Весьма интересная, на мой взгляд, новость была опубликована на altapress.ru о привлечении к ответственности компании "Авиафлот" в связи с "непристойной" рекламой. Напомню: в УФАС Алтайского края сочли, что изображение мужчины в расстегнутой рубашке с обнаженным торсом в плавках нарушает ч. 6 ст. 5 Закона "О рекламе". Нельзя не отметить, что изображение сопровождалось словами об услуге — поиск попутчика для отдыха.
Чтобы не быть голословными, давайте обратимся к этой норме: "В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов..."
Сразу сделаю оговорку, что с точки зрения практики Европейского суда по правам человека свобода выражения мнения включает в себя такие формы выражений, как фотографии и рисунки.
В связи с этим возникает интересный вопрос, который хотелось бы рассмотреть исключительно через призму юридических аспектов: нарушает ли подобная реклама нормы морали и нравственности, или она является той самой свободой выражения мнения?
Как указано в тексте самой новости, УФАС инициировало административное производство в связи с жалобой некой женщины.
Причем само управление ФАС РФ в письме от 29.04.2013 № АД/17355/13 указывает, что восприятие одной и той же информации разными людьми может отличаться в зависимости от личностных характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места проживания и прочее).
Поэтому если подобная реклама оскорбляет чувства одного или нескольких лиц, то это само по себе не является основанием для привлечения к административной ответственности.
Свобода выражения мнения является одной из фундаментальных основ демократического общества.
При этом с позиции Европейского суда такая свобода выражения применима не только по отношению к "информации" или "идеям", которые благоприятно воспринимаются в обществе либо рассматриваются как безобидные или нейтральные, но также и в отношении тех, которые шокируют, оскорбляют или вызывают беспокойство. Таковы требования терпимости, плюрализма и широты взглядов, без которых нет "демократического общества".
Будем объективны: использование полуобнаженного торса в рекламе уже давно никого не удивляет. Реклама на центральных телеканалах телевидения только подтверждает это мнение (вспомните рекламу колготок; жвачки Orbit и т. д.).
Единственный нюанс, который следует отметить, это то, что обществу привычнее видеть в такой рекламе женщин, а не мужчин. Отсюда, по-видимому, и ощущение непристойности от непривычного нового образа.
Возникает другой вопрос: а как должен был быть изображен образ мужчины на пляже? В брюках или джинсах? Ведь любой иной образ был бы по меньшей мере странным и нелепым.
Нельзя также не отметить и еще одну странную тенденцию. Почему считается нормальным показывать по ТВ неприкрытые сцены насилия и убийств, но не полуобнаженные тела? Почему считается "приличной" реклама очередного блокбастера с постерами известного актера, держащего огнестрельное оружие?
Самое важное - в нашем Telegram-канале