В интервью нашему корреспонденту Александр рассказал, что в телеверсию не попали удачные моменты выступления, а из реплик членов жюри оставили только самые резкие слова. Но мужчина не утратил энтузиазма и рассказывал о своей мечте- стать миллионером за счёт рекордов.
На прошлой неделе мы узнали, что Александр Георгиевич покончил с собой. 10 сентября он отметил своё 57-летие. А 15 -го повесился в доме своей матери. Мы побывали в родном селе музыканта и попытались узнать, что же стало причиной трагедии.
"Перевёрнутый" баян и детские носочки
"Вы ужасно фальшивите! Как можно так относиться к инструменту?"- брезгливо поморщилась Татьяна Толстая, прервав выступление музыканта. "Зачем играть ногами, если можно нормально это делать руками?" - возмутился Александр Масляков.
А почему талантливый музыкант, выпускник классической Новосибирской консерватории, начал играть "перевёрнутым" способом? Да кому это интересно?
"Да как такого человека вообще можно к детям подпускать?!" - спросила Толстая, услышав, что Малютин работает в детском саду.
Откуда Татьяне Никитичне было знать, что во внутреннем кармане концертного пиджака Александра Георгиевича лежат маленькие детские носочки - единственное, что осталось в память о сыновьях.
Как рассказала нам вдова музыканта, Нина Панарина, первая жена ушла от Александра Георгиевича, когда мальчики были ещё совсем маленькие. Олегу только исполнилось шесть, а Жене было всего четыре с половиной года. Женщина запретила ему видеться с сыновьями. У Малютина не осталось даже ни одной фотографии с детьми. А вот носочки Олега- единственное, что удалось сберечь, - он всю жизнь носил с собой.
После развода Александр Малютин ушёл из Кемеровского музыкального училища, где преподавал вместе с женой. Квартира осталось семье. Чтобы как-то прокормиться, ловил рыбу, собирал ягоду и продавал на дороге. Спустя годы он рассказывал Нине Ивановне:
- Понимаешь, я же не знал, как мне жить без них дальше. И, чтоб хоть как-то спастись тогда, и начал на перевёрнутом баяне играть.
Потом Александр Малютин переехал в Омск, а оттуда до родного Алтайского добирался на велосипеде. Денег на поезд не было.
- Я Саше пообещала, что семью его найду. Они, и правда, сюда приехали: и Женя, и Олег, и Людмила. Правда, уже когда мы 40 дней отмечали. Мы на могиле стоим, а Олег мне говорит: "Да как же так получилось? Я думал, что он меня позовёт". А Саша мне всегда говорил: "Как я их о чём-то просить могу, если для них ничего не сделал?".
Уезжая в Москву, сыновья забрали все вещи отца - часы, очки, кассеты, которые он делал для "Минуты славы". Кстати, ни Олег, ни Женя не стали музыкантами - оба окончили Баумановское училище и работают программистами.
"Вот бы ещё что-нибудь эдакое!"
Как любой артист, Александр Малютин хотел признания.
- Помню, он приходит ко мне и спрашивает: а вы не против, если я в субботу выйду на площадь и играть буду? - с улыбкой вспоминает Валентина Ларионова, заведующая детсадом.
- Он часто на улице просто играл, мы ему концерты устраивать здесь разрешали, - говорит Валентина Гаврилова, директор школы искусств. - Единственное, чего мы не одобряли, так это его "перёвёрнутый способ". Он же на баяне играл действительно гениально. Как никто! А этот способ всё портил. Но всё равно, он раз или два музыкальные марафоны устраивал - играл 24 часа для книги рекордов. Мы тут как наблюдатели сидели, всю ночь слушали.
- Александр Георгиевич к нам часто приходил. Он всё переписку вёл с Книгой рекордов Гиннесса и письма нам нёс. Там всё на английском, мы и переводить помогали. А в ответ одно: "Всё у вас хорошо, да вот бы ещё что-нибудь эдакое".
Библиотекарь школы искусств Людмила Бжицких на протяжении многих лет собирала все вырезки об Александре Малютине. Здесь и первая заметка в газете "За изобилие" 1965 года про одарённого мальчика Сашу, который то на самосвале, то на автобусе добирается до школы; и диплом за участие в Дне города Москвы в 2004 году от зама Лужкова.
Безработный музыкант
- Ну вот, вылез и опозорился на весь Алтайский край, - сказал Малютин сразу после выступления на Первом канале. - Теперь с работы точно уволят.
- Вы поймите, он же не педагогический работник! Играл он на баяне замечательно, а с детьми-дошкольниками работать не умел! - убеждает нас заведующая детским садом "Светлячок" (здесь Малютин проработал последние два года) Валентина Ларионова. - Я его не увольняла. Он работал по договору - в мае срок истёк, и мы его не стали продлевать, потому что работы ему не было. Мы старшую группу выпустили, и осталась всего одна - а он и так на полставки работал, а было бы 0,25.
Кстати, осенью вторую группу набрали, а сейчас Валентина Георгиевна принимает на работу нового музруководителя.
- Музыкант он был от бога, но с детьми работать совсем не умел, - вторит ещё один бывший начальник Малютина - директор Алтайской школы искусств Валентина Гаврилова. - Все его ученики рано или поздно бросали заниматься музыкой. Мы же коммерческая организация, когда у него не осталось учеников, мы просто вынуждены были его уволить.
- К нему ученики и домой приходили, - рассказывает Нина Панарина, показывая нам комнату Александра Георгиевича.
И вспоминает, как однажды муж решил устроить конкурс для ребят из музыкальной школы. Денег на мероприятие не было. Это "непедагогического" работника не остановило. С табличкой "Сбор средств для конкурса музыкантов Алтайской школы" он несколько недель ходил по селу. Размер пожертвования Малютин определил сам - 50 копеек. И деньги на призы победителям в итоге собрал.
- Саша был совсем как ребёнок, его материальная сторона совсем не интересовала. Он сначала в школе искусств работал на полторы ставки. Он же кроме баяна ещё фортепьяно и гитару мог преподавать. Помню, приехали его друзья, которые тоже в этой школе работали. Там и муж, и жена - педагоги. Он приходит и говорит: "Слушай, у них же дети. Я отдам часть нагрузки. Им нужнее”, - вспоминает Нина Ивановна.
Шерше ля фам?
Вдова считает, что Александра Георгиевича из школы просто выжили. Работы на селе не так много, зарплаты в той же школе невысокие. А тут сразу три инструмента человек под себя забрал.
- Не всё понятно и с увольнением из "Светлячка". Некоторые странности в поведении у него были, - говорит Валентина Георгиевна, - он мог неожиданно на занятии впасть в такое настроение- начать корчить рожи, ругаться матом. Ну как бы в шутку с детьми. У нас инцидент был: одна воспитательница сделала замечание, а он не обратил внимания.
Тогда она его припугнула, что записала на телефон, и вышел конфликт.
В разговоре с вдовой музыканта Ниной Ивановной мы между делом поинтересовались, любил ли Александр Георгиевич крепкое словцо:
- Ой, да что вы, - рассмеялась женщина. - Он вообще никогда не ругался. Когда что-то совсем плохое случалось, он уходил на другой конец огорода и три раза говорил "Блин! Блин! Блин!". Потом брал гитару или уходил в горы и вообще не разговаривал. Тогда я понимала, что действительно его сейчас лучше не трогать. За девять лет ни одного мата от него не слышала.
Тогда мы передали ей слова заведующей. В ответ услышали:
- Насколько я знаю, там причины конфликта в другом были. Саша одной даме понравился, я уж там не знаю, кому именно, а он взаимностью не ответил. Вот потом и начались эти козни.
Воспитательница, которая жаловалась на недостойное поведение, общаться с нашими корреспондентами отказалась.
- Знаете, если бы у Саши была работа, этого, может, и не случилось бы. Подумайте сами: каково это мужчине зарабатывать 1500 рублей в месяц. Его это очень угнетало, - добавила Нина Ивановна Панарина.
Дела семейные
Вернуться в Алтайское Александра Малютина заставила ещё и болезнь матери. Анастасия Александровна умерла три года назад, сын ухаживал за ней до последнего дня. Из-за ветхого домика матери в селе Сараса между Малютиным и его сестрой возник конфликт. Сестра настаивала на продаже дома, а Александр Георгиевич хотел сохранить его в память о родителях - тем более что больших денег за него не выручишь. Как утверждает Нина Ивановна, конфликт этот так и не разрешился.
15 сентября Александр Георгиевич пошёл в Сарасу, чтобы убрать в доме. Соседи ему передали два письма от сестры. Вдова не стала показывать нам эти письма, но рассказала, что следователь, прочитав одно из них, сказал: "Ни за что не поверишь, что писала женщина! Столько яда в письме!". Домой Малютин в тот день не вернулся: он повесился на том же крючке, где почти шестьдесят лет назад висела его люлька.
Самое важное - в нашем Telegram-канале