История успеха
Алиса Богатова, эксперт в сфере пиара и маркетинга, знает, как заставить fashion-индустрию работать. Её опыт работы с гигантами вроде Inditex (Zara, Bershka) позволил ей понять, как маркетинг формирует потребительский спрос. Сегодня она делится своими знаниями и опытом, помогая брендам одежды продвигать продукцию, используя показы и рекламные кампании.
В 2018 году Алиса основала Ассоциацию легкой промышленности и дизайна в своем родном городе Ульяновске. Эта организация объединила дизайнеров одежды, бренды и производителей, что позволило им эффективно взаимодействовать с органами власти.
Сейчас маркетолог активно сотрудничает с региональным центром «Мой бизнес», благодаря поддержке которого начала карьеру в качестве продюсера недели моды. Алиса уверена, что объединение в большое сообщество с лидером, способным коммуницировать с властями, поможет наладить более продуктивную работу и создавать модные мероприятия.
«Будем откровенны, модная индустрия — не самое приоритетное направление развития в нашей стране. Но именно за счет нее у нас появляется жажда жизни, мы хотим эстетики и красоты каждый день, — подчеркивает Алиса Богатова. — Вам может казаться, что вы занимаетесь небольшим делом, но при объединении вы увидите, что огромная миссия создания красоты будет прослеживаться в каждом вашем дне».
Как создать
В прошлом году, при поддержке президентского фонда культурных инициатив, стартовала реализация масштабного федерального проекта «Академия русской моды», продюсером которого выступает Алиса Богатова.
Он помогает начинающим дизайнерам одежды создавать собственные бренды. Эксперты проекта обучают новичков, помогают с эскизами, закупкой материалов и организацией показов. Уже создано 18 брендов, которые успешно продаются в одном из торговых центров Москвы.
По словам Алисы Богатовой, даже живя в небольшом городе, можно реализовать интересные проекты в сфере моды. Ниша хоть и имеет лидеров, но остается достаточно свободной. Возможности открыты для всех: можно найти инвестора, создать свой бренд или развиваться внутри существующей компании. Сейчас в модной индустрии двери открыты как никогда.
Только эксклюзив
Российские производители одежды ищут новые пути развития в условиях жесткой конкуренции с китайским масс-маркетом. Вместо того, чтобы пытаться угнаться за объемами и скоростью, спикер рекомендует отечественным брендам сосредоточиться на уникальности и эксклюзивности.
Одним из перспективных направлений — ниша свадебных платьев от кутюр и изделий ручной работы. Тяга к индивидуальности и авторскому дизайну становится все более востребованной среди российских потребителей.
«Конкурировать с Китаем в масс-маркете практически невозможно, — отмечает Алиса Богатова. — Мы видели это на примере тренда на спортивные костюмы и домашнюю одежду в 2020 году. Китайские производители очень быстро заполнили этот сегмент. Сейчас бесполезно заниматься этой нишей».
Маркетолог рекомендует отечественным производителям сосредоточиться на создании дизайнерских, авторских продуктов с региональным кодом и индивидуальной вышивкой. Именно эти уникальные детали и привлекают конечного потребителя, делая продукцию интересной и востребованной.
Тренд
Крупные маркетплейсы заметили растущий интерес россиян к локальным брендам. Год назад, в честь Дня России, одна из платформ протестировала вкладку с российскими дизайнерами, предлагающими небольшие коллекции (12-15 артикулов). На их удивление, товары раскупили полностью.
«Они поняли, что люди хотят потреблять локальное, — говорит спикер. — Всем стало интересно носить продукцию с символикой или элементом, который отражает принадлежность к России или региону, в котором они живут. После этого маркетплейс закрепил вкладку».
Вдохновение
Региональный код — не просто узор, а целая система символов и знаков, отражающих уникальность народа. Для жителей Алтайского края эта самобытность заключается в живописной природе, величественных горах, богатой истории, бурных реках и окутанной мистикой культуре.
Эти элементы, пропитанные духом региона, становятся неисчерпаемым источником вдохновения для дизайнеров. Каждый символ, будь то очертания гор или отголоски древних преданий, может найти свое отражение в одежде, аксессуарах и предметах интерьера.
Региональный код — возможность рассказать миру о красоте и самобытности Алтайского края, воплощенной в творчестве местных мастеров.
Или сувенир
В мире дизайна всё чаще говорят о кодах — культурном, локальном и национальном. Культурный код — широкое понятие, которое включает в себя традиции, обычаи и историю, общие для всей России или определенного региона.
Локальный код, напротив, более узкий и привязан к конкретной территории. Например, футболка с символикой Алтая найдет отклик у жителей этого региона, но не обязательно заинтересует других.
Национальный код, часто ошибочно сводимый к матрёшкам и кокошникам, отражает уникальность отдельных народов России. У Башкирии, Чувашии и других регионов — свои национальные костюмы и символы.
Национальный код всегда уводит дизайнера в узкую, но интересную нишу. Кокошники и матрешки — очень важная деталь, поскольку отображают русского человека. Но при работе с ними Алиса Богатова советует добавлять что-то необычное, чтобы получить незабываемый результат.
Работа с культурным кодом, популярным во времена Юдашкина и Зайцева, сегодня требует нового подхода. Прямое цитирование традиционных элементов, например, матрёшек и кокошников, превращает одежду в сувенирную продукцию, считает спикер.
«Это то, что нужно уважать, чем стоит восхищаться, но тогда все это не было мейнстримом, потому что считалось новым и интересным», — добавила Алиса Богатова.
Производить сувенирную продукцию можно, особенно для продажи в театрах, музеях и тематических лавках. Однако, если бренд стремится к развитию в фэшн-индустрии, необходимо искать новые, креативные способы интерпретации культурного кода. Традиции должны стать не отправной точкой для прямого копирования, а источником вдохновения для создания современной и актуальной одежды.
Как поддерживает регион
Елена Акользина, консультант управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, уже три года курирует креативные индустрии региона, включая дизайн и моду: «Когда я окунулась в это направление, я поняла, насколько у нас шьющий город. Я никогда об этом не думала».
Для поддержки начинающих дизайнеров в регионе есть фестиваль «А, это Алтайское?!», призванный познакомить жителей с местными брендами и позиционировать алтайских дизайнеров. Фестиваль проводится уже два года подряд в Изумрудном парке в День предпринимательства при поддержке «Мой бизнес».
Участие в фестивале абсолютно бесплатное. Дизайнеры могут представить свои коллекции даже с небольшим количеством моделей, а организаторы сотрудничают с модельными агентствами, предоставляя профессиональных моделей. Кроме того, участникам бесплатно выдают торговые места для продажи своих изделий.
«А, это Алтайское?!» — уникальная возможность для дизайнеров заявить о себе и найти своего покупателя, не стесняясь выходить на рынок.
Как считает Алиса Богатова, профессионалы в мире моды уже давно знают, что маркетинг относится к производству как 70% к 30%. И чтобы продавать, а не складировать одежду, нужны серьезные инвестиции в продажи.
«На реализацию этого уходят очень большие деньги, например, на те же организации показов. Так что если у вас есть такая уникальная возможность представить свои работы бесплатно, просто берите все и везите туда. Иначе одежда так и останется на складе», — добавила спикер.