Жизнь

Нет, мы не гаджеты с хорошо подвешенным языком

13 января – День российской печати. Этот праздник отмечается достаточно широко на государственном уровне (например, вручаются правительственные премии за заслуги в области СМИ). В редакциях газет, журналов, радио, ТВ, Интернет-изданий тоже проходят мероприятия, но, как правило, без широты и удали: праздник несколько казенный, не отличающийся особой теплотой и душевностью.

Владимир Овчинников
Владимир Овчинников
Олег Богданов

Напомню, что случилось в этот день 311 лет назад. 13 января 1703 года в России по указу Петра I появилась первая российская газета. Ее № 1 назывался "Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском Государстве и во иных окрестных странах". Газета издавалась то в Москве, то в столице – Санкт-Петербурге, при этом фактически не имея постоянного названия: "Ведомости", "Российские ведомости", "Ведомости Московские". С 1 января 1870 года "высочайшим повелением" было позволено "устроить в виде опыта прием в почтовых учреждениях подписки на периодические издания — как русские, так и иностранные". Для России этот документ является законодательной точкой отсчета медийного бизнеса. Уже к 1914 году в России выходило свыше трех тысяч периодических изданий.

Праздник впервые был отмечен в 1991 году. По некоторым оценкам, в России сейчас зарегистрировано свыше 30 тысяч печатных изданий. Сколько издается на самом деле, похоже, не знает никто.

В заголовок я вынес фразу, которая, на мой взгляд, передает – пусть и в несколько эпатажной форме – сегодняшнее обывательское представление постоянного обитателя интернет-пространства о том, зачем в обществе вообще существуют журналисты. Образ недалекого пустомели с микрофоном или блокнотиком, конечно, родился не в Интернете: достаточно вспомнить первые кадры популярной советской кинокомедии "Бриллиантовая рука", когда на причале Семен Семенович "дает" интервью характерному радиорепортеру. Не буду описывать свои взгляды на причины измельчания современного медиавала, обрушивающегося на потребителя продукции СМИ. Подтверждаю лишь, что явление имеет место быть.

Много лет назад выдающийся советский журналист Анатолий Аграновский говорил, что когда он был начинающим газетчиком, он ходил к людям за фактом. Повзрослев, он понял, что только фактов людям недостаточно. Тогда я, отмечал публицист, стал ходить к людям за словом. Но и этого мало – к людям надо ходить за мыслью. Остается только сожалеть, что такие высокие планки сегодня перед собой способны поставить далеко не все, кто называет себя журналистом. Не поэтому ли сегодня в российском обществе журналист и журналистика все чаще ассоциируется с образом лекаря Малахова, шоумена Урганта, пропагандиста Дмитрия Киселева, комика Петросяна?

Как в походе за фактом, так и в походе за словом интернет-сфера современную профессиональную традиционную журналистику обыгрывает на раз-два, а в сфере аналитики медиаработники в основной массе принимать вызов не готовы. Причины этого, помимо лежащих на поверхности, более-менее ясны. Не ясен путь, который выведет из этого состояния. Поэтому и говорят о смерти газет, журналов, ТВ и радио под натиском гаджетов и их пользователей.

С этой констатацией соглашаться не хочется, да и не нужно, если повнимательнее присмотреться к причинам, приведшим общество к необходимости "придумывания" и развития журналистики. Журналистика существует в ее современном виде вот уже почти шесть веков (в России вполовину меньше), прежде всего, не для пропаганды замыслов царей, не для развлечения их подданных, а для сбора и анализа фактов с целью прогнозирования жизни общества – нас с вами.

В связи с этим показательна аналогия из совершенно другой сферы жизни – искусства оперы и балета. Она родилась у меня потому, что в большие новогодние выходные, помимо лежания на диване, лыжных прогулок по барнаульской тропе здоровья и поездки в горный Алтай, удалось посмотреть прославившуюся роскошью декораций и костюмов новую постановку "Щелкунчика" в новосибирском театре оперы и балета.

Позитивный спектакль заставил поискать отличия городов, в которых есть оперные театры, от тех поселений, которые обходятся без них. Вывод: такие "древние" – постоянно находящиеся в состоянии умирания – институты общества создают вокруг себя благотворную турбулентность не только конечным результатом творчества (влиянием на собравшихся в зале в момент спектакля), но и самой инфраструктурой процесса. Нужны доказательства? Вот они! В городе живут артисты, которые понимают, что городское сообщество находится на таком уровне развития, что готово содержать большую труппу ради чего-то абсолютно абстрактного, непрагматичного (что нельзя съесть или выпить). В городе должны жить музыканты, которых нужно долго обучать в консерватории, допустим, игре на челесте. И которые не должны стремиться при малейшем удобном случае смотаться куда-нибудь в столицу. Для консерватории нужны музыкальные школы со стабильным высокопрофессиональным составом преподавателей. Такая же цепочка легко выстраивается по отношению и другим участникам творческого процесса – балетной труппе, художественному цеху и пр. В итоге таких общественных договоренностей мы имеем город с насыщенной творческой атмосферой, облагораживающей его жителей.

Схожую роль встроенного облагораживателя нравов играют и традиционные качественные СМИ, основу которых составляют журналисты (пишущие и снимающие, рисующие и говорящие).

Да, конечно, журналисты – люди с хорошо подвешенным языком – должны и уметь развлекать вас, уважаемые жители Интернета. Как вы думаете, может быть это стоит делать в процессе вскрытия постоянно меняющихся смыслов, достойных знания и памяти?

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость