– При сгорании смеси из полимерных материалов (пластиковых бутылок, отделочного пластика, резины, вакуумной упаковки), старой мебели, ветоши, пищевых органических остатков, картонной и древесной упаковки, которыми заполняются контейнеры, могут образовываться сажа, копоть, формальдегид, диоксины, фенолы, пирены и даже боевое отравляющее вещество фосген, – поясняет ситуацию Владимир Беккер, профессор Алтайского государственного медицинского университета.
Названные яды в дозах, выделяемых при возгорании контейнеров, не могут убить сразу наповал, но обладают канцерогенным, мутагенным действием и способны накапливаться в организме. А в результате снижается иммунитет, возникают раковые и генетические заболевания. Кроме того, подогреваемые на медленном тлеющем огне пищевые отходы могут содержать стафилококк, кишечную палочку и стать источником инфекционных заболеваний.
Предупрежден, значит, вооружен?
Ничуть не бывало! Жители частного сектора Центрального района Барнаула, где мы исследовали проблему, о негативных последствиях выбрасывания горячих золы и шлака в емкости для сбора бытовых отходов предупреждены. Прожаренные, с остатками спекшейся краски бока контейнеров, выставленных на улицах, обклеены истлевшими и совсем свежими воззваниями от имени администрации и общественного совета уличных и квартальных комитетов района: "Домовладельцы! Вы не хотите заболеть раком? Тогда не поджигайте пластик своей золой из печки!" Но администрация пописывает, жители почитывают и продолжают поступать по-прежнему. Альянс не складывается. И объясняется это просто: золу и шлак люди не хотят выдерживать, высыпают еще раскаленными.
– Мы пробовали организовать раздельный сбор отходов (золу хотели собирать в специальные контейнеры. – Т. Д.) на улице Партизанской, – говорит Сергей Махнев, начальник МУП "Дорожник-2", осуществляющего сбор и вывоз мусора в Центральном районе. – Провели собрание, объяснили, почему золу нужно собирать отдельно. Поставили дополнительные контейнеры, написали на них: "Для золы и шлака". Но население и туда стало сбрасывать вперемешку печные и бытовые отходы.
Выход из этой ситуации, по мнению Махнева, один: воспитание, убеждение, наказание, создание экологической милиции, которая соединила бы в себе все эти функции.
Зола – в нагрузку
Однако безответственное обращение населения с отходами объясняется не только низкой экологической культурой, но и нежеланием отдельно оплачивать вывоз печных отходов.
– У меня в плане не заложено ни копейки на утилизацию золы и шлака, – признается Сергей Махнев. – Золу и шлак я вожу бесплатно.
На обслуживании у предприятия находятся 27,8 тыс. жителей частного сектора. Численность населения соответствует количеству установленных крупногабаритных контейнеров (73 шт.), но фактическое накопление мусора, утверждает Махнев, значительно превышает действующую в Барнауле норму для неблагоустроенного жилья (0,192 кубометра на человека в месяц). К примеру, за январь текущего года по частному сектору вывезено 5794 кубометра ТБО, тогда как по норме должно было быть собрано 5333. Плюс еще крупногабаритный мусор – 2220 кубометров. Итого 2681 кубометр вывезен бесплатно.
Таким образом, людям, вынужденным экономить на всем, сегодня выгодно подбрасывать золу, шлак, крупногабаритный мусор в контейнеры для сбора твердых бытовых отходов. Так что только просветительскими мерами и убеждением внедрить раздельный сбор мусора вряд ли удастся.
Нужна хорошая идея!
Но травят "частники" не только себя – весь город. В части города, примыкающей к руслу реки Барнаулки, это особенно ощутимо. Ежедневно в Центральном районе пожарные принимают вызовы на тушение 9–12, а в сильные морозы до 20 возгораний мусорных контейнеров. Тлеющие контейнеры "Дорожник-2", опасаясь возгорания мусоровозов, не вывозит до тех пор, пока те не перестанут дымиться. Контейнеры переполняются, обрастают грудами отходов, становятся пристанищем бродячих собак и крыс. Жители жалуются на несвоевременный вывоз мусора…
Громоздкие переполненные чадящие, горящие контейнеры не только травят людей, но и портят вид города, создают помехи для движения автотранспорта, являются источником повышенной эпидемической и пожарной опасности. Может быть, у наших читателей найдется креативная идея по избавлению Барнаула от опасных химреакторов?
Галина Васильевна,
жительница улицы Короленко:
На нашей улице тоже стоят такие контейнеры. Зачастую они переполнены и чадят. Запах невыносимый. Горят пластик, полиэтиленовые пакеты и все на свете. А это яд… Виноваты, конечно, жильцы, которые высыпают горячую золу.
Виталий Комаров,
заведующий лабораторией Института проблем химико-энергетических технологий
Сибирского отделения РАН, доктор технических наук (г. Бийск):
Выделения из горящего контейнера страшнее выбросов от автомобилей и печей в частном секторе. Администрация должна создавать условия для раздельного сбора мусора и понуждать к этому жителей, а тех, кто нарушает, наказывать штрафами, и большими. Один-два раза по тысяче рублей человек заплатит и уже больше с ведром золы к контейнеру не подойдет.
Справка
48 000 литров воды можно загрязнить одной каплей диоксина, накопленной при возгорании мусорного контейнера.
Самое важное - в нашем Telegram-канале