Жизнь

Парадоксы нацпроекта

Участие в приоритетном проекте по улучшению демографической ситуации в России требует от граждан подчас подлинного героизма…

В  московских женских консультациях снова появились очереди. Знакомая врач констатировала: среди тех, кто в этом году решил завести второго ребенка, немало женщин состоявшихся и обеспеченных, уверенных в будущем. Они не нуждаются в государственной помощи, надеются на себя и приняли ответственное решение, и это, конечно, очень хорошо.

Значительно меньше такой уверенности у молодых, еще не вставших на ноги. Тем более что процент осложнений тревожно высок не только у сорокалетних, но и у двадцатилетних.

По статистике, в последние годы среди беременных, впервые обратившихся к врачу,  больше половины страдают  хроническими заболеваниями, процент  малышей, родившихся раньше срока, тоже высок. К счастью, современные медицинские технологии позволяют выходить и совсем крошечных младенцев, но это дело трудоемкое и дорогостоящее.

У знакомых на днях родился  мальчик. К появлению его на свет родители (обоим уже  хорошо за тридцать) готовились два года, наблюдались у специалистов центра планирования семьи. Малыш родился на полтора месяца раньше положенного, его поместили в специальный кювет для недоношенных (слава богу, такие "инкубаторы" есть во многих российских клиниках). Одна неприятность - сутки нахождения малыша в таком инкубаторе в  медицинском центре, где рожала знакомая (рожала совершенно бесплатно, между прочим), обходится в пять тысяч рублей. Потому что  расположено специальное отделение в коммерческом секторе клиники. То есть сорок пять дней, которые  долгожданный ребенок проведет в ожидании положенного срока, обойдутся  счастливым родителям в такую сумму, что об улучшении жилищных условий (на которые по удачному стечению обстоятельств откладывали деньги) они сразу же перестали думать.  

Конечно, можно было переместить крошку в клинику подешевле или вообще в бесплатную — но родители решили, что жизнь малыша дороже. Разумеется, они вполне отдают себе отчет в том, что это - лишь первая  финансовая проблема из длинного списка, уготовленного нынешней экономической ситуацией и повседневной практикой тем, кто отважился завести детей.

Даже если ребенок вполне здоров и не нуждается в специальном медицинском наблюдении, каждый этап его социализации, начиная с детского сада, оборачивается новыми трудностями и затратами. Начнем с того, что в  муниципальный детский сад - для многих семей недосягаемая роскошь. Даже муниципальный детский сад отнюдь не является бесплатным и вообще не всем по карману — многие мамы предпочитают вообще искать работу на дому до тех пор, пока дети не пойдут в школу, так как заработок на производстве практически не превышает  оплаты за детское учреждение.

Самая большая проблема в том, что детских садов катастрофически не хватает по всей страны. В  Москве, Санкт Петербурге, Краснодаре, в поселках и райцентрах. На местах бывших детсадовских песочниц давно построены гаражи и распивочные. В самих узнаваемых типовых постройках - казино и торговые центры. И никакого желания возвращать их социальным ведомствам чаще всего городские и  региональные власти не проявляют.  

Справедливости ради  стоит сказать, что в некоторых местах, как правило, элитных поселках за высокой оградой, строятся новые пансионаты для подрастающего поколения - но стоимость их такова, что даже высокооплачиваемый специалист, работник частного сектора, не в состоянии ее осилить. 

Доступных детсадов не хватает хронически вот уже много лет, некоторые семьи записываются в очередь с момента регистрации новорожденного в ЗАГСе, но и это не всегда помогает.  Дочь коллеги на днях получила радостное известие о том, что очередь ее трехлетнего сына наконец подошла — и, воодушевленная новостью, направилась к директору садика, где  узнала, что мест нет все равно.  Бедняжка ужасно разнервничалась — между прочим, сама была на восьмом месяце беременности. То есть она представляла идеальную участницу нацпроекта по улучшению демографической ситуации, однако вот от таких расстройств угодила в больницу.

К счастью, все обошлось, и  даже место для мальчика нашли. Даже без взятки. Правда, только после того, как дедушка и муж – оба журналисты – пригрозили скандалом.

Заметим, все происходит в столице, где социальная сфера, в среднем, развита значительно лучше среднероссийской, и уровень медицинской помощи матери и ребенку также значительно выше.

Редкая информация о происходящем в стране наводит на самые невеселые мысли.

Совсем недавно национальная аудитория была потрясена трагедией в Ключевском родильном доме (Алтайский край), где погибла роженица, у другой роженицы умер ребенок, еще две женщины находались в тяжелом состоянии.

Телеэфир на днях бесстрастно сообщил о мытарствах жительниц  многотысячного Кунгура, где вообще  закрыли роддом. И женщин на сносях вывозят из этого города по бездорожью на попутном транспорте за десятки километров.

Да ладно, Кунгур. В двадцати километрах от Первопрестольной, в подмосковном Железнодорожном (между прочим, сто двадцать тысяч только официально зарегистрированного населения), вот уже несколько лет как вообще нет ни одного (!) роддома. А на месте бывшего фирма, принадлежащая непосредственно  городскому голове, построила элитный жилой дом. А  рожениц мужья на свой страх и риск пытаются заранее пристроить то в Балашиху, то в Монино, то даже в Москву - но там не берут, отправляют по месту прописки.

На фоне всего происходящего (примеров подобных великое множество, увы) как-то странно звучат слова об успешном выполнении  задач национальных проектов по решению демографической проблемы. Складывается впечатление, что, как и в советскую пору, декларации о наших свершениях живут своей жизнью, а реальные люди — своей. И эти две реальности ну никак не совпадают.  И так же, как тогда, лозунг и красивые слова важнее нужд и повседневных забот людей.

Хотя, справедливости ради стоит сказать о том, что  именно в области поддержки семей с детьми в 80-е годы были сделаны вполне ощутимые шаги. И уж точно в те годы никому в голову не могло прийти, что рождение детей само по себе способно резко ограничить материальное положение семьи,    а многих женщин — лишить профессиональной перспективы на долгие годы.

Кстати, именно на рубеже 90-х в Ленинграде группа женщин выпустила самиздатские альманахи "Мария", "Женщина и Россия", где, в частности, писали о жестокости и низком качестве медицинского обслуживания  в роддомах. Недовольных вскоре выслали из СССР. И, надо сказать, диссиденты в Европе этих женщин не признали за своих, посчитав их повестку дня слишком мелкой и обыденной (по сравнению со свержением тоталитарной системы Советского Союза).

Сегодня о парадоксах реализации  нацпроектов, а точнее, о полном небрежении и даже презрении к интересам и  судьбе тех, на кого эти проекты по идее  направлены, пишут, хотя и недостаточно, но вполне открыто и повсюду. Ничего после этих публикаций или передач не меняется по сути, даже если наказывают где-то стрелочника ( и то не всегда). Что же должно произойти для того, чтобы это, наконец, изменилось?

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость