Двухэтажные деревянные дома на ул. Димитрова, 152 и пер. Революционном, 114 — часть городского маневренного фонда. Эти дома предназначены быть временным пристанищем для людей, переселенных из ветхого и аварийного жилья, пока они ожидают новые квартиры. Но, как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное: костяк нынешних обитателей бараков въехал сюда еще в 1980-е годы.
Дома эти построили в 1947 году японские военнопленные. В них никогда не было приличной инфраструктуры: туалеты — на улице, вода — из колонки. Барак на Димитрова "Алтайгражданпроект" в 1996 году признал аварийным и опасным для проживания. В дальнейшем это подтверждалось не раз. Так, в 2004 году дом обследовали специалисты МЧС и тоже указали на аварийное состояние. Через пять лет приезжала комиссия под руководством вице-мэра Юрия Петрова.
Что увидела эта комиссия? Судя по протоколу, в 2009 году из-за неравномерной усадки фундамента стены накренились до 8 см, балки и перегородки прогнили, а сам фундамент потрескался. В итоге компания "Стройинжиниринг XXI" сделала заключение: капремонт и реконструкция нецелесообразны, а эксплуатация невозможна. Но дом никто не сносит.
27 лет волокиты
Дольше всех — с 1987 года — здесь обитает Юрий Шнайдер с женой и ребенком. Ранее он жил в доме на ул. Радищева. Тот тоже пришел в негодность, и его продали на дрова. Юрия переселили "до лучших времен" в маневренный фонд, и с тех пор эти самые лучшие времена все никак не наступают. Его почти тридцатилетняя война с бюрократической машиной за получение положенного по закону благоустроенного жилья успехом не увенчалась.
Борьбу Шнайдеру приходится вести сразу по нескольким фронтам: добиться нового жилья и одновременно не потерять занимаемые комнаты на Димитрова. Дело в том, что уже 10 лет городской комитет по ЖКХ упорно пытается выставить на улицу семейство Шнайдеров из маневренного фонда, объявив их самовольщиками.
Впервые претензии чиновники обозначили в 2004 году, когда обратились в суд с иском о выселении, потому что Шнайдеры живут там без регистрации и "вселительных" документов. А кроме этого, переехали из комнаты № 1 в комнаты № 11 и 12. Однако суд эти требования счел беспочвенными и подтвердил: если выселять, то только с предоставлением другого жилья. Ничего не добившись апелляцией, комитет на некоторое время успокоился.
Но в 2010 году чиновники повторили попытку лишить Шнайдеров протекающей крыши над головой и снова успеха не добились. В 2014 году комитет, слегка изменив формулировку претензии (теперь он просит признать Шнайдеров "не приобретшими право пользования"), снова подал иск. В апреле Железнодорожный суд прекратил производство по делу, но чиновники добились отмены этого решения в краевом суде, и теперь тяжба продолжается.
"Забавно, но администрация Железнодорожного района выдала мне удостоверение старшего по подъезду. А теперь чиновники говорят, что я — самовольщик", — Шнайдер показывает "корочку", которую неизменно прилагает в качестве доказательства легальности своего проживания.
В то же время в январе 2014 года городская прокуратура в очередной раз признала, что право Юрия на получение жилья нарушено, а вынесенное ранее предписание главе администрации Барнаула устранить нарушение не выполнено.
Шнайдер в своих мытарствах не одинок: почти все его соседи ждут положенного им жилья по 15–20 лет. "Наши бараки уже несколько раз обещали снести, — говорит Юрий. — А при балансовой стоимости дома в 359 тыс. рублей здесь в 2009 году провели капремонт на сумму около 400 тыс. рублей. При этом толком ничего не сделали. Об этом писали СМИ, после чего приходил сотрудник полиции, смотрел крышу и подтвердил, что между реальностью и отчетами — пропасть. Но дело закончилось лишь тем, что прокуратура, жилинспекция и Роспотребнадзор проверили состояние домов маневренного фонда и оштрафовали городской комитет ЖКХ на 50 тыс. рублей".
Жильцы бараков уверены: их дома не спешат сравнивать с землей потому, что кому-то может быть выгодно их "содержание".
А теперь платите
С недавних пор добавилась еще одна проблема, не менее болезненная. Дело в том, что последние несколько лет "БГЭС" стала присылать жильцам квитанции. Законность этого, а также сами суммы вызывают у жильцов множество вопросов.
Дело в том, что за "коммуналку" жильцы домов маневренного фонда никогда ранее не платили. Это подтверждают имеющиеся у них на руках документы из администрации Барнаула и прокуратуры, которые повторяют друг друга слово в слово: "В домах маневренного фонда не предусмотрена регистрация граждан и оплата жилищно-коммунальных услуг, так как договор найма по месту постоянной регистрации граждан не расторгается".
"Как квартиры давать — так мы тут никто, а как платить — так уж извольте!" — возмущается живущая по соседству со Шнайдерами уже 18 лет Елена Матяж. Она показывает квитанции: "Вот, смотрите, 4425 рублей за электричество за последний месяц. А вот самая большая сумма — 8720. Скажите, это вообще реально, чтобы за месяц столько набежало? При этом квитанции до нас доходят раз в год, и долги скапливаются огромные. “БГЭС” их подсчитывает и подает на нас в суд. С меня лично они взыскивают 44 тыс. рублей. У меня пытались заблокировать зарплатную карту, у соседей изымают половину пенсии. У многих из нас дети — на что нам жить?"
В 2009 году в подъезде Елены и Юрия поставили общедомовой электросчетчик. В 2012 году такой же поставили в соседнем подъезде. Жильцы недоумевают — зачем? "У них какие-то хитрые формы расчетов. Им судья говорит: “Вы покажите, как вы считаете?” Они не смогли ответить", — говорит Елена.
В "БГЭС" поясняют, что в дома муниципальной собственности они подают электричество по условиям контракта с комитетом по ЖКХ. В нем указанных домов нет. А учет они производят по одному счетчику. Второй "не может являться расчетным. Он может выполнять какую-то локальную задачу. Например, считать количество электроэнергии, потраченное на освещение подъезда, и т. д".
Согласно Закону "Об энергосбережении" учет энергоресурсов не производится в ветхих и аварийных домах. Доказать, что их дома относятся именно к такой категории, у жильцов не получается. "Судью не устроили наши копии документов из-за черных печатей. Но с синими нам на руки никто не дает! — возмущается Елена Матяж. — И ничего мы добиться не можем".
Жильцы домов на ул. Димитрова, 152 и пер. Революционном, 114 надеются, что им все же удастся аннулировать долги и добиться перерасчета. Сейчас они готовятся подключить к решению проблемы прокуратуру, подав коллективную жалобу. Люди хотят, чтобы ведомство проверило, насколько правомерно и корректно им начисляют плату за электричество. И продолжают судиться с "БГЭС", которая уже пообещала отключить электроэнергию за долги.
Ждать до 2015 года или дольше
Дома на ул. Димитрова, 152 и пер. Революционном, 114 включены в городскую программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Барнаула на 2013–2017 годы". Согласно плану их должны снести в 2015 году. Кроме этих двух бараков аварийными и подлежащими сносу в документе значатся еще 73 жилых строения. Отметим, что в графе "Количество жителей" напротив этих двух домов стоят прочерки. Но люди там живут и уже слабо верят, что их развалюхи в скором времени снесут и предоставят нормальное жилье.
"Я посмотрел перечень домов, которые должны были снести еще в 2013 году. В списке их 25, я посетил 24 адреса и удивился: демонтирован лишь один из них, — рассказывает Юрий Шнайдер. — Остальные как стояли, так и стоят. И, боюсь, простоят еще долго".
P.S. Уже после подготовки этого материала редакции стало известно, что Октябрьский районный суд не удовлетворил иск "БГЭС" к Елене Матяж (при этом по аналогичному иску к Шнайдеру чуть ранее Железнодорожный суд вставал на сторону поставщика; Юрий подал апелляцию).
Мэрия о ситуации
Денис Ращепкин,
заместитель председателя комитета ЖКХ:
Учитывая, что большинство граждан проживают в указанном доме, не имея на то законных оснований, ранее плата за жилое помещение и коммунальные услуги им не начислялась. В настоящее время она предъявляется по факту проживания.
Учитывая, что указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу, органами местного самоуправления принимаются меры по выселению незаконно проживающих граждан. Вопрос реализации жилищных прав граждан будет решаться в индивидуальном порядке. Снос дома будет произведен после освобождения всех жилых помещений.
Цифра
Более 1 млрд. рублей должны потратить в 2014 году на переселение жителей Алтайского края из аварийных домов.
Самое важное - в нашем Telegram-канале