, какой вы есть. Планирование переезда надо начинать с ответа на вопрос: зачем вы едете? Да, в крупных городах зарплата намного выше, но и расходы там больше.
Постарайтесь объективно оценить себя, свои навыки. Насколько они будут востребованы в большом городе? Узнайте, какие требования предъявляются к специалистам вашей профессии. Опираться нужно не только на описание вакансий.
За формулировками "строил службу продаж" или "занимался привлечением трафика" могут стоять совершенно разные смыслы, когда речь идет о работе в большом и маленьком городах. Например, человек мог работать с трафиком 5 тыс. человек, и это очень хороший показатель для небольшого города. В столице такая цифра звучит смешно.
Вам потребуется финансовая подушка безопасности на три-четыре месяца дорогой жизни: на квартиру, еду, транспорт. В первое время вы не будете знать лайфхаков: как удобнее ездить, где дешевле покупать, как сэкономить время. Есть ли у вас друзья, к которым вы сможете прийти поужинать или переночевать, если все будет совсем плохо?
Учитывайте снобизм больших городов. Специалисты из регионов ценятся меньше. На работу их берут охотнее — считается, что провинциалы работают лучше, так как им нужны деньги. Но принимают их в основном на низовые позиции с маленькой зарплатой.
Я сейчас никого не отговариваю ехать, сама в 17 лет переехала из Вологды в Москву, и считаю, что моя карьера иначе бы не сложилась. Я просто рассказываю о тех объективных обстоятельствах, с которыми придется столкнуться.
Переезжать имеет смысл (извините, скажу цинично), если понимаете, что вы талантливее в своей профессии, чем большая часть специалистов в вашем городе. Это правда, что лучших профессионалов "забирают" большие города и дают им много возможностей. Нужно переезжать, если та отрасль, в которой вы хотите развиваться, в вашем регионе представлена крайне слабо. Нет хороших специалистов и проектов. Тем, кто хочет быстрой карьеры, тоже надо в большой город.
Не стоит переезжать, если ценность семьи и стабильности для вас выше, чем ценность карьеры.
Совет от Алены Владимирской
Лучшие города для переезда: Москва, Санкт-Петербург, Сочи.
— Если я живу в Алтайском крае, не хочу переезжать, но хочу зарплату выше, чем средняя по региону, — хотя бы 50–100 тыс. рублей, что мне делать?
— Нужно искать удаленную работу. Ее становится больше, и оплачивается она все лучше.
Посмотрите, какие специалисты требуются удаленно на хорошую зарплату. Сейчас это не только программисты.
Определите, насколько вы можете быть востребованы на этом рынке, имеете ли нужный уровень знаний, можете ли его достичь.
Учитесь удаленно, сейчас очень много онлайн-образования. Затем берите какую-то работу, пробуйте делать. За период от года до трех лет вы можете дорасти до специалиста хорошего уровня.
Совет от Алены Владимирской
В больших городах ждут продажников, айтишников и младших специалистов во всех сферах. Но придется много работать за маленькие деньги.
— Как искать работу в небольшом городе? Есть ли какие-то особенные технологии?
— Чем меньше город, тем выше ценность репутации и связей. Вас должны знать как хорошего профессионала. В большом городе в случае проблем с репутацией можно "спрятаться", в маленьком — нет. Про вас должны говорить примерно так: "Вася — лучший бухгалтер в нашем городе".
Еще важный момент — не ругаться. Можно отстаивать свою позицию, но делать это корректно. Нельзя быть скандальным человеком. Тогда работодатели к вам сами будут приходить.
Важно постоянно обновлять свои знания. Мы живем в эпоху быстрых изменений. Раньше к сотруднику приходил начальник и говорил: "Тебе надо пройти такие-то краткосрочные курсы", компания следила за актуальностью знаний. Сейчас этого никто не делает. Вас просто уволят и возьмут человека с лучшей квалификацией.
Совет от Алены Владимирской
О переезде стоит задуматься людям из медиа (СМИ), рекламы, инноваций, любого консалтинга (юридический, финансовый, управленческий), IT, робототехники. Возможно, из Алтайского края есть смысл переехать специалистам по сельскому хозяйству, оно лучше развивается в Черноземье.
— Люди стали часто задумываться о смене профессии. В каком случае действительно стоит уйти в другую отрасль?
— Надо четко отличать временную усталость от реальной потребности уйти в другую сферу. Мы все периодически устаем и начинаем ненавидеть свою работу. В первую очередь отдохните: уйдите в отпуск на две-три недели, не отвечайте на рабочие письма и звонки. Уезжайте куда-нибудь или поселитесь на даче.
Если через три дня после возвращения из отпуска вы снова придете к тому, что вам все надоело и вы устали, нужно что-то менять. Разберитесь, что вам не нравится. Спросите себя: если бы вам платили 500 тыс. рублей в месяц, остались бы вы в этой компании? Что бы вы поменяли, если бы у вас была такая возможность?
Так вы поймете, от чего устали: "на меня орет начальник", "мне неудобно ездить в офис", "меня не устраивает рабочий график", "у меня конфликт с подчиненными" и так далее. Определитесь, что для вас дороже: эта работа или ваш комфорт. Если вы больше не можете терпеть, а поменять ничего нельзя, начинайте тихо искать другую компанию.
Но, может быть, вы поймете, что устали от сути вашей работы. Только в этом случае нужно менять сферу деятельности. Это долгий и сложный процесс, он занимает не меньше года, потеря в зарплате обычно составляет 20–30%.
Через рекрутинговые интернет-ресурсы взрослый человек не сможет найти работу в новой для себя отрасли. Без опыта его не возьмут. Это точно нужно делать с помощью карьерных консультантов. Надо найти в себе конкурентные преимущества, которые востребованы в новой отрасли. Если человек в ней никогда не работал, то он о них вряд ли знает. Заходить надо через связи, рекомендации, личные знакомства. Как правило, у соискателя их нет.
Совет от Алены Владимирской
Лучшие ресурсы для поиска удаленной работы, это специализированные сайты: YouDo.com, Freelance.ru и другие. В резюме на прочих сайтах поставьте пометку "удаленная работа". Компании, которые ищут удаленных сотрудников, регулярно просматривают эту вкладку.
— Карьерный консультант — это новая профессия?
— Да. Карьеру строить все труднее, она развивается по новым моделям. Люди нуждаются в помощи. Раньше можно было в 20 лет прийти на работу условно в банк, а в 60 уйти из него на пенсию.
Сейчас мир сильно меняется, а навык построения карьеры в новых реалиях от него значительно отстает.
Может быть, человек и не хотел бы уходить со старой работы, но обстоятельства вынуждают его: компании закрываются, к сотрудникам предъявляют совсем другие требования, люди вдруг обнаруживают, что они не нужны. Параллельно появляется много новых отраслей. И не понятно, можно ли туда попасть. И если да, то как это сделать.
— Много ли на рынке карьерных консультантов? Где их найти и сколько стоят их услуги?
— Пока что таких людей не очень много. Но сейчас чуть ли не каждый кадровик хочет стать карьерным консультантом. Мы открыли платформу для поиска карьерных консультантов. Там зарегистрировано более 500 специалистов. Можно найти эксперта по любой проблеме, отрасли и на любой уровень дохода. Стоимость услуг карьерных консультантов разная. Она зависит от региона, в котором работает человек, и уровня его квалификации. Варьируется от 200 до 20 тыс. рублей в час.
Совет от Алены Владимирской
Превратить хобби в бизнес элементарно: начните продавать. Есть ли устойчивый спрос на то, что вы делаете? Не из серии "круто, подари", а именно готовность покупать. Если есть, то через раскрутку личного бренда вы можете сделать бизнес. Если спроса нет, то и начинать не стоит. Либо нужно что-то поменять в товаре, делать то, что востребовано.
— Нужно ли сегодня получать образование в вузе? Если да, то в каком?
— Образование нужно получать в лучшем вузе из тех, что вы можете себе позволить. Можете уехать в Москву или Санкт-Петербург? Уезжайте. Хороший вуз дает хороших преподавателей, доступ к лучшим работодателям, ценные человеческие и деловые связи на всю жизнь.
Образование сейчас можно получить и самостоятельно, в онлайне, если вы очень мотивированы (когда речь не идет о сферах вроде авиации или медицины). Но инфраструктура, которую дает вуз, в интернете пока недоступна: кафедры лучших профильных бизнесов, которые потом забирают людей на работу, стажировки, волонтерство, программы по обмену, акселераторы, инкубаторы для студенческих стартапов, общение с однокурсниками.
— На что ориентироваться молодому человеку при выборе профессии?
— Что бы вам ни говорили, не предавайте свое призвание. Если вы уверены, что в чем-то талантливы, не ориентируйтесь на тренды. В случае с талантом жизнь всегда поворачивается таким образом, что он становится востребованным. Даже если отрасль в целом будет падать, вы всегда найдете свою нишу и будете расти.
Всем остальным надо смотреть тренды. В ближайшие годы будет расти IT, робототехника, агробизнес, стык технологий и медицины, альтернативная энергетика, новые виды развлечений (виртуальная и дополненная реальность) и так далее. Рабочие высокого уровня квалификации тоже будут востребованы.
Не будут расти классические банки (не финтех), телеком, недвижимость и девелопмент, медиа. Прежде чем идти в эти отрасли, хорошо подумайте. К тому же автоматизация в ближайшее время сделает ненужными рядовые профессии: продавец, кассир, водитель, бухгалтер, юрист, кадровик.
Совет от Алены Владимирской
На рынке фриланса предложений стало намного меньше, это связано с кризисом. За те же деньги сейчас можно взять людей в офис. По-прежнему много заказов для IT-специалистов, веб-дизайнеров, SEO, специалистов по контекстной рекламе. В остальных направлениях рынок значительно сократился.
— В одном интервью вы сказали, что в России есть престиж должности, но нет престижа профессии. Что могут сделать работодатели, чтобы это изменить?
— Да, в России тебя ценят за карьерный рост и должность. В западных странах ценят профессионалов и на низовых позициях: хороших сантехников и лучших продавцов автомобилей, например.
Компании должны осознать, что их бизнес строится, возможно, не на управленцах высокого уровня, а на рядовых сотрудниках. Нужно оплачивать труд лучших достойно. В США хороший сантехник может получать больше, чем главный маркетолог. У нас таких примеров я не знаю.
Государству и работодателям необходимо создавать ценность рабочих профессий, она утеряна. Делать это нужно через рекламные кампании. Как рекламируют условно сгущенку или новый автомобиль: рассказывать о плюсах профессии, показывать людей, достигших в ней успеха. Но пока нам здесь рекламировать нечего — будет сплошная неправда.
Чем известна Алена Владимирская?
Алена Владимирская родилась 17 августа 1970 года в Вологде. В 1992 году окончила факультет журналистики МГУ. В 2007-м получила степень AMI в открытой школе бизнеса Санкт-Петербурга сразу по двум специальностям — "маркетинг" и "управление проектами".
В 2000–2004 годах работала руководителем медиахолдинга "Наш регион" в Вологде, в 2004–2007 годах — главой отдела продвижения в компании "РДВ-Питер" и главредом журнала "Ваш досуг".
В 2007–2008 годах была руководителем интернет-проектов в компании "РДВ-Медиа" и работала над одним из крупнейших рекрутинговых ресурсов "Работа.ру". В 2008–2009 годах в Mail.ru отвечала за продажи, продвижение и поиск талантов.
В 2010 году создала собственное кадровое агентство Pruffi. В 2015-м запустила обучающий проект "Антирабство".
Цифра
1–3 года требуются человеку для адаптации на новой работе при переходе из одной отрасли в другую.
Самое важное - в нашем Telegram-канале