Когда Ельцин в декабре 1994-го провел заседание Совета безопасности в Центральной клинической больнице (где находился на лечении), и Совбез одобрил начало первой чеченской войны, мой товарищ, депутат Сергей Юшенков мрачно пошутил: "Следующее такое заседание они проведут в сумасшедшем доме".
Сергею Юшенкову мы еще будем обязаны спасением первых российских пленных, преданных своими большими командирами, это он лежал под "родными" бомбами в Грозном, и это в том числе благодаря ему не удастся замолчать правду о происходившем тогда на Кавказе. Юшенкова потом убьют - у собственного подъезда, в Москве.
Я к тому, что о неизбежных последствиях начатой войны все, кто хотел услышать, услышать мог. В том числе и предсказания о неминуемости того, что война выплеснется на территорию собственно России и прежде всего – в виде терактов. Но тогдашний министр обороны говорил, что возьмет Грозный силами одного парашютно-десантного полка, а полковника Юшенкова называл: "гаденыш".
Полка, как известно, не хватило.
Просто ни Ельцин, ни Грачев, ни все те, кто так славно нажился на этой войне, никогда не читали "Хаджи-Мурата" Льва Николаевича Толстого. Подозреваю, что не читал "Хаджи-Мурата" и Путин.
Кстати, вы не задумывались, почему "полков" никогда в таких случаях не хватает - даже когда несоизмеримо более могучая держава пытается таким образом решить проблему с самой маленькой, ничтожной в военном отношении страною? И дело никак не сводится к исторической правоте той или иной стороны конфликта. Франция не победила Алжир, США – Вьетнам, СССР вовсе не из-за "предательства Горбачева" так и не выиграл войну в Афганистане. И тот же Афганистан, очень боюсь, те же США не победят и сейчас, и уж тем более не победят Иран или Северную Корею, если, не дай бог, те войну все-таки спровоцируют. Просто они будут воевать "в разные войны".
Мой друг долгие годы (еще при советской власти) проработал собкором крупной газеты в Монголии, по совместительству в его "зону" входили также Китай и КНДР, куда он наезжал по два-три раза в год. Эти короткие, вполне туристические набеги в Пхеньян до сих пор служат неиссякаемой темой потрясенных рассказов. Особенно люблю такой. Моему другу, одиноко жившему в огромной пустой гостинице в центре города, было строго предписано ходить по одной стороне улицы, а по другой – не ходить. Естественно, к нему был приставлен неотступный провожатый, которого мой друг обожал донимать нелепыми вопросами. Так почему нельзя ходить по той стороне, а по этой можно? Провожатый вежливо улыбнулся: "А Вы сами подумайте!"
А чего там думать – прыгать надо!.. - как говорил милиционер из анекдота, когда ему предложили ввернуть лампочку и поставили рядом табуретку.
Это я по поводу тех, кто до сих пор полагает, будто сил загнать террористов "в канализацию" нам хватит. А чего? Если наша Исинбаева прыгает выше всех в мире, а на "безопасность" в бюджете этого года выделено аж 726 миллиардов 844 миллиона 703,7 тысячи рублей? Неужели не достаточно? Так еще добавим!
Я получил около сотни ругательских комментов на "Алтапрессе" за заметку, в которой всего лишь предположил, будто надо думать не только о себе и своих представлениях (глубоко верных) о мире, в котором живем. Но и о том, что у кого-то другого эти представления от наших могут отличаться. Понимаете, я прекрасно знаю, что любой теракт против мирного населения до дрожи подл и бесчестен. Но "у них" на этот счет просто другая точка зрения, для меня абсолютно неприемлемая, но – увы! – существующая. И не считаться с ней не разумно – прежде всего из соображений самосохранения. И попробуйте разбить логику: а в чем больше виноват МОЙ ребенок, погибший под ВАШЕЙ бомбой, чем ВАШ, погибший от моей? Вы сумеете убедить, что слова МОЙ и ВАШ здесь недопустимы? Что преступление – и то, и другое? Вы, что, и сами так думаете? Не врите. ИХ детей вы не считаете, ИХ стариков вам не жалко, ИХ кровь вы списываете на неизбежные издержки, на то, что – сами виноваты. А мы – не виноваты ни в чем, да? Ишь, писали мне, Сталина вспомнил с его депортациями, он что, врагов у себя в тылу должен был оставить? Так и писали: врагов. Старики и дети в этих эшелонах мерли как мухи. Мы это давно забыли. А "они"? И когда мы утверждаем, что Сталин был прав, "они" должны просто согласиться с нами в нашем понимании исторической неизбежности?
Мы не желаем каяться за Сталина, а гордиться им готовы. Не только очень непоследовательно – просто опасно: мы в полном смысле слова вызываем огонь на себя.
Сын за отца не отвечает! – вспоминаем в таких случаях мы. Но кто ответит за Отца?
И последнее, глубоко личное.
Кто-то из комментаторов ехидно прошелся насчет того, что я написал: шесть лет назад я на пять минут не успел в тот самый вагон, который был взорван на станции "Автозаводская" - рядом с моим домом. Комментатор утверждает, что посчитал: таких как я, не успевших на пять минут, он в Интернете насчитал десятки.
Можно объяснить комментатору, то, что москвичу можно не объяснять: ни в какой другой вагон на "Автозаводской", если собираюсь делать пересадку на "Павелецкой", я сесть не мог и не сажусь, экономлю время. Но дело не в этом.
Я, помню, вышел из метро (еще даже оцепление не выставили, остановили только у эскалаторов, сказали: поездов не будет - "по техническим причинам") и у автобусной остановки влился в толпу из сотен ничего не понимающих людей. Сейчас подумал: они ведь ВСЕ, как и я, НА ПЯТЬ МИНУТ не успели к тому самому вагону.
Понимаете? Несколько сот человек.
И всем повезло.
Просто повезло.
Самое важное - в нашем Telegram-канале